БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №17 > Это очень и очень сложно...
В номере №17

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Это очень и очень сложно...
Александр Эдман

Довид (тогда еще Дмитрий) Фельдман родился в Житомире. Покинув родной город, он учился сначала в Москве, а с 1996 года — в Израиле, в йешиве «Мерказ Гутник». В этом году реб Довид вновь оказался в Украине, но уже в новом качестве — наставника одесской йешивы. Естественно, при подготовке номера, посвященного евреям и книгам, нас не мог не заинтересовать настоящий софер, он же «книжник», он же переписчик священных книг. Реб Довид любезно согласился ответить на несколько наших вопросов, и затем, в течение целого часа, героически на них отвечал.

Итак, вопрос первый и самый главный — как стать «книжником»? Что нужно для того, чтобы стать софером?

ИзменитьУбрать
Довид Фельдман
(0)

Стать софером в наше время гораздо легче, чем раньше. В старые добрые времена, и даже сто лет назад, это еще не было поставлено на поток, и тогда от софера требовалось не только умение писать. Он должен был еще и быть шойхетом (резником), то есть ему нужно было зарезать корову, снять с нее кожу, обработать эту кожу, сделать из нее клаф (специальный вид пергамента), приготовить чернила и потом уже писать. Естественно, для всего этого он должен был, в первую очередь, быть ярэ hа-шамаим, то есть Б-гобоязненным евреем, разбираться в Талмуде и досконально знать законы софрута, то есть правила написания священных текстов. Именно досконально, потому что говорится, что не бывает 99% кошерности. 99% кошер — это 100% пасуль1.

То есть, в старые добрые времена софер — это был и софер, и шойхет, и даже немножечко раввин? И это все сразу?

Да, это были действительно выдающиеся люди. К тому же, в законах написано, что при написании текстов для тфиллин нельзя прерываться. А в наше время... я даже не знаю, кто может написать тфиллин, не прерываясь. Он состоит из четырех глав, и дай Б-г одну главу написать, не прерываясь, а тут четыре. Конечно, тогда были люди необыкновенные. Есть за что их уважать.

Но это тогда. А что должен знать и уметь софер сейчас?

Ну, как и тогда, во-первых, он должен быть Б-гобоязненным евреем. С остальным сейчас нет проблем — имеется готовый пергамент и готовые чернила. Единственное, что должен сделать софер — это приготовить перо. Хотя и это необязательно. Есть много софрим, которые и этого не умеют. Они просто берут охапку перьев и идут к тем, кто умеет чинить перья.

Так что же требуется? Красивый почерк?

Нет, и красивый почерк не требуется. Софер должен быть Б-гобоязненным. Красивый почерк — это просто красота выполнения заповеди. Даже если это написано некрасиво, главное, чтобы это было написано кошерно. Часто бывает так: что-то, написанное красиво, легко портится. Тонкие и изящные линии красивее, чем толстые и грубые, но зато они быстро портятся, а толстые и грубые могут продержаться десятки лет. Поэтому, когда ко мне приходят понимающие люди, например, торговцы, они, наоборот, требуют наводить линии потолще.

То есть, вы рекомендуете покупать те мезузы, где линии потолще?

Да, но человек, который этим не занимается, не сможет увидеть различий — они настолько незначительны, что он даже не будет знать, на что смотреть. Только тот, кто сам пишет, сможет во всем этом разобраться.

Итак, софер должен уметь...

ИзменитьУбрать
Софрут — это сложно
(0)

На сегодняшний момент он должен уметь очинить перо, уметь написать текст по правилам, быть Б-гобоязненным евреем и знать одну маленькую, но очень важную вещь: «нельзя брать на себя ответственность». По любому вопросу, который у него возникает, с любым сомнением он должен идти к раввину.

Есть раввины, которые «специализируются» по вопросам софрута?

В принципе, любой раввин должен это знать, но, конечно, есть раввины, которые в этом разбираются лучше других.

Известно, что ученик йешивы может выбрать себе специальность, например, шойхет, моhэль, баал-крия (чтец Торы), машгиах (контролер кошерного питания) или софер. Вот так, навскидку, какой процент студентов идет в соферы и сколько из них отсеиваются по дороге?

В разных местах по-разному. Например, ребята из России (я имею в виду все СНГ), так вот, ребята из России, если начали заниматься каким-либо делом, то они его заканчивают. Другой вопрос — становится ли это способом заработать на пропитание, но все они таки-да становятся софрим или еще кем... смотря какую профессию изучают. В отличие от них, например, среди израильских ребят отсев огромнейший. Только десятая часть доходит до финиша.

Тогда еще вопрос. Я когда-то читал, что шойхету для того, чтобы научиться правильно затачивать («ставить», как они говорят) нож, нужно 80 часов. А сколько времени нужно соферу для того, чтобы научиться... ну, видимо, затачивать перо не так уж сложно, а сколько времени нужно, чтобы научиться правильно писать буквы, чтобы поставить руку?

Намного больше, чем 80 часов. Я, честно говоря, не замерял, но намного больше. Софрут — это очень и очень сложно... Например, нужно ежедневно писать не менее 3-х часов. Если вы сделаете перерыв хотя бы на неделю, вам потом потребуется время на восстановление навыков.

Хорошо, а бывают ли неспособные к софруту люди?

Я считаю, что нет.

То есть, любой еврей, который боится2 Вс-вышнего, может стать софером? И никакие недостатки или увечья не мешают?

Да, любой еврей, который боится Вс-вышнего, может стать софером. А недостатки... Конечно, если это такой недостаток, что он не может держать перо в руке, то мешают. А так... нет проблем. И неважно, правша ты или левша. Но если правша написал левой рукой — то этот текст некошерный. Считается, что лучше писать правой рукой, но если человек левша, то его левая рука — как наша правая.

А кроме шрифта стам (сефер Тора — тфиллин — мезуза) софер должен учить еще какие-нибудь шрифты?

Нет. Просто есть разные ктавим, то есть способы начертания букв. Есть ктав сфаради, ктав руси, ктав Бейт-Йосеф, ктав Аризаль, ктав Алтер-ребе.

И софер должен знать все?

Нет, достаточно знать какой-то один. Я, например, пишу ктав Аризаль.

Реб Довид, в русском языке есть выражение «сапожник без сапог». Мезузы в доме софера, тфиллин софера — его работы, или чаще покупают у другого?

Почти всегда покупают у других. Не хочется лишних сложностей. Если софер, работая, допускает ошибку и начинает нервничать или злится — это очень нехорошо. В таких случаях лучше прерваться и успокоиться. Вот и стараются этого избегать.

А каков процент брака при работе софера?

По-разному. Большая часть работ все-таки заканчивается успешно, но бывают очень и очень трудные случаи. Например, мои тфиллин переписывали три раза.

Обычно у профессионалов существует свой табель о рангах инструментария. Есть ли такой у софрим? Скажем, перья новозеландских индюков лучше, чем у арзамасских гусей, а пергамент из коров холмогорской породы лучше, чем из симментальской?

Общепринятого нет. Есть разные фирмы, которые все эти принадлежности изготовляют, и, попробовав их в деле, каждый решает сам для себя. Например, кто-то пишет быстро — так ему нужен один клаф, другой медленно — ему нужен другой.

А занимаются ли соферы оформлением или написанием рукописных книг светского содержания?

Наверное, есть такие, но я этим никогда не занимался. В принципе, конечно, можно этим подрабатывать, но лучше, чтобы софер занимался перепиской священных текстов. Этому он учился, это и есть основная цель.

И последний вопрос. Можно ли стать богатым, работая софером? Не прокормить семью, а именно разбогатеть?

Написано в Геморе, что мудрецы Великого Собрания помолились, чтобы софрим никогда не были богатыми.


1некошерное. Схоже со скорлупой ореха, то есть, непригодно к употреблению не потому, что запрещено, а потому, что просто-напросто несъедобно. Не путать с трефом.
2слово «боится» не совсем точно. В данном случае «боится» не означает дрожь страха. Боится — значит, уважает, трепещет и понимает, «кто есть кто».

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №17 > Это очень и очень сложно...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 05:32:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"