БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №129 > ДВА ПОСОХА, или ЗА КЕМ ИДЕМ?
В номере №129

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+13
Интересно, хорошо написано

ДВА ПОСОХА, или ЗА КЕМ ИДЕМ?
Александр Казарновский

Напрасно ползал я по Гуглу и по Яндексу – нет там стихотворения, список которого когда-то в редакции «Московского Комсомольца» сделал ныне полузабытый поэт Александр Аронов.

А ведь я любил перечитывать это стихотворение, и листок с написанным авторской рукою текстом долго хранился у меня. Должно быть, потерялся при переезде в Израиль… Наизусть я его не знаю. Помню, называлось оно «Пророки» и начиналось так:

Невнятицею всей
Зайдясь почти до визга,
Был страшен Моисей,
Визжал, слюною брызгал…

Дальше шла речь о том, что истинным героем истории Исхода был никакой не Моше, а «мой предок Аарон».

…Зачем среди людей,
Взалкавших света снова,
Мычание сильней
Единственного слова?
Пророк, хрипун, урод,
Постой со мною рядом!
Я стану младшим братом
И выведу народ!

Несмотря на обрывочность (за что мне нет прощения) идея ясна – для национальной революции (а более ничем Исход по Аронову не является) достаточно одного вождя – насквозь рационального Аарона. А невменяемый Моше – пикантная приправа для темных масс.

Вспомнилось мне это стихотворение недавно, когда попалась на глаза статья, написанная блестящим русскоязычным израильским прозаиком Алексом Тарном. Для Тарна, наоборот, главное в исходе из Египта – его монотеистическая составляющая. И такие вещи, как разбитие скрижалей, отсутствие имени Моше на страницах Агады и затерянность его могилы, он относит к победам над идолопоклонством и «кумиротворением» (неологизм А. Тарна).

«Идея Единого, Чей образ неосязаем, но при этом является единственным источником святости, единственной корневой ценностью, из которой произрастают все прочие стволы, ветви и листья, – эта идея кажется чересчур революционной даже для нашего времени; а уж во времена Моше ее значение и вовсе понимали немногие, включая самих учителей, типа Аарона.

Поэтому в условиях плещущего вокруг языческого моря (а языческим было тогда примерно все человечество) и в условиях вышеотмеченного неистребимого тяготения к язычеству самих иудеев, требовались поистине экстраординарные меры. Такие, как разбитие Б-жественных скрижалей. Такие, как унижение самого Моше Рабейну».

Далее А. Тарн перебрасывает мостик в современность, обвиняя в идолопоклонстве

«…взрослых иудейских мужчин, истово лобзающих руку другого взрослого иудей­ского мужчины – по совместительству, хасидского цадика» и возмущаясь ситуацией, при которой «поклонение ученому раввину приобретает характер позорного языческого камлания».

Автор отвергает аргумент, что «уважение к знатоку Торы служит проявлением уважения к самой Торе».

«Если следовать этой логике, – пишет он, – то спустившийся с Синая Моше Рабейну, завидев пляски народа вокруг золотого кумира, должен был не разбивать свою драгоценную ношу, а спихнуть тельца и водрузить вместо него скрижали. То есть заняться установкой нового, правильного идола взамен прежнего, устаревшего. Наверно, Аарон, окажись он на месте брата, так бы и поступил, а народ сразу понял бы и оценил это вполне традиционно языческое решение вопроса. Вот только это уже не было бы иудаизмом, принципиально новым мировосприятием, основой нового миропонимания, новой религии. Увы, и сейчас, 33 века спустя, сердцам многих иудей­ских вероучителей ближе именно Аарон, а не Моше. Сработав из Торы золотого тельца, современные аароны водят вокруг него свои языческие хороводы, полагая, что именно так служат Всевышнему. Они бьют поклоны на своих капищах, целуют ручки своих цадиков, провозглашают своих машиахов и хранят святую верность своей жреческой лапсердачно-штреймелской униформе…»

Дискуссия на тему – насколько внешние экстравагантности вроде ношения «униформы» или целования рук являются признаками язычества – выходит за рамки данной статьи. Скажу лишь, что будучи «вязаной кипой»1, глубоко уважаю харедимную общину, что любой соблюдающий традиции сефард, пожав вашу руку, поцелует место на своей ладони, которого она касалась, то есть совершит символический поцелуй вашей руки, и никакого язычества тут нет на дух. А что до униформы, то советские служащие, одевавшиеся как угодно в пределах дресс-кода, были куда в большей степени рабами, чем носившие мундиры чиновники в царской России.

Попробуем разобраться, в чем ошибка как светлой памяти Аронова, так и Алекса Тарна (пусть живет до 120). Они едины в том, что двух вождей для такого мероприятия как выход из Египта – много, хватило бы и одного. С точки зрения Аронова – Аарона, с точки зрения Тарна – Моше рабейну.

Что касается Аронова, то уязвимость его позиции – позиции, если не атеиста, то агностика, очевидна: «…Я буду младшим братом/ И выведу народ!»

А куда? Откуда выводить – понятно. На вопрос «куда?» вам ответит любой европейский или американский школьник: к Свободе, о которой люди того времени не имели понятия. К единобожию, которое вследствие тех событий стало основой культуры и мировоззрения всего человеческого сообщества. И для этого Аарона, народного вождя, недостаточно. Для этого нужен Посланник, т.е. Моше. Иначе исход из Египта остался бы в памяти человечества чем-то вроде восстания Спартака, не больше.

Итак, чтобы понять функцию каждого из наших пророков, вернемся чуть-чуть назад – во времена Сотворения мира, в канун первой в истории Субботы. Именно тогда, в числе прочих полезных предметов, как то: бездна, поглотившая Кораха с его бунтовщиками, уста Би­ла­мовой ослицы и пр., был сотворен посох Моше. Без сомнения, этот нерукотворный посох­ сыграл решающую, хотя и не всегда положительную роль в жизни нашего народа и самого Моше.

Представьте себя на месте обычного пастуха, да к тому же мигранта, который сначала натыкается в пустыне на куст, что горит, не сгорая, а потом слышит из этого куста Голос самого Повелителя Вселенной. И Голос этот приказывает, ни больше ни меньше, как вывести миллионы людей из мощнейшей в мире империи и организовать им вот на этом самом месте встречу с этим самым Повелителем. Есть отчего голове пойти кругом. Понятно, что отмазки типа «Да кто я такой? Да куда мне в калашный ряд?» – не проходят. И тогда Моше приводит по-настоящему логичный аргумент: «Ну, приду я, чужак, мотавшийся десятилетиями за бугром, беспачпортный бродяга! Здравствуйте, вам привет от Всевышнего. Кто любит Его – за мной!» Ну и кто за мной пойдет?

Всевышний недоумевающему Моше предлагает бросить посох на землю. И его старый добрый посох, с которым он исходил пустыню, которым он отметелил пастухов, обидевших Ципору и ее сестер, этот посох вдруг превращается в змея и бросается на Моше. Моше хватает его за хвост, и вот – снова посох. Но нет, уже не посох – жезл! Сила! Сверхсила!

Моше становится обладателем сверхсилы Всевышнего, направленной навстречу народу, который он избрал. И дальше идут слова Всевышнего, по сравнению с которым в глазах борца за чистоту веры побледнеет любое «позорное языческое камлание»: «И он [Аарон] будет твоими устами, а ты будешь ему Б-гом» (Шмот 4:16). «Будешь Б-гом». Просто и ясно. Вот и борись после этого с идолопоклонством! Но этого мало. Чтобы расставить все точки куда надо, Всесильный добавляет. «И Аарон, брат твой, будет твоим пророком». Вот так. А мы-то, дураки, думали, что Моше сам пророк. И впрямь – дураки. Моше не пророк, а пророчество. Единственный факт в истории, когда звучала прямая речь Творца без всякого искажения пророческим переводом на человеческий язык.

Таковой она легла на страницы Торы, но при обращении к народу, вслух, именно в качестве «Единственного слова» (а вовсе не мычания!), речь Моше требовала аронового перевода на земной язык.

Вот мы и дошли до ключевого слова – «земной». Исход из Египта и дарование Торы – явления того же плана, что иерусалимский Храм – место встречи Б-жественного и земного. Два треугольника магендавида. Причем, если на острие треугольника, движущегося с небес – Моше, то вершина встречного, «мирского» треугольника – Аарон.

Моше – полномочный представитель Неба на земле. Аарон – предводитель людей, устремившихся к небесам.

У каждого свое орудие, свой посох. Посох Арона выполняет разнообразные наземные процедуры – превращается в крокодила на глазах у фараона, по ходу дела пожирая посохи египетских волхвов, вонзается в гладь Нила, превращая всю воду у египтян в кровь, наводит на Египет жаб, вшей (обратите внимание на способ – «наведи посох свой и порази прах земной»). Когда же казнь обрушивается с небес – град, саранча, тьма египетская – ввысь вздымается жезл Моше.

Опускается ли рука Моше с посохом до земного уровня? Да, когда требуется суперпророчество, суперчудо, как рассечение волн Красного моря.

Очень точно об этом пишет рав из Бейт-Шемеша Яков Доктор: «Переход через море – это не просто спасение от рук египтян, это откровение, когда все евреи поднялись на духовную высоту, когда вместе с материальным морем раскрылись высшие духовные миры. "Служанка на море видела то, что впоследствии пророк Ихезкель бен Бузи не видел" – говорит Талмуд в трактате "Сота". Пророк Ихезкель описал видение Небесной Колесницы и Престола Славы. Самая последняя служанка поднялась тогда на такую высоту, что видела больше великого пророка. Так Всевышний готовил их к Союзу на горе Синай, по этой причине Он велел евреям повернуть назад и встать станом возле моря, что дало египтянам возможность пуститься в погоню и догнать их. Переход через море сделал их другими людьми».

ИзменитьУбрать
Жезл Аарона.
Юлиус Карольсфельд
(0)

А что у нас с посохом Аарона после восстания Кораха? В доказательство того, что Аарон действительно достоин звания первосвященника, Моше попросил каждого главу колена народа Израиля дать свой посох, чтобы отдать их на Суд Б-жий. Все сдали свои посохи, и они были помещены на ночь в скинию. На следующее утро посох Аарона расцвел и покрылся плодами и цветами миндаля».

Впоследствии посох Аарона хранился как святыня в Храме вместе с Ковчегом Завета и кувшином с манной небесной.

В Рефидиме, извлекая воду, удар по скале наносит Моше, но… посохом Аарона «…которым ты поразил Нил…» (Шмот 17:5), а затем во время битвы с Амалеком он возносит к небесам уже свой собственный жезл. А вот в Масе-Мериве вместо того, чтобы, как велел Всевышний, приказать скале дать воду, Моше наносит по ней удар за ударом своим посохом. За это Вс-вышний лишает его права войти­ в Землю Израиля.

Как видим, не только Аарон допускал промахи. До сих пор все чудеса, то есть нестандартные проявления Всевышнего в этом мире, осуществлялись с помощью каких-то конкретных действий, даже материальных предметов – жезл Моисея, посох Аарона, горсть золы, язвами оседающая на тела египтян.

Сейчас, узнав у горы Синай цену Слова Всевышнего, народ должен подняться на новую ступень и усвоить, что именно Слово творит и изменяет мир. На новую ступень должен подняться и Моше. Подобно Всевышнему, речениями сотворившему мир, он должен речением высечь воду из камня. То, что с этой задачей Моше, состоящему, при всей его духовности, из мяса и костей, справиться не удалось, не даст нам повод написать что-нибудь вроде «современные моисеи стучат по камням, полагая, что именно так служат Всевышнему».

Ну, а теперь вернемся к промаху Аарона. Мы знаем, что он всеми силами тянул время, надеясь, что Моше явится с Синая прежде, чем начнется пляска вокруг золотого тельца, – то требовал, чтобы золото на лом сдавали женщины, в надежде на то, что они так просто со своими украшениями не расстанутся, то переносил торжественное мероприятие «на завтра», то, заявляя, что телец требует отделки, начинал бессмысленно скрести по золотому телу его резцом. Ничего не помогло. А что он мог поделать? Открыто выступить против? Хур, муж Мирьям, уже выступил. Героическая смерть его ничего не дала. Бросить своих собратьев и не участвовать в творящемся преступлении? «Экипаж прощается с вами и желает вам приятного полета»? Он плоть от плоти этих людей, он их лидер, ведущий народ вслед за своим братом – непосредственным посланцем Всевышнего.

Он пытается придать чисто языческой выходке максимально монотеистический оттенок: «Завтра праздник Всевышнему», а в ответ слышит «Вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из земли египетской».

Промах? Промах. Но никакого камлания не было. Было лишь твердое намерение оставаться со своим народом до конца и острое желание удержать его от преступления. Несбывшееся желание.

Но Всевышний простил Аарона и назначил его первосвященником, чьи потомки – коэны – и по сей день благословляют сынов Израиля. И Моше простил Аарона, и еще долгие годы они рука об руку вели народ Израиля к Б-гу. Надеюсь, и Алекс Тарн простит его.


1«Вязаные кипы», или «кипа сруга» – религиозные сионисты.  – Ред.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №129 > ДВА ПОСОХА, или ЗА КЕМ ИДЕМ?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-24 01:12:29
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов