БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №17 > «Сонька с Молдаванки» на страницах «Червоного шляха»
В номере №17

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

«Сонька с Молдаванки» на страницах «Червоного шляха»
Галина Закипная

Имя «Сонька» для Одессы — особенное имя. Таковым его сделала Софья Блюфштейн, более известная как Сонька Золотая Ручка. Ассоциации, рождаемые этим именем, приводят к казусам. Когда из дворика Литературного музея украли скульптурку Рыбачки Сони (той, что причалила к берегу баркас для знакомства с Костей-моряком), в средствах массовой информации прошло сообщение о том, что похищена скульптура Соньки Золотой Ручки, хотя по замыслу автора Рыбачка рук не имела вовсе.

ИзменитьУбрать
Журнал «Червоний шлях»
(0)

Встреча с «Сонькой с Молдаванки» на страницах журнала «Червоний шлях» была приятной и неожиданной. Приятной оттого, что «Червоний шлях» — одно из лучших литературных изданий 1920-х годов. Выходил журнал в Харькове, тогдашней столице Украины. В журнале печатались мастера украинской интеллектуальной прозы Микола Хвылевый, Валерьян Пидмогильный, поэты-неоклассики, в критическом отделе публиковал блистательные литературные обзоры академик Александр Билецкий. Вот в таком презентабельном соседстве появилась «История Соньки с Молдаванки», подписанная — Тео Авербах, псевдоним повторялся латиницей — ТНЕО AUERBACH.

Сам номер «Червоного шляха», в котором появилась эта публикация, весьма примечателен. Это номер 10-й за 1924 год. По внешнему оформлению он посвящен памяти Владимира Ильича Ленина. Открывается номер фотопортретом вождя мирового пролетариата, а на обложке изображен Мавзолей. Но это не тот мраморный Мавзолей, к которому мы привыкли, а еще первый — деревянный. Больше обложек этого журнала с рисунком я не видела, возможно, это была единственная. Все прочие обложки были скучно однотонными, с красным названием «Червоний шлях».

Ленинская тема представлена в номере двумя публицистическими статьями. Литературная часть журнала — умеренно революционная. После стихотворений Медвицкого и Сосюры следует первое прозаическое произведение — сатира (так указан жанр в публикации) «История Соньки с Молдаванки».

Это небольшая повесть об авантюрных похождениях содержанки, воровки и картежницы Соньки, родиной которой была одесская Молдаванка. Современному читателю, пресыщенному подобной литературой и киносюжетами, полное воспроизведение текста покажется малоинтересным. Но вот лирическое начало повести, посвященное нашему городу, написанное трогательно и с любовью, безусловно, понравится. И занятно будет прочесть, с чего же началась история авантюрной последовательницы знаменитой Золотой Ручки. Почему я уверена, что не той самой? Из сатирической повести Тео Авербаха следует, что его Сонька родилась в начале 1900-х годов, примерно в то же время, когда король фельетонистов Влас Дорошевич познакомился на Сахалине с каторжанкой Софьей Блюфштейн, доподлинной Сонькой Золотой Ручкой.

Сатирическая повесть «История Соньки с Молдаванки» более не перепечатывалась. На сегодняшний день журнал «Червоний шлях» за 1924 год — издание довольно редкое. Большинство авторов, которые печатались в этом журнале, были репрессированы, а, как правило, репрессиям подлежало и творчество таких авторов.

Отрывки «Истории Соньки с Молдаванки» в переводе на русский язык предлагаются благодарным любителям литературной Одессы.

История Соньки с Молдаванки
сатира

Тео Авербах
Theo AVERBACH

Милые мои приятели!

Что это за чудесный город Одесса, жемчужина Черного моря! И какие прекрасные дамы живут в нем! Когда-то, когда я был еще ребенком, я знал этот город — пышный и гордый, и наслаждался романтикой его окраин.

Однако, прибыв в Одессу после революции, я нашел ее разрушенной, надругались над ней белые бандиты, белые, побежденные. Они, убегая, в бессильной злобе предавались вандализму.

И вот, нашел я сады изувеченными и дома в развалинах. А гавань, куда когда-то ежедневно прибывали и отплывали сотни судов, гавань была безлюдной.

Так вот, я просиживал много чудесных ночей на бульваре, откуда было видно все море.

И там я вспомнил рассказ одного своего приятеля. В Берлине, в одной из кофеен Курфюртской набережной, один мой молодой русский товарищ рассказал мне историю «Соньки с Молдаванки».

ИзменитьУбрать
(0)

Новелла

«Я родился в Одессе. Вы, где-то, наверное, знаете этот интернациональный город, в котором раньше было можно встретить представителей всех наций.

Вот я и хочу рассказать вам маленький роман одной дамочки, которая родилась на Молдаванке, в грязном квартале Одессы, чтобы потом строить из себя в Грюнвальдовском салоне царицу Берлина. Так что слушайте!

В этом одесском гетто, которое зовется Молдаванкой, выросла Соня. Ее отец, брат моей матери, получил там по духовной в наследство дом. И в этом доме и жил со своей женой, дамой легкого и пылкого темперамента.

У супружеской пары родились две дочки — Фаня и Соня. Обе пошли в мать, еще маленькими девочками они чрезвычайно легко увлекались.

Фаня, старшая, расцвела, и гимназисткой привлекала студентов. Я знаю, что она имела много поклонников, которые сохли по ней.

Соня, младшая, должна была, как того хотела сестра, передавать ей всякие любовные письма. Это она делала охотно и выказывала при этом немалую находчивость.

На семнадцатом году Фаня познакомилась с неким Изей Шванцензоном, который занял в ее жизни значительное место.

Этот Изя Шванцензон влюбился в Фаню; она была полна экстравагантных наклонностей. И нечему тут удивляться, если получилось то, что всегда должно получаться, когда сходятся два разных пола.

Кто же был этот Шванцензон? что за человек было это создание, — что за тип?

Насколько я мог узнать, этот субъект был сыном зажиточного Израиля Шванцензона, державшего на улице дюка Ришелье галантерейный магазин, который имел хорошие обороты.

Шванцензон-младший — это был образованный человек, окончил он гимназию и, пройдя несколько курсов университета, стал во главе отцовского магазина.

Познакомившись с Фаней через приятелей, он смертельно влюбился в нее и подносил ей к ногам в дар лучшие дамские вещи из своего магазина.

Она приняла его любовь, (ведь он был, как это говорят, «человеком с твердым положением»). И после года любви они справили официальную свадьбу.

Через семь месяцев после этого Фаня родила чудесную здоровую девочку, которую назвали Дорой.

Моя мать часто рассказывала мне, как она, бывая у них в гостях, очень удивлялась тому, что ребенок так развит. Но Фаня вполне серьезно говорила, что ребенок несвоевременный.

Через несколько лет умер отец моего любимого Изидора, и господин Шванцензон ликвидировал свою торговлю и с женой и семьей переехал в Германию, где поселился в Саксонии и открыл там фабрику.

Соня выросла, и природа наделила ее такими чарами, что у многих мужчин разжигала она жар в крови. Соня была стройной, курносенькой, форма ее носика свела с ума не одного мужчину.

Еще в первые годы своего обучения наша героиня вместе со своей себе подобной подругой «выкинула штучку» — несколько ночей не ночевала дома.

Чем занималась она в это время, люди могут о том лишь догадываться или же раскидывать мозгами: что да как?

Правда, старый отец страшно ругал ее и осыпал всеми проклятиями, какие только есть на языке Молдаванки. Но уважаемая мамочка радовалась «нахальству» своей Сонечки и поощряла свою дочку к новым ночным авантюрам, это, по ее мнению, ничуть не вредило, а давало очень много «жизненного опыта».

Соня, изгнанная из школы, начала «гулять». У нее нашлось много поклонников, которые заплатили банкнотами, полакомившись ею.

Соня была элегантна, любила красиво наряжаться и хорошо знала цену женским нарядам.

Одевалась она шикарно и по-модному. Употребляла лучшие белила и румяна. Обливалась очень пахучими парфумами, которые «магнетически» привлекали.

Она радовалась жизни сполна. Она жила ночью. Спала до полудня, тогда вставала с постели, чтобы нарядиться на вечер.

Вечером она сидела с каким-нибудь кавалером, которого подцепила на Дерибасовской, или пила в «Фанкони» какао с тортом, а позднее отдавалась любовникам в «Лондонском отеле» на бульваре.

Однако и у Сони была когда-то так называемая «настоящая любовь».

Ее избранником был молодой художник. Они каждый вечер встречались и гуляли по бульвару, слушая музыку.

Это было лучшее время в жизни Сони, время пробуждения ее страсти.

Но скоро наступил конец.

ИзменитьУбрать
(0)

Молодой художник стоял со своим приятелем, когда Соня случайно проходила мимо. Влюбленные поздоровались, и Соня пошла дальше.

Приятель спросил:

— Откуда ты знаешь ее? Соньку?

Он побледнел, как мертвец, и потребовал объяснений.

Тогда приятель сказал:

— Так ты не знаешь истории этой госпожи?! Ну, так знай, что она проститутка! Год тому назад она отдавалась за рубль, а в последнее время за ней так гоняются, что такса у нее очень подскочила.

Пораженный художник зашатался. В клубе вечером товарищи подтвердили ему ужасное сообщение. Вернувшись домой, художник написал Соне прощальное письмо и пустил себе пулю в лоб.

Узнав о том, что случилось, Соня горько заплакала, и это были последние слезы в ее жизни.

После этого сердце ее оледенело, оно утратило всяческую чуткость, всяческую человечность».

По дальнейшему развитию сюжета Сонька в 1918 году убегает из Одессы вместе с драгунским офицером и отправляется в авантюрное путешествие по Европе, меняя мужчин, столицы государств, имена и титулы. Заканчивается это бурное повествование спокойно и элегически:

«Это «история про Соньку с Молдаванки». Она до сих пор звучит в моих воспоминаниях, когда я в звездную ночь на бульварах Одессы издали слушаю рокот волн Черного моря».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №17 > «Сонька с Молдаванки» на страницах «Червоного шляха»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 05:35:12
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl