БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №16 > Мы обижаем, нас обижают
В номере №16

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Мы обижаем, нас обижают
Ян Берлин

У Владимира Евгеньевича Жаботинского есть рассказ «Авиноам», где главный герой, стремясь к возрождению еврейского народа, поставил перед собой две цели: научиться давать сдачи и ругаться. Программу эту ему определил соседский мальчик, заявив, что «...жиды — не народ. Кабы вы были народ, вы бы умели ругаться», загнув в подтверждение трехэтажный подзаборный. К радости Авиноама и огорчению соседа рискнем утверждать: евреи — народ, да еще какой...

В жизни, как сказал один умный человек, всегда есть место подвигу. Может быть, может быть, не проверял, но наша же с вами жизнь услужливо подсказывает, что в ней, помимо подвигов, всегда есть место таким ситуациям, когда хочется что-нибудь сказать — так, чтобы эта жизнь поняла и устыдилась... У русского языка для этих случаев имеется обширный репертуар (опустим примеры). Как говорится, нет такой высокой и светлой мысли, которую в русском языке нельзя было бы выразить грязными словами (опять опустим примеры). Но это в русском... В идиш же, в отличие от русского, нет «запрещенных» слов, но зато есть целый пласт слов, позволяющих достаточно точно эту ситуацию обрисовать. Итак, когда это стоит говорить?

ИзменитьУбрать
«Шлемазл»
(0)

Вэй`з мир! («Вэй из мир!» — «Б-же мой!»). Фраза широкого профиля. Нет такой ситуации, в которой еврей не может этого сказать. По крайней мере, моя благословенной памяти бабушка реагировала так на все сообщения моего благословенной памяти дедушки: будь то очередной проигрыш «Черноморца» (а когда они вообще выигрывали?), мой озноб после полуторачасового сидения в море или новый судьбоносный Пленум ЦК. И, заметьте, на все это у нее, как у настоящего джентльмена, всегда находилась пара слов (см. выше).

Шлемазл — это слово вам должно быть знакомо. Все еврейские дети в детстве бывают «шлемазлами». В оригинале это ивритское выражение: «шлема мазл» («полное счастье»), но вы же знаете это еврейское счастье, особенно полное... Великий мудрец Ибн-Эзра так определил шлемазла: «Если он начнет изготовлять саваны, то люди станут жить вечно, а если он надумает делать свечи, то солнце не закатится никогда».

Шломиэль — Почти не употребляется здесь, но весьма распространено в Израиле. Как гласит народная мудрость: «Шлемазл — этот тот, кто в гостях опрокидывает бокал с вином на брюки. А шломиэль — это тот, на чьи брюки шлемазл опрокидывает бокал». Так что, если вас назвали «шлемазлом» — не огорчайтесь, бывает хуже.

ИзменитьУбрать
«Шломиэль»
(0)

Шая — Вообще-то, Шая (Йешаяhу, Йешайя) — обычное еврейское имя, у автора даже есть двоюродный брат с таким именем. В еврейском мире Шай много, большинство из них умны, но почему-то на юге Украины это слово употребляется в значении «недотепа». Говорят, что происходит это от имени одного из многочисленных одесских сумасшедших, но даже мой херсонский дедушка, благословенна его память, частенько говаривал автору этих строк, что он «шая». И всегда бывал прав.

Азох`н`вэй («Аз ох ун вэй» — «Когда [только и остается сказать] «Ох!» и «Вэй!»). Выражение многозначно. Если вас спрашивают, как ваши дела, и вы отвечаете «Азох`н`вэй», — это одно. Если вам говорят: «Немедленно перестань заниматься ерундой, тебе завтра статью в журнал сдавать», а вы отвечаете: «Я вас прошу, азох`н`вэй, эта статья», — это другое. А иногда «Азох`н`вэй» можно использовать в значении «Монтана» из известного анекдота. Помните песню про улицу Мясоедовскую?

«Там живут порядочные люди.
(Голос за кадром.) Азох`н`вэй!
Никто там не ворует и не пьет...»

Это тот самый случай. К тому же, «Монтана» здесь не подходит по рифме.

А еще выражение «Азох`н` вэй» — одно из немногих выражений идиша, начинающееся не на букву «ш». Но это совсем другая история...


Не можем разобраться в понятиях шлемазал и шлемюэль. В интернете версии того кто на кого разливает вино, суп и т.д. противоречат друг другу так кто всетаки прав, есть ли ссылки на исторические упоминания?

Наталья
24.10.2011 00:48

Ненависть уничтожает человека. Любая национальность красива и интересна. Евреи талантливый народ, но для меня важней, что они веселые и добрые, наверно, как праздник рождество.

Дмитрий
09.11.2011 13:41

В миниатюре Г. Хазанова, одна еврейская женщина говорит о том, что она в паспорте ввела бы строку для обязательного заполнения. Сволочь человек или нет - если человек сволочь, то при отношении с ним, национальность, в общем где-то уже не так и важна... Совершенно справедливо - я согласен!

В миниатюре Г. Хазанова, одна еврейская женщина говорит о том, что
она в паспорте ввела бы строку для обязательного заполнения. Сволочь
человек или нет - если человек сволочь, то при отношении с ним,
национальность, в общем где-то уже не так и важна... Совершенно
справедливо - я согласен!

А кто определит сволочь человек или нет? Кто сволочь для вас, для меня милейший человек!
Поэтому в паспортах никогда подобной графы не будет но мечтать не запрещается! Мне например на одноклассниках русская женщина врач (вроде образованная) по имени Женя Смертина заявила что моя национальность плохой человек только потому что я в разделе о себе рассказала правду о моей жизни в Одессе и что мне довелось увидеть и испытать. Конечно русская женщина которая училась в моей школе и может жила неподалеку, но никогда не испытавшая всех ужасов которые испытывал еврей в 60-70 годах посчитала меня плохой. Может я для нее сволочь а для друзей я милая дама!

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №16 > Мы обижаем, нас обижают
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:49:54
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Еврейский педсовет