БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №123 > Королевская любовь
В номере №123

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Королевская любовь
Марк ГЕЛЬМАН

Принято считать, что Англия – страна, не знающая антисемитских предрассудков. Отчасти с этим можно согласиться. Но следует сделать небольшую оговорку: Англия стала такой относительно недавно…

История не сохранила сколько-нибудь надежных сведений о евреях на территории Британии до норманнского нашествия в 1066 году. По всей видимости, евреи пришли в Англию вместе с Вильгельмом Завоевателем, и надо сказать, что их положению поначалу можно было позавидовать.

Находясь под защитой английской короны, евреи имели право, например, беспошлинно передвигаться по королевским дорогам, получать землю во владение непосредственно от короля. Их статус обеспечивал защиту в любом из многочисленных королевских замков, выстроенных норманнами для удержания власти над покоренными англосаксами. Дарованные верховной (иноземной) властью привилегии и религиозная «нечестивость» чужаков приводили к многочисленным конфликтам с христианскими соседями. В то же время известны факты и теплых добрососедских отношений.

Надо заметить, что дозволенная евреям деятельность все же была ограничена (королевскими же указами) – почти исключительно ростовщичеством, иногда торговлей. Как бы то ни было, около 1100 г. евреи, имевшие корни и крепкие связи в северофранцузском Руане, обосновались в Лондоне, а затем и в провинции.

Защита евреев короной была взаимовыгодным предприятием. Чисто технически евреи и их имущество были в полном распоряжении короля, который всегда имел возможность облагать «своих евреев» любыми налогами – к чему нередко прибегал, вместо того, чтобы попытаться «выдавить» деньги из своих баронов. Впрочем, и первые норманнские короли, и Плантагенеты проводили поначалу достаточно разумную политику в «еврейском вопросе», понимая, что резать курицу, несущую золотые яйца, неразумно. Так накапливался первоначальный капитал, который, повторюсь, всегда был у короля «под рукой».

После смерти Вильгельма Завоевателя в 1087 г. королем Англии становится его сын Вильгельм II Руфус. Весьма непопулярный – и среди норманнов, и среди англосаксов – и не любивший ни тот, ни другой народ, он, однако, неплохо относился к евреям. Особое удовольствие он получал, устраивая дебаты между христианскими священнослужителями и евреями, насмешливо утверждая, что не отказался бы обратиться в иудаизм, если бы услышал достаточно веские аргументы. Отметим, что Руфусу удалось спасти евреев Англии от массовых убийств, кровавого безумия, которым ознаменовался первый крестовый поход – убивали и в Нормандии, и на остальной территории Франции, и особенно в Германии, в частности, в Рейнской области.

В 1100 г. на трон после смерти Руфуса (несчастный случай на охоте) взошел Генрих I. Новый король продолжил политику благоволения евреям. Он издал указ, формально обещавший им королевскую защиту и сохранявший за евреями особые привилегии, которыми те могли теперь пользоваться не только в Лондоне, но и в провинции, иногда вопреки желаниям местного населения и баронов.

В 1135 г. Генрих I умирает, не оставив после себя наследника мужского пола. Это привело фактически к гражданской войне, которая разразилась между кланами, возглавлявшимися его дочерью принцессой Матильдой и ее двоюродным братом, племянником умершего короля Стефаном из Блуа. Скверный норов обоих претендентов на корону при практически равных в военном отношении силах привел к девятнадцатилетнему хаосу в стране. Еврейские общины оказались оставленными на милость тех баронов, на землях которых они жили. Отсутствие какой бы то ни было законности в стране сделало путешествия весьма опасным занятием. Считается, что в этот период евреи Англии почти полностью отказались от торговли, вынужденно сосредоточившись на ростовщичестве – занятии, охотно предоставляемом евреям – народу и без того «проклятому», по единодушному мнению что норманнов, что англосаксов.

Одним из городов, несколько раз переходившим из рук в руки – то сторонников Стефана, то Матильды – был Оксфорд. Именно к этому периоду относятся первые исторические сведения о еврейской общине в городе. В 1141 г. Матильда, будучи осажденной в замке Оксфорда и остро нуждаясь в деньгах, сумела получить необходимую сумму от евреев, после чего, переодевшись в белое (своего рода «маскхалат» – дело было зимой), бежала из замка. Замок был захвачен сторонниками Стефана, и тот тут же потребовал денег у еврейской общины. Хронист брат Нигеллус записал, что, когда евреи Оксфорда попытались отказать Стефану, сославшись на непомерные аппетиты Матильды, обобравшей их до нитки, тот поджег дом некоего Аарона бен Исаака и угрожал, что подобная судьба постигнет и остальные дома еврейского квартала, если деньги не будут выплачены немедленно. Аргументы были признаны убедительными…

После правления Стефана в 1154 г. на трон взошел сын Матильды – Генрих Плантагенет, граф Анжуйский, коронованный под именем Генриха II. Он оказался превосходным администратором, окружил себя талантливыми советниками и постепенно восстановил порядок. При нем евреи вновь вернули себе королевскую защиту и привилегии. К тому времени и христиане, среди которых особенно заметны были ломбардцы, начали заниматься банковским делом и составлять серьезную конкуренцию своим иудейским коллегам. Политика Генриха II вызвала, по сути, экономический бум в стране (напомним, что в то время во владения английского короля входили обширные территории на континенте – Аквитания, Анжу, Нормандия, частично Бретань), и спрос на кредиты был достаточно высок, чтобы прокормить и евреев, и итальянцев. Самые большие состояния еврейским банкирам удалось сколотить в Лондоне, Оксфорде, Линкольне, Бристоле и Норвиче. Когда в 1186 г. умер Аарон, банкир из Линкольна, его богатство было столь велико, что оценкой и разбором долговых обязательств за
нялся особый королевский суд по делам казначейства.

Город Норвич, увы, стал родиной первого в европейской истории кровавого навета – облыжного обвинения евреев в ритуальном использовании крови христиан. 22 марта 1144 г. под Норвичем было найдено изуродованное тело 12-летнего мальчика Вильяма, красильщика, имевшего частые контакты с евреями. В его смерти обвинили еврейскую общину.

Этому легко найти объяснение. Евреи Норвича были вдвойне чужаками: исповедовали чуждую религию и говорили, как и «проклятые» норманны, по-французски. Семья мальчика попыталась привлечь евреев к церковному суду, где тех ожидал бы, скорее всего, некий вариант так называемой ордалии, «божьего суда» (испытание огнем или водой; выдержавший его считался оправданным). Поскольку евреи находились в королевской юрисдикции, они нашли защиту у королевского шерифа Джона Чеснея, который спрятал их в замке Норвича. Томас Монмутский, бенедиктинский монах из монастыря Норвича, в изложении которого до нас и дошла эта история, полагал, что евреи подкупили шерифа. Местный епископ, поверивший россказням дяди убитого мальчика, пытался подать петицию королю Стефану, но тот отказался ее рассмотреть. Вильям Норвичский столетиями почитался как местный святой – при том, что римские папы постоянно твердили об отсутствии каких-либо свидетельств существования ритуальных убийств в среде евреев.

В тот раз евреям повезло, но это был лишь первый случай в длинном ряду обвинений в ритуальных убийствах. Благосостояние еврейских ростовщиков при Генрихе II зачастую вызывало желание должника именно таким образом рассчитаться с кредитором. Преследования продолжались и при наследнике Генриха II – Ричарде I Львиное Сердце.

Вслед за Норвичем обвинения прозвучали в Глостере (1168 г., многие евреи были убиты), в Блуа (Северная Франция, 1171 г., все евреи общины заживо сожжены), в Бристоле (1183), в Уинчестере (1192), в Лондоне (1244), наконец, в Линкольне (1265). Всякий раз обвинения приводили к массовым убийствам, подчас к полному истреблению еврейской общины – по обе стороны Ла-Манша...

Ричард I продолжил политику защиты евреев, пусть и сугубо из финансовых соображений. Однако задолженность рыцарей кредиторам в сочетании с лихорадкой, вызванной крестовыми походами, разожгли страсти в толпах черни, полностью уничтожившей еврейские общины в Лондоне, Норвиче, Линне и Йорке. Йоркские евреи совершили коллективное самоубийство, предпочтя смерть насильственному крещению (1190). Толпы обезумевших христиан без зазрений совести уничтожали долговые расписки, данные евреям.

Ричард I издал несколько указов, направленных на защиту евреев, и расширил масштабы деятельности особого «еврейского казначейства», учрежденного его отцом для ведения дел по наследству Аарона из Линкольна. Король Генрих II был должен Аарону из Линкольна примерно сто тысяч фунтов (около 45 тонн серебра) – сумму, соразмерную годовому доходу королевства от налогов. Для более надежной защиты евреев, а в особенности, для более четкого ведения записей по проводимым евреями транзакциям, в 25 городах были организованы специальные архивы. По сути, это были отделения казначейства, наблюдение за которыми осуществлялось представителями как местной христианской, так и еврейской общин. Не лишние меры предосторожности: английская корона больше не намерена была подвергать риску уничтожения долговые расписки, данные евреям. В конце концов, еврейский капитал был и ее деньгами…

В 1194 г. король Ричард, возвращаясь из крестового похода, попадает в плен в Германии. Выплатить гигантскую сумму выкупа за короля пришлось евреям. Ричард, почти не покидавший Франции, умер там в 1199 году. Однако его «еврейская казна» вместе с общей системой централизованного ведения записей по банковским операциям, основанная еще Генрихом, помогает историкам довольно ясно представить себе картину еврейского участия в делах английской короны на рубеже 12-13 веков.

Брат Ричарда, Джон, официально сменивший его на троне, не пользовался в Англии популярностью, но особенно пострадали от него евреи. Король Джон Безземельный страдал от постоянного недостатка средств. Евреям пришлось раскошелиться на приданое для его дочери. Когда один из состоятельных евреев отказался дать ему гигантскую сумму, король повелел выдергивать у него по зубу, пока тот не отдаст требуемых денег (картина из «Айвенго» Вальтера Скотта, не правда ли?). Джон получил свои деньги… Разумеется, помимо постоянного и откровенного насилия, источником пополнения королевской казны были специальные еврейские налоги (например, налог на брак). Не говоря уже о том, что после смерти еврея треть его имущества отходила королю. Кстати, отметим, что Англия стала первой европейской страной, где евреям предписывалось носить особые отличительные знаки (с 1218 г.).

Генрих III взошел на престол маленьким ребенком и, пока он не подрос – на протяжении примерно 10 лет – евреи Англии могли «отдохнуть» от непомерных финансовых запросов короны. Однако к 1240 г. он стал уже достаточно большим мальчиком, чтобы оценить пользу от наличия евреев в стране: за 20 лет, до 1260 г., еврейское население, насчитывавшее не более 5000 человек, выплатило примерно 70000 фунтов налогов. Для этого пришлось продать закладные с большим дисконтом (зачастую – судам, которые охотно вступали во владение землями должников). Естественно, это усугубило напряженность, и, когда восстали руководимые Симоном де Монфором бароны, евреи, поддержавшие мятежников, оказались средоточием ненависти сторонников короля, что вновь привело к массовым убийствам в период 1263-1264 годов.

ИзменитьУбрать
Изгнание евреев из Англии
(0)

Эдуард I Длинноногий, еще будучи принцем, стремился к контролю еврейского имущества. Начав с запрета брать в залог имущество христиан, он, став королем, расширил ограничения на условия выдачи евреями займов и ввел новые налоги. Совершенно контрпродуктивная политика: евреи не могли извлекать достаточных доходов, чтобы платить налоги, которые устраивали бы корону. Налоговые сборы падали, и королевская казна истощалась. Всего через год после своего восшествия на престол, в 1275 г., Эдуард I запретил евреям заниматься ростовщичеством. Он тем более мог себе это позволить, что к его услугам были иные «дойные коровы» – итальянские банкирские дома.

В 1279 г. по приказу короля были схвачены главы еврейских общин Англии; 300 человек были казнены – в рамках преследования так называемых «резчиков денег» (мошенническая операция, при которой отрезают часть серебряной или золотой монеты, выдавая ее за стершуюся. Некоторые ростовщики были вынуждены прибегнуть к таким методам, чтобы, удовлетворив аппетиты короны, не умереть от голода). Следует сказать, что Эдуард нуждался в деньгах особенно остро, так как вел многочисленные военные кампании, в частности, против шотландцев и валлийцев (кстати, семь великолепных королевских замков Северного Уэльса построены на еврейские деньги).

В 1280 г. Эдуард I распорядился, чтобы евреи посещали проповеди монахов-доминиканцев – с целью последующего перехода их в христианство. В 1288 г., в рамках подготовки к новому крестовому походу, попытки обращения евреев стали еще более настойчивыми, но столь же тщетными. В 1290 г. король официально запретил евреям жить в Англии. Разумеется, все недвижимое и движимое имущество было конфисковано. Евреям разрешили, впрочем, унести с собой наличные деньги и личные вещи. Королевская казна в результате стала единоличным владельцем не только еврейской недвижимости, но и долговых обязательств. Мало того: король, изгнав евреев из страны, заслужил одобрение парламента и получил от него значительные финансовые средства – порядка ста тысяч фунтов.

На этом закончилась средневековая история английских евреев. Под страхом смерти им запрещалось ступать на английскую землю. Этот закон был отменен лишь в 1656 году: Оливер Кромвель вообще предпочитал евреев многим из своих соплеменников, а, кроме того, английская экономика была настолько истощена гражданской войной, что ее восстановлению весьма полезны были еврейские кредиты. Но это уже совсем другая история…


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №123 > Королевская любовь
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:05:00
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Dr. NONA Еженедельник "Секрет"