БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №139 > ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
В номере №139

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Инна НАЙДИС

Этот номер журнала был очередной попыткой дать материалы, которые не вошли в предыдущие номера. Прошлая попытка закончилась тем, что мы назвали номер «Одесская мозаика», потому что все подобранные материалы совершенно случайно оказались одесскими. С этим номером вышло то же самое. Но теперь мы назвали тему – «Любимый город». Для этого есть и дополнительные основания.

ИзменитьУбрать
(0)

Центру «Мигдаль» повезло на игротехника, обладающего неистощимым запасом идей. Полина Блиндер не играет в игры, она их ведет. Кажется, она знает все интеллектуальные игры, в которые играет человечество, а иног­да и сама их придумывает.

В этом году в рамках игрового проекта «Шпилька»1 были разработаны две игры – «Кешет» и «Моти-Шмоти». Испробовали их на мигдалевцах и обнаружили, что игры вызывают невообразимый азарт.

Директор «Мигдаля» Кира Верховская часто говорит, что ее сотрудники гениальны. Я бы с осторожностью относилась к этому слову. Да, талантливые, но гениальные – превосходная степень, слишком. По поводу новой – третьей игры я готова подписаться – она гениальная – хотя бы потому, что это очень важное для нашего города дело.

Идея игры по форме близка к десятилетиями популярной «Монопольке». Но полем нашей игры служит карта Одессы, а пунктами маршрута – места, связанные с историей и культурой города. И таких пунктов около трехсот (!). Игрокам предлагается совершить экскурсию по выбранному ими маршруту: еврейской Одессе, криминальной, литературной, деловой или Одессе изящных искусств. Информацию о каждом пункте остановки они должны добыть из брошюры с помощью поставленного к пункту вопроса и помещенного в конце ответа, зачастую еще и с дополнительной информацией. Правильный ответ оплачивается «одесскими деньгами» (были такие деньги в истории города).

Игроки могут стать меценатами, пожертвовав деньги на благотворительность, или владельцами недвижимости, прикупив объекты капиталовложений. По результатам игры участники удостаиваются соответствующих медалей: «Большой умник» (больше правильных ответов), «Почетный меценат Одессы» (объекты благотворительности), «Большой Пуриц» (купленные объекты) и «Вечный Корейко» (больше всего денег).

История Одессы неисчерпаема. Только по материалам, опубликованным в нашем журнале, можно издать пару сборников, а это даже не десятая часть только еврейской компоненты. А есть ведь еще и греческая, французская, немецкая, итальянская болгарская, армянская, я уж не говорю об украинской и русской составляющих одесской истории и культуры. Поэтому 300 вопросов-ответов – капля в море, но много ли взрослых и маленьких одесситов смогут назвать 300 фактов о любимом городе?

Я всегда дивилась той изобретательности, с которой Полина Блиндер придумывает вопросы для интеллектуального казино – будь то ЧГК, травести или любая другая игра. На сей раз в составлении вопросов довелось поучаствовать и мне, ибо неподъемная для одного человека работа оказалась.

И тут я поняла… Нет, я всегда знала, что живу в городе с уникальной историей, но насколько она феноменальна, не представляла.

Об Одессе написано множество книг и даже капитальных трудов. Но мне кажется, не хватает еще одной книги – под названием «Титаны Одессы». Это главное мое впечатление после подготовки вопросов для игры.

Много написано и сказано о представителях одесской литературной школы, художественной, музыкальной, научной, но это тот отсвет Одессы, который пошел, так сказать, на мировой небосклон. А те люди, которые созда­вали этот город, радели о его строительстве и развитии – не только функциональном, но и ментальном, – мы знаем их имена, но их слава как-то ускользает от нашего внимания. В советские времена всеми благами и устройствами занималось государство, а в постсоветские нам пришлось познакомиться с «бизнесом с человеческим лицом», и лицо это повернуто явно не в сторону города.

Не так давно интернет облетела информация о том, сколько своих личных миллионов Майкл Блумберг вложил в Нью-Йорк в бытность свою мэром. (Не говоря уж об отказе от зарплаты мэра в $2,7 млн.) Поражала не сама цифра $650 млн, а вообще мысль, что можно не отжимать и распиливать, не разрушать памятники архитектуры и закрывать культурные и социальные учреждения, – а вкладывать свои личные деньги и созидать.

Я вот думаю: не из Одессы ли предки Блумберга (оказалось – из Белоруссии), потому что история нашего города, до большого революционного взрыва, изобилует подобными примерами попечительства.

Всего лишь несколько из них.

Григорий Григорьевич Маразли (1831-1907) – на его средства построены: здание первой в России бактериологической станции, городская бесплатная народная читальня с народным училищем, несколько богаделен, дешевых столовых, народных училищ. Им был приобретен дворец Потоцких на Софиевской улице и подарен городу для размещения музея изящных искусств; в основном, на его средства построено здание нынешнего Археологического музея. Он подарил 10000 томов в городскую публичную библиотеку. За 17 лет пребывания на должности городского головы Г. Маразли истратил на город около 1 млн руб. – колоссальные деньги по тем временам.

Михаил Васильевич Брайкевич (1874-1940), став городским головой в самое кровавое время – в 1917 г., более двух лет удерживал хозяйство города от развала и, покидая его в 1919-м, оставил Музею изящных искусств Новороссийского (Одесского) университета 300 томов книг по строительному искусству и инженерному делу, а также более 100 картин – работы В. Серова, З. Серебряковой, М. Врубеля и 80 работ К. Сомова. Сегодня эти картины являются гордостью русской коллекции Одесского художественного музея, но ни одной таблички с упоминанием дарителя я там не увидела.

ИзменитьУбрать
Граф М.М. Толстой
(0)

Семья одесских Толстых достойна саги. Графу Михаилу Дмитриевичу Одесса обязана памятником князю М.С. Воронцову, замощением улиц и устройством канализации.

Его сын Михаил Толстой более 10 лет был первым директором вновь построенного Одесского оперного театра (80% денег, пошедших на строительство, были пожертвованы графом Толстым), попечителем многих учебных заведений, в том числе Ришельевской гимназии. Первая в Одессе телефонная линия была проведена из Оперного в особняк Толстого.

Его жена, Елена Толстая, попечительствовала обществу покровительства отбывающим наказание и бесприютным, обществу спасания на водах, Александровскому детскому приюту, комитету общества для помощи бедным. И это не значит, что графиня Толстая приходила перерезать ленточки и строить детские площадки. Она постоянно вкладывала в эти учреждения свои деньги и труд.

Станция скорой медицинской помощи также была сооружена в 1903 г. на средства Е. Толстой и ее сына Михаила.

Во время русско-японской войны в их доме дамский комитет собирал вещи для фронта и отправлял на Дальний Восток.

Но главная заслуга М.М. Тол­стого (младшего) – это городская публичная библиотека. Он 22 года был ее попечителем, еще со времен, когда она размещалась в здании, построенном Г. Маразли для публичной библиотеки и Общества истории и древностей. После того, как было построено новое (нынешнее) здание библиотеки, граф М.М. Толстой приобрел на собственные средства рядом с библиотекой солидный участок земли, на котором позже было построено новое книгохранилище.

После революции, несмотря на заслуги перед городом, Толстых выселяют из их особняка (ныне Дом ученых). Тем не менее, они вносят 3 тыс. руб. на концерт в пользу семейств убитых моряков и инвалидов Красного военного флота.

Перед отъездом за границу они отправляются в свое имение (где их спасает от ареста лишь заступничество крестьян), собирают свои книги, 40 тысяч, и привозят в публичную библиотеку.

Не все одесские меценаты обладали такими большими состояниями и влиянием, как Толстые, Г. Маразли, Н. Штиглиц (барон еврейского происхождения, пожертвовавший 100 тыс. руб. на строительство Ришельевского лицея), но и они вносили свою лепту в благосостояние города и его жителей.

ИзменитьУбрать
(0)

Из истории постройки здания Одесской
Городской Публичной Библиотеки

«Субкомиссия (архитекторы А.О. Бернардацци, Ю.М. Дмит­ренко, председатель граф М.М. Толстой), детально рассмотрев эскизные проекты постройки, а также несколько эскизов фасадов и приняв в соображение подобного рода сооружения в других городах Европы и Америки и местные условия, остановилась на одном из них. Идея проектируемого сооружения такова: читальный зал, расположенный внутри двора, с тою целью, чтобы избежать уличного шума и пыли. Он помещен в центре здания, вблизи книгохранилищ и служебных комнат. Освещение спроектировано с двух сторон. Вход в него из аванзалы с верхним светом. При проектировании книгохранилища принята система магазинов. Корпус его изолирован от других библиотечных помещений глухой брандмауэрной стеной и выходит на Софиевский (ныне Ляпунова) переулок. Книгохранилище предполагается устроить из отдельных невысоких (3? – 3? арш.) этажей, разделенных между собой сплошными огнестойкими потолками. Предполагается также устройство подъемников. Освещение – боковыми окнами».

Выдержки из «Кондиций подряда постройки здания Одесской Городской Публичной Библиотеки», 1904 г.

«Каменные работы. Бутовая плита для кладки фундаментов должна быть твердой породы, звонкая, однородного строения, без мягких прослоек или больших пустот. Излом камня должен иметь совершенно плотное и кристаллическое сложение… Штучный камень… должен быть первого сорта, твердый, однородный без прослоек, густой, сухой и выдерживающий давление не менее 1 пуда на кв. дюйм. Употребляемый кирпич должен быть хорошо выжжен, давать плотный однородный, мелкозернистый излом, должен быть почти одноцветен. Хорошо тесаться и при ударе издавать чистый металлический звук; формы он должен быть правильной, не покоробленной, без трещин, известковых и мергелевых час­тиц и больших углублений, постоянный на воздухе... Временное сопротивление кирпича на раздробление должно быть не менее 30 пуд. на 1 кв. дюйм. В местах, где нагрузка на кв. дюйм превышает 3 пуда, должен быть упот­реб­ляем итальянский, марсельский или феодосийский кирпич высшей прочности. …На случай применения в каких-либо частях здания кладки из штучного пиленого камн
я, забутка производится целыми камнями на густом растворе под лопатку с небольшой заливкой. Заполнение середины стены обломками камня, кирпича, или мусором и жидкой заливкой безусловно не допускается…
Столярные и плотничные работы. Употребляемый в деревянных строительных работах лесной материал, сосновый и дубовый, должен быть здоровый, сухой, прямослойный, без сучьев, синевы и червоточин… Весь столярный лес до употребления в дело должен быть искусственным путем высушен. Переплеты делаются в шпунт и с наплавом и вяжутся двойным шипом. Двери делаются также наплавом. Вообще все столярные работы исполняются по детальным чертежам и рисункам и должны отличаться тщательностью, чистотой и отчетливостью в исполнении… При выборе дубового леса должно быть обращено особое внимание на его сложение по рисунку фибр, слишком крупное сложение фибр не пригодно… Замазывание мастикой неправильностей в пригонке не допускается»
.

Так, крупный владелец недвижимости Овсей Коган завещал два земельных участка со всеми постройками для бедняков (без различия в вероисповедании) под дешевые и даже бесплатные квартиры. Его сын, Адольф, подкрепил завещание отца, пожертвовав 100 тыс. руб. (50 – на расширение учреждений и 50 – как неприкосновенный капитал), да еще 800 десятин земли в Ананьевском уезде. В 1873 г. Когановский комитет распоряжался 10 домами.

Примеров созидательной деятельности выдающихся граждан Одессы во благо и славу города – множество. Поражают истории общественных сооружений, будь то театр, больница, биржа, – то, как они стро­ились, с каким стремлением к совершенству, с желанием сделать лучше, красивее, функциональнее, по всем современным требованиям и на века.

Мы не сберегли оставленный нам город. Он не просто в плачевном состоянии, он уничтожается – без всякого сожаления, без понимания его особенного лица, в незнании его истории, в неведении того, что современные Нью-Васюки не привлекут сюда туристов.

Поэтому я и лелею слабую, но надежду, что, ответив на 300 вопросов нашей игры, одесситы, как и я во время подготовки этих вопросов, вдруг ахнут и осознают, какое наследие мы теряем, как многому нам надо учиться у тех, кто создавал этот город не корысти ради.

В создании игры, которая называется – вы, конечно, догадались – «Любимый город», помогали все те люди, благодаря кому мы знаем и храним историю Одессы, – А. Мисюк, О. Гу­барь, семья Дроздовских, А. Бабич, Ф. Мин­­длин, использованы их публикации и публикации А. Яворской, А. Розенбойма, М. Бель­ско­го, а также материалы Музея истории евреев Одессы. Спонсор проекта – «Джойнт».

Недавно я проходила по Преображенской мимо дома Либмана, того самого, где было популярное у одесситов кафе Либмана, в котором в 1905 г. был совершен анархистами бессмысленный и крупнейший в России теракт. Их так и называли, этих террористов, – безмотивники, потому что нельзя считать мотивом борьбу с буржуями, из-за которой убивают два десятка мирных граждан, поедающих пирожные.

На парапете крыши дома Либмана вазы и скульптуры держатся из последних сил: на статуе нет головы, одна из ваз сильно накренилась. Я даже не поворачиваю голову, чтобы взглянуть на следующий «нехороший» дом – разрушенный дом Руссова, в котором вот уж который год бродят слишком замотивированные черти.

Это в самом сердце нашего города.

Я бы предложила поиграть в игру «Любимый город» всем, причастным к нынешней судьбе Одессы – нынешним безмотивникам, перекраивающим город. Боюсь только, что пришлось бы укомплектовать игру четырьмя медалями «Вечный Корейко».


1Игра слов: «шпиль» в переводе с идиш – «играть»; получаем – «поиграй-ка».

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №139 > ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 02:03:40
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет"