БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №114 > Образ и реальность
В номере №114

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Образ и реальность
Ольга КСЕНДЗЮК

В каждой дамской сумочке есть один «магический» предмет – зеркальце. Предмет необходимости, удовольствия, огорчений, суеверий, культурных изысканий и литературных игр.

«…Ты в земных зеркалах
не найдешь своего отраженья».
В. Шефнер

Казалось бы, что может быть правдивее зеркального отражения? Но и оно не дает подлинного представления о себе, потому что в зеркале правое становится левым, и к этому мы привыкаем. Потом с удивлением смотрим на себя в любительском видеоклипе: оказывается, вот как мы двигаемся и улыбаемся. Но даже бесстрастная камера не скажет окончательной истины. Потому что это не мы, а наше изображение, сделанное с помощью техники конкретным человеком, с его точки зрения.

Неизбежно вспоминается Кэрролл с его «Страной Чудес» и «Зазеркальем»: детские книги для взрослых, жутковатые сновидения, куда «добрый» писатель отправил погулять маленькую девочку. Сновидения, буквально нашпигованные как личными особенностями автора, так и самыми разными идеями и догадками. Многие из них обсуждаются до сих пор.

«Ни один физик не сможет ответить на вопросы Алисы, как выглядит циферблат часов "по ту сторону" зеркала и есть ли в Зазеркалье огонь в камине. … Уже в начале книги Алисе приходит в голову, что пить "зазеркальное" молоко может быть вредно для здоровья. Потребовалось более полувека, прежде чем модель антимира появилась в физике»1.

В те времена, когда на ярмарках только стали продаваться маленькие зеркала, один деревенский еврей увидел такое зеркало и изумился: «Не может быть, это же портрет моего умершего отца! Он будто живой!»
Еврей купил зеркало и спрятал в мешочек, где хранил филактерии. Каждый раз, произнося заупокойную молитву по отцу, он вынимал «портрет» и смотрел на него. Жена его, заметив это, когда мужа не было дома, нашла зеркальце. Посмотрела в него: «Горе мне! Это живой волшебный портрет какой-то женщины. Наверное, он познакомился с ней в городе».
Плача, она побежала к своему отцу жаловаться. Отец – красивый, седобородый старик с исполненным достоинства лицом, – взял зеркало и заглянул в него.
– Дитя мое! – воскликнул он. – Что ты такое говоришь? Я вижу в этом стекле мудреца!
(evrofilm.com)
Известную нам с детства балладу об ужасном Бармаглоте и хливких шорьках Алиса смогла прочесть, поднеся к зеркалу книгу, напечатанную «наоборот». Прочесть-то прочла, только многие слова в нем были несуществующими. Позже их объяснил Алисе несравненный Шалтай-Болтай. Однако стихи заворожили Алису, а вслед за ней и целые поколения читателей: они наводили «на всякие мысли – хоть я и не знаю, на какие…». Кэрроллу удалось показать, что бессмыслица может быть понятной и даже вызывать эмоции, если она составлена грамматически правильно и по законам языка. В сущности, перед нами модель языковых конструкций.

Объект и его модель, вещь и ее имя, теория и жизнь, оригинал и изображение, персонаж и прототип… Эти пары множатся и множатся, в свою очередь, становясь частью воспринимаемого мира, предметом описания и изучения. Процесс порождения отражений бесконечен. И наука, и искусство – разные способы отражения и постижения реальности. Художник, отталкиваясь от «прототипа», создает образ – модель, включающую отражение «предмета» и свое собственное отражение. Ученые конструируют свои концепции, опираясь на известные законы и новые исследования. И чем дальше в лес, тем толще научные труды и сложнее картина мира.

Когда умирает человек, завешивание зеркала символизирует удаление от всего суетного и погружение в траур. Не пристало любоваться собой и продолжать заботиться о своем внешнем облике... Этот обычай имеет и более глубокий смысл. Смерть близкого человека и скорбь по нему пробуждают в нас чувство раскаяния, сознание собственного несовершенства. Наш собственный образ померк, мы не хотим видеть его отражение, и еще многое надо исправить в себе (machanaim.org)
Мы с вами тоже ежедневно вносим свою долю в умножение образов реальности. Не только когда фотографируем, рисуем, пишем. Даже когда просто беседуем, рассказываем о вчерашнем походе по магазинам, делимся переживаниями, – мы «дописываем» какую-то частичку, постоянно достраивая свой мир.

Между реальностью и нами всегда стоит восприятие. Взаимодействуя с миром, мы проверяем свое восприятие, тестируем реальность. Правда ли на улице холодно? Тот человек меня любит, или это моя фантазия? Что будет, когда я пойду в другую сторону? Когда личная модель реальности меняется, мы называем это опытом.
«Мир – это зеркало, – утверждал Баал-Шем Тов. – Недостатки, которые мы видим в других людях, на самом деле – в нас. И нам остается научиться осознавать это» (evrey.com).

Образ и реальность не равны друг другу, они всегда будут отличаться. Человеку же свойственно их отождествлять, что приводит к массе недоразумений. «Как описать историю? Лучше всего просто изложить происшедшее. Описать, объяснить событие себе или миру можно, лишь рассказав о нем. Это – акт восстановления равновесия, это – сон…» (Н.?Гейман, «Американские боги»).

Движение между действительностью и отражением – текучий, тревожный и завораживающий процесс. Где настоящее, на что опираться? Раз вы живете и действуете, вы нашли собственный ответ на этот вопрос. По поводу понятия реальности вообще много ломали копья. От бессилия доходили и до полного отрицания таковой. «Нет ничего. А кто думает иначе, тот заблуждается». Это один из самых забавных эпизодов у Ст. Лема в «Дневниках Ийона Тихого»: представители разных философских школ разворачивают яростную дискуссию, доходящую до абсурда. Причем четыре тома энциклопедии они отвели рассмотрению слова «является»… А попробуйте объяснить, что такое сознание, как работает мозг! Сколько бы ни рассуждали мы о нейронных сетях и нервных импульсах, это напоминает старую историю о человеке, который долго расспрашивал об электричестве и вроде все понял – кроме того, откуда же оно берется.

Есть такой работающий проект «Second Life» («вторая жизнь») – трехмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, им пользуется больше миллиона человек. Он непохож на обычную игру: не надо выполнять задания по сюжету, зарабатывать очки. Здесь можно выбрать способ виртуального существования – участие в сообществах по интересам, «создание» товаров, предметов искусства, строительство, общение в чате, путешествия по примечательным местам виртуального мира, ролевые игры и т.д. Пользователи могут взаимодействовать с окружением и свободно перемещаться в трехмерном пространстве. Интернет-среда строит свой мир, многоликое отражение реального, и никто не знает, к чему это в конце концов приведет.

Роль модели, макета, образа – упростить, сделать наглядной природу явления. Она несет в себе неизбежные искажения, это «удаленная и обобщенная копия оригинала, такого понятия, как завершенная модель, не существует. Модель – это не истина. Она может только работать – или не работать» (Дж. О'Коннор).

Однако хорошая модель многогранна. Древо сфирот, например, – это и средоточие мистики каббалистов, и мощный философский концепт, и руководство к повседневному действию и анализу человеческого поведения (см. МТ №111). Глубокий художественный образ тоже многогранен, и иногда его прочтение далеко уходит от авторского замысла.
В Иерусалиме, в музее Израиля, рядом находятся две картины, обе написанные бельгийскими художниками-сюрреалистами. Одна?– «Замок в Пиренеях» (1959) Р. Маг­ритта. Между морем и небом безо всякой опоры висит каменная глыба, а из вершины ее вырастает старинный замок. Картина очень проста, но вызывает двойственные ощущения – воздушность и тяжесть, хрупкость и угроза, реалистичность и фантастика. Небо с морем прекрасны и убедительны, а над ними парит эта странная штука, словно свифтовский летающий остров.

Другая работа – «Ждущие освобождения» (1944) П. Дельво. В небольшом зале старинной библиотеки, в живых, непринужденных позах расположились… скелеты, беседующие друг с другом. В картине много света и воздуха.
Профессор И. Дацковский2 считает, что эти картины объединяет тема небесного Иерусалима.

В еврейской душе живет образ двух Иерусалимов: земного – и небесного, сотканного из света и духа, цельного, отдельного от земли, неподвластного времени. Населяют его «вечные души, занятые вневременным познанием, нескончаемой работой духа и разума». Дацков­ский усмотрел в картине Дельво не символы бренности, а царство духа и Знания, библиотеку небесного Иерусалима. Причем участники этого удивительного сборища не нуждаются в том, чтобы открывать книги – тексты отпечатаны в их памяти. Автор добавляет, что подлинные знатоки Торы, общаясь между собой, и впрямь не нуждаются в кавычках и ссылках на источники, когда цитируют ТАНАХ или Талмуд: эти книги они помнят наизусть.

«Евреи должны были выполнять все обычные земные функции людей этого мира, куда они временно командированы для исполнения особой работы – изменения, возвышения, огранки своей души… Еврей, живущий по-еврейски, всегда находится в двух мирах, одновременно парит над землей и водой, находясь в ином пространстве – пространстве Познания. Живя в этом мире, он не покидает вечный небесный Иерусалим и его библиотеку»


1Ю.А.Данилов, Я.А. Смородинский. Физик читает Кэрролла
2«Еврейское существование: сюрреализм», maof.rjews.net

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №114 > Образ и реальность
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 06:14:55
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов