БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №121 > Одесса. ХХI век. Ханука
В номере №121

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Одесса. ХХI век. Ханука
Николь ТОЛКАЧЕВА

Традиционное пожелание «хорошей недели» сегодня прозвучало просто издевательски, неделька мне предстояла та еще. Накануне Шабата стало понятно, что «сместитель времени» вышел из строя. Еще повезло, что я не застряла в пятнице и не проболталась там сутки, пока у всех нормальных людей была суббота. Итак, после Шабата, безрезультатно понажимав на кнопку «Вкл», я распрощалась с планами быть в нескольких местах одновременно. По сравнению с этим все остальные неурядицы были сущей ерундой. Домашний помощник выбрал совсем неподходящий костюм, в фейс-принтере закончилась пудра, а одомашненная робособака сгрызла универсальный сапог. Хануку-2012 мне предстояло провести так, словно я живу не в описанном фантастами будущем, а в привычном уже всем нам 21 веке.

Вот так, без помощи фантастических изобретений, спеша и опаздывая в своем 21 веке, я ехала на торжественное празднование 10-летия Еврейского музея Одессы, на открытие второго фестиваля «КиноМиг» и на церемонию зажжения первой ханукальной свечи. А приехала – на бал.
Я никогда раньше не бывала на балу, но поняла, что настоящий бал должен быть именно таким. Нарядно, торжественно и в то же время – легко и непринужденно. Тут каждый мог найти себе занятие по вкусу. Можно было посмотреть в холле работы лучших фотохудожников Одессы, а можно было спуститься в просмотровый зал и познакомиться заранее с фильмами-конкурсантами «КиноМига». Можно было встретить старых знакомых, а можно было обзавестись знакомствами новыми. Меломаны могли наслаждаться джазовыми импровизациями легендарного одесского пианиста Сергея Терентьева, а любопытные могли просто встречать гостей.

ИзменитьУбрать
(0)

Но оказалось, что это только прелюдия к празднику. Как и положено на балу, всех гостей пригласили подняться в бальную залу. Она была удивительна! Со стен и окон на нас смотрела старая Одесса, сошедшая со старых открыток из коллекции Анатолия Дроздовского. Вдали виднелся один из символов города – Воронцовский маяк, в окружении легких белых облаков, парящих под потолком в компании черноморских чаек, с типично одесскими выражениями клювов и глаз. Эта облачно-одесская композиция появилась здесь стараниями мигдалевцев и дизайнера Алисы Муленсон. Кулинарную часть праздничной атмосферы обеспечивал изящно сервированный фуршет от ресторана «Розмарин».
Ничто так не подчеркивает атмосферу праздника, как свечи, тем более, если этот праздник – Ханука. Первая свеча праздника начала ханукальный отсчет и открыла торжественную часть вечера. Речи, поздравления и тосты, знакомство с гостями и жюри «КиноМига», слайд-дшоу от музея «Мигдаль-Шорашим» и Михаила Рашковецкого – десять минут, за которыми притаились десять лет ежедневной работы.
И, конечно же, музыка. Какой же бал без музыки и танцев? Праздничную и одесскую атмосферу со-творили группа «Фолкленд» и «Мамины дети». Именно они заставляли сердца радоваться, а ноги танцевать.

Когда вечер закончился и гости стали разъезжаться, душу согревала мысль, что еще восемь дней будут гореть ханукальные свечи…
Первый и главный конкурсный день кинофестиваля был сложным. Потому что очень непросто сделать что-то впервые и сделать это хорошо. Куда сложнее сделать еще раз и лучше. Оргкомитету Второго международного еврейского фестиваля «КиноМиг» это удалось. На этот раз в программе были представлены фильмы из 9 стран, включая Великобританию, Израиль, Францию, США, Польшу и СНГ.

Самых терпеливых зрителей фестиваль порадовал несколькими киношедеврами. Временами даже казалось, что мы смотрим на участников внеконкурсного показа. Но нет, весь этот показ был сугубо соревновательный. Кроме того, что фильмы конкурировали друг с другом, за зрительское внимание с ними конкурировали мастер-классы и творческие встречи с гостями фестиваля.
И тут опять пришлось пожалеть об отсутствии в быту фантастических изобретений, позволяющих оказаться в нескольких местах одновременно. Вот если бы я владела таким, то не пришлось бы покидать зрительский зал для того чтобы попасть на мастер-классы. А потом не пришлось бы сожалеть об оставленных полигонах обмена творческим опытом, потому что очень хотелось узнать, что же сейчас на фестивальном экране… Конечно, у каждого зрителя были свои фавориты, у жюри – свои, у организаторов – свои, а у – меня свои собственные.

ИзменитьУбрать
Кадр из фильма «Люкс для новобрачных»
(0)

Фильм «Люкс для новобрачных» (Великобритания) – тонкая, лирическая и смешная, пропитанная реалиями современной еврейской жизни картина. Это фильм о том, что же происходит в комнате уединения между молодыми людьми, только что вступившими в еврейский брак. По сути, это их первое настоящее знакомство, это те минуты, за которые они должны понять, готовы ли начать общую жизнь.
«Борис Карафелов» – возможно, вам незнакомо имя этого современного художника, но вы точно знакомы с его любимой моделью. Дина Рубина – его жена и муза. Он и его друзья вдохновили ее на роман «Белая голубка Кордовы». Прекрасный фильм, прекрасные герои и прекрасная живопись.
«Ваня» – непростая история о недетском, сиротском мире, о детях в ожидании мамы, забывающих о том, что они дети, и о том, что они люди. Обязательно надо смотреть всем, кто случайно в своем взрослом мире позабыл, что такое бездонное детское горе.
«Буффонада на тему чужих денег» – задорное, фантазийное, прекрасно сыгранное зрелище. Цельное и от начала до конца выдержанное в одном стиле. Сюжет совершенно невозможно описать в одном предложении. Разве что еще раз повторить название – это действительно буффонада на тему чужих денег­.
«О чем говорят евреи» – фильм наших, мигдалевских, подростков. И поэтому для нас он вне конкурса, а они – молодцы. А еще по этому небольшому фильму, рассказывающему о том, чем же евреи отличаются от других людей, видно, сколько взрослого труда эти уже не маленькие, но еще и не большие дети в него смогли вложить.
Но конкурсным показом и награждением победителей фестиваль не закончился, потому что всю неделю киноманы могли сверяться с расписанием «КиноМига» и смотреть разное хорошее кино.

И тем более, на этом не закончилась Ханука и множество праздничных встреч. Каждый день приходилось решать: что же выбрать, что успеть, куда попасть. Шестнадцать мероприятий за восемь дней – это был просто какой-то ханукальный марафон. Игровое казино, турнир по «Что? Где? Когда?», квест для экскурсоводов и просто любителей города. Каждый день – открытие выставки, а то и двух: пять одесских музеев откликнулись на 10-летие еврейского музея собственными экспозициями, плюс выставка собственно в залах юбиляра и в центре «Мигдаль». Романтический вечер при восьми ханукальных свечах в ресторане «Розмарин» в сопровождении джаза от Тараса Кузнецова и Виталия Фесенко – все это наполняло наши дни ощущением праздника.
Ну и иначе, чем праздничным фейерверком, не назовешь события последнего дня Хануки. Утро начиналось радостно и весело – встречей детей всех возрастов в гостеприимном Кукольном театре. Но то, что происходило на сцене, превзошло все ожидания. Весь утренник смотрелся на одном дыхании, а некоторые номера хотелось сразу же посмотреть несколько раз подряд.

Удивила и порадовала хорошая актерская работа юных мигдалевских театралов – это было и интересно, и талантливо. Им на пятки уже пытаются наступать юные мазлтовцы с песнями, танцами и стихами. И конечно, надо отдельно отметить работу всех танцевальных коллективов, руководимых Юлией Твориловой. Я боюсь сбиться со счета, сколько у нее подопечных разных возрастов, и все они вышли­ на сцену в этот день. Вышла на сцену и она сама, с сыном Левушкой и другими мамами с грудничками, в номере, посвященном Чарли Чаплину. Но «гвоздем» программы, несомненно, стал танец о приключениях юных исследователей в джунглях, об их встрече с диким племенем и о том, что из этого всего вышло. Это яркое зрелище вызвало просто бурю эмоций в зале и стало достойным финалом детской части Хануки. В награду же всем маленьким участникам концерта был подарен настоящий кукольный спектакль.

Завершилось недельное празднование 10-летия Еврейского музея Одессы открытием в одесском Художественном музее выставки «Обыкновенное чудо». Выставка эта, словно тот самый, воспетый мною фантастический механизм, дала возможность охватить взглядом творчество художников-евреев
19-21 веков. Пройдя по выставочным залам, можно было увидеть, как менялся мир, и вместе с ним менялся взгляд на него из одной и той же точки мира, из Одессы. Впервые в таком сочетании была собрана очень разная живопись из очень разных коллекций, чтобы представить сложную мозаику идущего времени. И это само по себе было чудо.
Но еще большим чудом был повод, по которому она открылась: ведь всего десять лет назад у Одессы была еврейская история, были евреи и не было еврейского музея.
Закончилась Ханука, а все воспоминания о ней не помещаются даже на несколько выделенных журнальных страниц. Только вот я все думаю: как это они – все, кто для нас этот праздник делали, как они везде успевали… Может быть, «сместитель времени» все таки существует?
А ведь совсем скоро еще одно не менее грандиозное событие – 21-й День рождения «Мигдаля».

Мини-интервью с гостями «КиноМига»

Дэн Эдельштайн (Великобритания), английский режиссер, музыкант и писатель

ИзменитьУбрать
(0)

Как вы попали на кинофестиваль в Одессу?
– Администрация фестиваля еврейских фильмов Великобритании делегировала меня на ваш фестиваль. Они получили приглашение и решили, что принять участие в таком фестивале – в Украине, в Одессе – просто необходимо.

 – А что сыграло решающую роль в том, что вы приняли это приглашение?
 – Я согласился, потому что я уже был в Украине, у меня здесь еврейские корни. Кроме того, фестиваль поддержал ранее мой фильм «Как восстановить водочную империю».

Дэн, вы снимаете фильмы профессионально или для собственного удовольствия?
– Я делаю фильмы, потому что люблю рассказывать истории. И поэтому я снимаю фильмы, в которые сам верю. Они не нацелены на достижение финансового успеха. Мой успех – это интересная история. Но я снимаю и коммерческие фильмы. После того как был сделан фильм «Как восстановить водочную империю», мне пришло несколько денежных заказов, в том числе и от английского «Четвертого телеканала». Если раньше эти две линии в моей жизни были разделены, то фильм многое изменил и соединил их.

А с чего все началось?
– Фильм «Как восстановить водочную империю» делался шесть лет. Дневник моей бабушки Маруси, обнаруженный в сундуке, стал свое­образной машиной времени – я словно жил в ней эти шесть лет , перелетая из одного времени в другое.

Эта находка, что она изменила в вас? Вы что-то знали о своем еврействе, о том, что вы родом из Украины?
– Не очень. У меня евреем был отец, который умер, когда мне было всего три года. С этого момента вся моя еврейская история была упрятана в бабушкин сундук. Сам я вырос в 90-е годы в Северной Ирландии. А она тогда была полна бомб, террористов и страшных историй. Поэтому для меня семейной историей было противостояние между католиками и протестантами. Мама много рассказывала о еврейской истории, но не потому, что хотела рассказать о евреях, а чтобы я что-то знал об отце. Но меня тогда это не затрагивало.

Удивительно, что дневник бабушки так перевернул ваше сознание. Вероятно, она была очень талантлива.
 – Для меня бабушка – одна из самых талантливых писательниц. Она отлично умела рассказывать истории.

Расскажите еще немного о своем фильме и о своем исследовании семейной истории.
– Моим первым шагом на этом пути было найти хоть что-то о фамилии «Зорахович». Единственное, что я знал, кроме этой фамилии, – что были родственники по фамилии Гоммельфанд. И смешное название «Дубо­вязовка». Но бабушкин дневник, дневник Маруси, – как карта со спрятанным сокровищем, вел меня.
Людям не очень интересны семейные истории, но я считаю, что нет никаких трафаретов для создания фильма, имеет смысл лишь следовать своему инстинкту художника. При создании фильма я жонглировал всеми оказавшимися в моих руках средствами и идеями. В ходе расследования в Одесском архиве, а затем и в Киевском, мы нашли село, сохранившее название Дубовязовка. В этом селе было сахарное производство тех самых родственников – Гоммельфандов. Но оно оказалось полностью разрушенным. Еще мы нашли работающий спиртовой завод, когда-то принадлежавший семье Зорахович. И этот факт полностью изменил концепцию фильма. У меня появилась мысль, поначалу показавшаяся сумасшедшей: а что, если воссоздать бывшую водочную империю? Эта идея была курьезной, и я воспользовался этим. И этот посыл привел к другому, новому смыслу фильма.

В чем идея бренда «Зорахович»?
– Основная идея бренда состоит в том, чтобы привнести в обыденные вещи импульс времени и истории. Поэтому фильм существует в двух временных пластах, постоянно пересекающихся. Например, ласточки – это и символ фильма, и это ласточки на бутылке водки «Зорахович», и стаи ласточек в самом фильме – это все ласточки на рисунках Маруси. И это символ эмиграции.

Александр Бобровский (Украина)

Александр, на нашем фестивале вы сопровождаете Дэниела. А чем вы вообще занимаетесь и как попали на наш фестиваль?
– Я с Дэном познакомился совершенно случайно в его первый приезд – шесть лет назад. Я тогда работал в одной из общинных программ. Дэн, начиная свой фильм, написал во многие еврейские организации с просьбой оказать помощь в работе. И наша организация тоже получила его письмо, правда, на него не ответила. Однако после личной просьбы одной моей знакомой я согласился присоединиться к Дэну.
Я окончил Международный Соломонов университет в Киеве, а также специализированную университетскую программу в Стокгольме, и понимал, что моя помощь может понадобиться. За время работы мы с Дэном стали партнерами по работе в Украине. И я рад, что смог посодействовать тому, что бренд «Водка Зорахович» стал реальностью. Бренд работает в Великобритании, и оттуда приходят заказы, а я здесь обеспечиваю их выполнение, в том числе и само производство. Когда поступило приглашение приехать на кинофестиваль, Дэн привлек меня для помощи. Он приехал с семьей, с маленькими детьми, и одному справиться со всем ему было бы сложно.

Ваши впечатления от фестиваля?
– Меня тронула общинность и семейность всего происходящего. Люди – на слайдах, на фотографиях и в зале. Впечатление, что все друг друга знают, и при этом нет ощущения местечковости. Есть чувство естественности и непосредственности всего происходящего – и это очень по-современному.

Дебора Салех (Польша), член отборочной комиссии польского фестиваля «Еврейские мотивы», автор и радиоведущая джазовой программы

ИзменитьУбрать
(0)

Дебора, как вы попали на кинофестиваль в Одессу?
– Я член сообщества «Еврей­ские мотивы» из Варшавы, и мы сами организовываем и патронируем подобные фестивали.

Что вам больше всего понравилось – Одесса, фильмы, атмосфера?
– Я в Одессе уже шестой раз, и мне здесь нравится. Мне понравился фестиваль, было много хороших фильмов. Много анимации, в основном, из Англии и Израиля.

Тарас Вархотов (Россия), кандидат философских наук, доцент МГУ, киновед

ИзменитьУбрать
(0)

Как вы попали на фестиваль?
– Этим летом я впервые в жизни попал в Одессу, а в Одессе забрел в еврейский музей, познакомился с ребятами из «Мигдаля», и они пригласили меня на кинофестиваль.

Как вам нравится Одесса?
– Я влюблен в нее и готов сюда возвращаться не раз. Для москвича влюбиться в другой город сложно, все осознается ленивой провинцией. Но Одесса выглядит нарядной и европейской. В ней чувствуется жизнь, движение жизни. Мне, например, очень понравился крохотный театр «На Чайной».

Что вы не успели сказать на своем мастер-классе?
– Мы сильно недооцениваем аудио-видео-среду. Мы к ней относимся, как к безопасным домашним животным, а это не так. Опасность состоит не в том, что телевизор – это злой зомбоящик, проблема в той роли, которую мы отводим ему в своей жизни. Свою маленькую человеческую реальность мы заменяем медийной, которая ярче и интересней. И я думаю, поэтому важно, чтобы мероприятия, подобные этому фестивалю – с мастер-классами, обсуждением, общением, – развивались.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №121 > Одесса. ХХI век. Ханука
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:57:58
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет