БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №132 > ЧУДО ПРО ЗАПАС
В номере №132

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

ЧУДО ПРО ЗАПАС
Александр КАЗАРНОВСКИЙ (Израиль)

Как мы отмечаем Хануку? Правильно, зажигаем свечки. А почему? В память о чуде с менорой. А еще? А еще кушаем всякие истекающие маслом драники и булочки. А почему? В память все о том же чуде с горшочком масла. А еще? А еще в «Шмоне эсре» (молитва­, произносимая трижды в день) и в молитву после трапезы вставляем дополнительный текст, разумеется, тоже посвященный чуду:

«И мы благодарим Тебя, Господь, – за чудеса и за избавление, и за силу, и за спасение, и за войны, которые Ты вел, помогая отцам нашим в их дни, в это время года. В дни Матитьяѓу, сына Йоханана-Первосвященника из семьи Хасмонеев, и его сыновей; когда встало злодейское царство греков на народ Твой, Израиль, намереваясь заставить евреев забыть Твою Тору и преступить Законы, данные Тобой; но Ты, в великой милости Своей, помог отцам нашим в дни беды их. Ты боролся их борьбой, судил их судом, мстил их местью, предал врагов их сильных в руки слабых, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых, злодеев в руки праведников, злоумышленников в руки занимавшихся Торой Твоей. И этим создал Ты Себе Имя великое и святое в этом мире Твоем; и для народа Твоего Израиля сделал Ты спасение великое и избавление явное. И после всего этого пришли дети Твои в пределы дома Твоего, и осмотрели Храм Твой, и очистили Святилище Твое, и зажгли Светильник в месте Святости Твоей, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить Тебя и прославлять Имя Твое великое».

ИзменитьУбрать
(0)

Все вроде бы на месте – и чудо, и светильник, и восемь дней горения… вот только – только горшочек с маслом забыли упомянуть. И чудо, выходит, не в том, что один светильник взял да и выполнил план на 800%, а в чем-то совсем другом. В чем – разберемся чуть позже. А пока посетуем на составителей сидура и заглянем в Книгу Маккавеев. Уж она-то все по полочкам разложит.

«Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдем очистить и обновить святилище. И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-нибудь горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицем на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу. Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище. И избрал священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище, и оскверненные камни вынесли в нечистое место. ...взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по прежнему; потом устроили святыни и внутренние части Храма и освятили притворы; устроили новую священную утварь и внесли в Храм менору и алтарь всесожжений и воскурений, и стол хлебов приношения; и воскурили на алтаре фимиам, и зажгли светильники на меноре, и осветили Храм;
и положили на стол хлебы и развесили занавесы, и окончили все дела, которые предприняли».

Приехали. А где же чудо? Горшочек с маслом куда делся? Ау, Иосиф Флавий, что там у тебя в «Иудейских древностях» новенького для нас?

«…И вот на двадцать пятое число месяца кислева, называемого македонянами аппелаем, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения.

Все это случилось как раз в тот же самый день, в который, три года тому назад, священное место культа иудеев было осквернено и профанировано… а возобновлен Храм был в тот же двадцать пятый день месяца апеллая, в сто сорок восьмом году, в сто пятьдесят четвертую олимпиаду. Опустошение Храма совершилось вполне сообразно предсказанию Даниила за четыреста восемь лет, когда пророк объявил, что македоняне разрушат святилище.

Иуда праздновал со своими согражданами возобновление жертвоприношений в Храме в течение восьми дней… Иудеи так радовались явившейся теперь вновь возможности вернуться к своим прежним обычаям и внезапному случаю после продолжительного времени опять предаваться истинному богопочитанию, что они условились на будущее время всегда праздновать день восстановления Храма восьмидневным празднеством. С тех пор по настоящее время мы празднуем этот праздник под именем Празднества света (Хаг Урим), вероятно, потому, что в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному…» (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XII 7:6-7)

Так было чудо или нет? Да было, было! Ведь сказано: «…мы благодарим Тебя, Господь, – за чудеса и за избавление, и за силу, и за спасение, и за войны, которые Ты вел».

Только в роли чуда здесь не фокус Всевышнего с маслицем, а «Ты боролся их борьбой, судил их судом, мстил их местью, предал врагов их сильных в руки слабых, многих в руки немногих, нечистых в руки чистых».

Ну предал. А в чем чудо-то? А в том, что это была первая в истории человечества партизанская война, и вели ее вчерашние крестьяне против наемников – проводящих всю жизнь либо в боях, либо в боевых учениях, людей с атрофировавшимся чувством страха. И шансов победить их было не больше, чем, скажем, у бойцов Варшавского гетто взять Берлин. Потому что партизанская война принципиально вспомогательная. Ее цель – действовать в тылу противника, в то время, как регулярные войска с ним сражаются на фронте.

«Дубина народной войны», конечно, гвоздила Наполеона, но все-таки удирал император от кутузовских войск, а не от молодцов Дениса Давыдова. Белорусские партизаны во Вторую мировую войну немало немецких поездов под откос пустили, но без Советской армии победа была бы невозможна.

Это только в песне «Партизанские отавы1 занимали города». А в жизни и «Кавказа гордые сыны» в XIX в., и тамбовские крестьяне, герои «Антоновщины», и «лесные братья» в Литве потерпели поражения, не могли его не потерпеть. Вот и Маккавеи – ну никак не могли победить. Однако победили.

И это так потрясло и современников, и непосредственных потомков, включая Иосифа Флавия, авторов Книг Маккавейских и составителей молитв, что эпизод с маслицем на фоне этого воистину великого чуда казался им настолько незначительным, что даже как-то неудобно было его упоминать. Ну, горело себе и горело. Ведь прогорело же! А государство, Маккавеями созданное – вот оно! И земля наша – под ногами, Земля Израиля, у ворога отбитая.

Впрочем, во времена Иосифа Флавия от государства оставались только рожки да ножки – этнархия Агриппы, потомка Хасмонеев, а потом и ее Рим заглотил. И земля наша перестала быть землей Изра­иля, она становится римской провинцией Палестина, и народ наш, разгромленный в двух восстаниях, окончательно отправляется в изгнание. И память о чуде победы превращается в горечь осознания, что все это «дела давно минувших дней».

Вот тогда-то и вспомнили о том «запасном» чуде, которое Всевышний устроил в Храме, и на которое свидетели этого чуда почти не обратили внимания. Вот тогда-то в Вавилонском Талмуде в комментарии к Мегиллат Таанит впервые записывают ранее передававшуюся из уст в уста историю о том, как Хасмонеи, оказавшись в освобожденном ими Храме, обнаружили, что храмовая менора то ли осквернена, то ли испорчена, поэтому они сделали новую менору из семи шипудим (буквально «вертела»). И был даже найден один небольшой кувшин с чистым маслом, но он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры.

Однако Маккавеи решили зажечь менору, поскольку Храм должен был быть освящен, и тогда произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла для меноры. И еврей, в каком бы медвежьем углу галута он ни оказался, зажигал ханукию, смотрел на огонь и думал: «Да, у нас больше нет своего государства. И земли своей нет. Но огонь в память о том огне – вот он! А значит, и Б-г мой всегда со мной. Бояться нечего!»

Величайшее чудо нашего времени – возрождение еврейского народа на своей земле и создание заново своего государства. Оно произошло без всяких вспомогательных, так называемых «открытых» чудес. Как у Высоцкого: «Кроме мордобития, – говорит, – никаких чудес!»

Никаких чудес, кроме побед в войнах на три фронта (история других народов не знает случая, чтобы страна, на два фронта сражаясь, победила). Никаких чудес, кроме 39 скадов, от которых во время войны в Заливе 1991 г. погиб лишь один человек – в других войнах ими были убиты сотни людей. Никаких чудес, кроме исполнения тютелька в тютельку всех древних пророчеств о возвращении еврейского народа на свою землю и воссоздании еврейского государства. Были «естественные» чудеса, а вот «открытые» оказались не нужны. Будем надеяться, что и в дальнейшем они не потребуются. Плоды нынешнего, «естественного» чуда будут согревать нас всегда.


1Так было изначально в стихах Парфенова, но народ заменил «отавы» на «отряды».

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №132 > ЧУДО ПРО ЗАПАС
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 08:33:06
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Еврейский педсовет