БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №15 > Учитель речи
В номере №15

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Учитель речи
Елена Каракина

У многих из нас ныне Борис Абрамович прочно ассоциируется с небезызвестным олигархом. Хотя... есть еще в Одессе люди, помнящие совсем другого Бориса Абрамовича. Владимирского. Того, который говорил много, но всегда хотелось, чтобы он сказал еще.

ИзменитьУбрать
Автор и герой
(0)

Все говорили «по бумажке». Потому что иначе не умели. На любых публичных сборищах — партийных и профсоюзных собраниях, заседаниях, даже на лекциях. Вся страна, вслед за товарищем Леонидом Ильичем, склоняла голову к драгоценному листочку зажатому в руках и провозглашала: «дорогие». Снова склоняла голову и через паузу зачитывала неожиданное: «товарищи». Без спасательного круга заготовленного текста мало кто отваживался обратиться к аудитории. Таких были считанные единицы. Хотя кто их считал? Разве, что одно мрачное, не к ночи будь помянутое ведомство... Впрочем, точное количество «говорунов в свободном полете» вряд ли изменит общую картину. Людей, говоривших «от себя» было крайне мало. Как во всей стране, так и в городе Одессе. И одним из самых ярких был Борис Абрамович Владимирский.

Однажды на субботнике в Литературном музее Боря вытаскивал какой-то хлам из подвала. И ударился головой о дверную притолоку. Окружающие его сотрудники взвыли: «Боречка! Осторожней! Береги голову! Это самое золотое, что у нас есть!». — «Что вы, — отмахнулся Владимирский. — Голова — не главное, главное — не прикусить язык».

ИзменитьУбрать
"Ох нелегкая эта работа..."
(0)

Действительно, если бы Владимирский прикусил язык, жизнь в Одессе 1970-х — 1980-х была бы куда мрачней. Он расцвечивал ее фейерверком своего говорливого таланта. Везде, где он появлялся, становилось интересно. Жизнь взвихривалась вокруг него веселым блеском. Деятельность Бориса Абрамовича лежала в разных областях гуманитарной жизни города. Он писал рецензии на театральные премьеры, он занимался режиссурой, он преподавал — сначала в театрально-художественом училище, потом в университете (уже в перестроечные, вольные времена). Своим потрясающим по смелости построением, экспозиция двадцатых годов Литературного музея обязана, в первую очередь, старшему научному сотруднику Владимирскому.

До сих пор возмущает нелепость ситуации: человек, спрашивающий, кто автор «Песни о Роланде», и даже не подозревающий, что это произведение — эпос, плод коллективных, так сказать, усилий, был заведующим отделом музея. А Борис Владимирский, кандидат искусствоведческих наук, кстати, единственный «остепененный» на весь музей был всего-навсего старшим научным сотрудником. Зато, за научную степень он получал прибавку к ставке — целых десять рублей. Но не за деньги же Владимирский расточал перлы своего таланта. Конечно, ему хотелось и признания, и денег, и славы — а что можно против этого возразить? — но в первую очередь, ему необходимо было релизовать те способности, ту энергию, те знания которые ему достались и от Б-га, и по наследству от его замечательных родителей — Абрама Аароновича и Рашель Аббовны Владимирских. В доперестроечной Одессе реализоваться, оставаясь честным человеком, гуманитарию было совсем непросто. Тем более, еврею. Тем более, с таким взрывным темпераментом. И все-таки Боре это удалось.

Конечно, мало кто теперь помнит его блестящие статьи в «Вечерней Одессе». И где теперь гурманы-театралы, слетавшиеся на огонек в Дом актера, когда на малой сцене Боря ставил «Осеннюю скуку» Некрасова и «Крыжовник» Чехова с Валерием Бассэлем? Но зато залы Литературного музея — вот они, живехоньки. Туда можно зайти, их можно даже потрогать руками — конечно, если смотритель отвернется. Но есть еще один, нематериальный, нерукотворный памятник деятельности Владимирского в Одессе. Это незабываемый киноклуб.

ИзменитьУбрать
Последний одесский "бокал"
(0)

Киноклуб был таким местом, где можно было посмотреть «недежурное» кино, да еще о нем поговорить. Кинколубное движение начало развиваться в Советском Союзе в 1960-х, и кружки любителей кино усеяли страну, как веснушки лицо рыжего. К началу 1980-х, с приходом застойной зимы, они почти исчезли. Оставалось лишь два постоянно действующих киноклуба с неизменно заполненными залами. Один в Прибалтике, другой — в Одессе. Понятно, почему. Потому что оба киноклуба вели незаурядные, заинтересованные люди. Во всяком случае — одесский, Который собирался по четвергам в «Малютке» — детском кинозале при кинотеатре «Фрунзе», а поздней — в кафе «Молодежное» на Дерибасовской.

В «года глухие» сущестовала практика так называемых «закрытых просмотров». В кинозале санатория «Украина» демонстрировали внепрокатное кино. Которое попадало в Советский Союз контрабандой — скажем, путем обмена фильмов между иностранными судами и нашими. Попасть на такой просмотр было не просто. Отсматривала лакомое импортное кино городская элита, «лица приближенные к императору». Которые потом в разговоре веско и значительно могли вставить фразу: «Бергман в "Сценах из супружеской жизни" грешит избыточной камерностью».

ИзменитьУбрать
"Мы еще встретимся!"
(0)

Ничего общего киноклуб Владимирского с такими просмотрами не имел. Не доставал Борис Абрамович для экранного полотна каких-либо «контрабандных» фильмов. Все шло чинно — через кинопрокат. Но благодаря Владимирскому участники киноклуба пересмотрели великолепную киноклассику — от «Вива, Мексика!» Сергея Эйзенштейна до «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа и от «Андалузского пса» Луиса Бунюэля до «Человека из мрамора» Анджея Вайды. Все же отбор фильмов, хотя в нем сказался высочайший вкус, ум и образование Бориса Абрамовича, был не самым главным. Главным было то, что он говорил, и как он говорил.

Схема проведения киноклубного вечера была проста. Владимирский предварял фильм информацией о его создателях. Затем «крутили кино». После просмотра начиналась дискуссия. А потом происходило самое интересное: Борис, как искатель жемчуга, извлекал из раковины фильма жемчужину — тот смысл, который был заложен в картину режиссером. Благодаря Владимирскому кино обретало трехмерность и протяженность во времени. Открывались вторые, третьи, пятые планы. Киноклуб превращался в киноуниверситет, прелесть которого заключалась в том, что кинолекция была порой интересней зрелища, оживавшего на экране. Да и сам киноэкран — окошко в огромный мир — казалось распахивался шире, чем это могло показаться на первый взгляд непосвященному зрителю. Вместо с трудом выдавленного мычания «нравится»-«не нравится» возникала ткань диалога, связывающего человека и произведение искусства.

Последнее слово в этом диалоге часто оставалось за Владимирским. Убедительное, аргументированное, вдохновенное и страстное слово.

ИзменитьУбрать
Все...
(0)

А перед этим были другие слова. Потому что Владимирский, выражаясь театральным языком, «разогревал» зал, заражая слушателей темперментом и небанальностью суждений. И самые немые и застенчивые вдруг обнаруживали, что у них есть свое мнение. И они могут выразить его. И даже его отстаивать. Совсем как в прологе к «Зеркалу» Андрея Тарковского, когда заикающийся мальчик преодолевая недуг произносит: «Я могу говорить». Вообразите, в прикованной к бумажке с текстом стране люди начинали говорить!

Вот уже десять лет, как сам Владимирский говорит по-английски. Тогда, когда с ним заключают контракт на лекции американские вузы и колледжи. Впрочем, в Штатах он еще ведет киноклуб для бывших наших. И редактируют журнал, немного похожий на «Мигдаль-Times». В прошлом году поставил спектакль. Это значит, что и там, за океаном, люди, вовлеченные в круговорот бытия Бориса Абрамовича, начинают говорить. По-русски ли, по-английски ли — какая важность? Главное — чтобы без бумажки, чтобы искренне. Чтобы отступала тупая немота, и приходил полет свободной речи.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №15 > Учитель речи
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:39:58
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет