135-й номер журнала «Мигдаль Times» посвящен 120-летию Леонида Утесова – человеку-оркестру, верноподданному одесситу, создателю синтетического жанра на советской эстраде, соучастнику первой советской кинокомедии, человеку, певшему сердцем. Карьера Утесова начиналась с самых разнообразных жанров и приключений. Он успешно работал в театре и особенным успехом пользовался в роли Менделя Маранца в одноименной постановке. К юбилею нашего выдающегося земляка Музей истории евреев Одессы подготовил выставку.
А один из друзей нашего музея, Михаил Пойзнер, не только предоставил экспонаты для этой выставки, но еще и предложил нашему журналу результаты проведенного им почти детективного расследования о еще одном выдающемся одессите.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Меня всегда интересовали события Второй мировой войны и все, связанное с ней. Тем более, когда упоминаются Одесса и одесситы.
Нашему выдающемуся земляку – создателю синтетического жанра на советской эстраде, соучастнику первой советской кинокомедии, человеку, певшему сердцем, верноподданному одесситу – в честь его 120-летия.
Утесов большую часть своей жизни прожил в Ленинграде и Москве. Но, несмотря на это, и в речи, и в пении, при всей общей российской нормативности дикции, слышно, что его манера разговора, интонации и произношение всегда оставались одесскими.
В музее истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» в рамках празднования 120-летнего юбилея Л. Утесова состоялась презентация тетралогии Бориса и Эдуарда Амчиславских (США) «Я родился в Одессе...». После презентации мы договорились с Эдуардом о письменном интервью, которое и предлагаем вашему вниманию.
«…Я был актером драматическим, комическим, опереточным, эстрадным, даже балаганным».
В середине 20-х годов прошлого века в Советском Союзе появился новый любимец публики – Мендель Маранц.
В 1970-х на ТВ перед показом кинокомедии звучала музыкальная заставка – вероятно, мелодия из фильма или оперетты. Мажорный, бодрый мотив без слов обещал зрителю полтора часа веселья.
Во втором томе очерков истории советской эстрады, где речь шла о периоде с 1930 по 1945 гг., глава «Джаз на эстраде» открывается фотографией Л.О. Утесова. В 1977 г., когда эта книга увидела свет, иначе и быть не могло: в представлении большинства советского народонаселения (по понятным причинам весьма далекого от специфики жанра) понятие «джаз» ассоциировалось, прежде всего, с Л. Утесовым. Чему, надо сказать, сам артист немало способствовал, позиционируя себя как первооткрывателя, пропагандиста и защитника советского джаза: «...я переживал, мучился и старался отбиваться, защищать джаз, дело своей жизни...» (Л. Утесов, «Спасибо, сердце»).
Чего не могу себе простить до сих пор, так это упущенных возможностей для общения с Леонидом Осиповичем Утесовым. А возможностей таких было предостаточно: московские родственники, у которых я обычно останавливался, жили на одной лестничной площадке с Утесовым, и не раз я встречал его утром, совершающего недальний променад в квартиру дочери, Эдит Леонидовны, на завтрак. Вот тут бы и заговорить, напроситься на беседу: сколько интереснейших вещей мог бы поведать этот человек, до конца сохранивший ясный ум и хорошую память! Но – не решался. Впрочем, о чем я мог тогда его расспрашивать? Ведь понятия не имел, что займусь когда-либо историей эстрады, а прийти просто так, поглазеть на великого артиста «в халате» – для этого слишком велик был мой пиетет.
В Музее истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» с 22 по 30 апреля прошла выставка «Секрет Одессы» – к 120-летию со дня рождения Леонида Утесова.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.