БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №21 > Пасхальная лоция
В номере №21

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Пасхальная лоция
Борис Шмулин

Как известно, пасхальный седер состоит из нескольких элементов, которые легко укладываются в мнемонический ряд. Запомнить их названия легко, а вот правильно выполнить каждый из них не так уж и просто. Сегодня наш «Гид-парад» попытается провести вас по всем этапам пасхального седера. Провести бережно и осторожно, как и положено настоящему Лоцману, Боцману и примкнувшему к ним Рабиновичу.

Кадеш

Чтение кидуша, освящение праздника. Это начало начал, поэтому, находясь на Кадеше, можете быть уверены — седер начался! Кидуш начинают читать после захода солнца. Делают это не ранее чем через 30 минут, но и затягивать начало не стоит — основная часть седера должна завершиться до астрономической полуночи (это не обязательно 24:00, поэтому проконсультируйтесь у раввина). Читают его над бокалом вина (не менее 86 мл), причем этот бокал — первый из четырех пасхальных. Обратите внимание, что вино пьют, наклонясь влево. В этот вечер принято прислуживать друг другу, поэтому все присутствующие, за исключением ведущего седер, наполняют соседские бокалы.

Плюсы: Началось!

Минусы: Впереди еще как минимум три-четыре часа.

Урхац

Омовение (вознесение) рук. Процедура, напоминающая нам о пасхальной жертве времен существования Храма. В трапезе, использующей мясо жертвы, необходимо строго соблюдать правило ритуальной чистоты таhара, одним из элементов которого является омовение рук — нетилат ядаим. Во время урхац лучше всего ведущему седера. Ему приносят тазик с водой и полотенце, омывают правую, а затем левую руку, после чего тазик с водой и полотенце уносят. Благословение не произносят. Все остальные вынуждены омывать руки самостоятельно.

Плюсы: Оп-па! Не успели оглянуться, а второй этап уже закончен.

Минусы: Без мыла? Разве ж это мытье рук?

Карпас

Обмакивание зелени (карпас) или овощей в соленую воду. Каждый из участников трапезы берет кусочек карпаса, лежащий перед ним на подносе, и обмакивает его в «зальц вассер» — соленую воду. Произносится благословение на плоды земли. Все это проделывается с целью возбудить живое любопытство окружающих, ибо, если во времена Храма перед важной трапезой было принято подавать легкую закуску из овощей, то сегодня этого обычая нет. А уж в соленую воду карпас никогда не макали. Все будоражит неокрепшие умы и слегка утоляет голод.

Плюсы: А в общем-то, ничего... Вкусно.

Минусы: Неясно, зачем это все, и это напрягает. Очень хочется спросить...

Яхац

Преломление средней мацы. Глава седера берет средний из трех листов мацы и разламывает его на две неравные части. Меньшую возвращают на блюдо, а большую часть прячут, дабы съесть ее на десерт. Оставшиеся две с половиной мацы имеют следующий смысл: два целых листа — символизируют праздник (вспомните две субботние и праздничные халы), а половинка — «хлеб бедности», над которым ведется рассказ об Исходе.

Плюсы: Если будете внимательны, то можете заметить, куда прячут большую половину мацы, а потом, найдя ее, получить награду.

Минусы: Крошки от сломанной мацы.

Магид

Рассказ об Исходе. Основная часть седера. Рассказ ведется над символом Песаха — мацой, поэтому перед началом рассказа ее демонстрируют всем присутствующим, сообщая, что это хлеб бедности, который ели наши предки в Египте. После этого наливают второй бокал вина (но, внимание, — пока не выпивают). После этого начинают рассказ, который предваряют знаменитые четыре вопроса. В отличие от извечных русских, эти вопросы формулируются так: «Чем отличается эта ночь от других? Почему всегда мы делаем так (список прилагается), а в эту ночь — иначе (список прилагается)?» Вопросы инициированы предыдущими этапами, и вот ответами-то на них и занимается ведущий седера весь вечер. В пасхальной агаде сказано, что «всякий, умножающий рассказ об Исходе, достоин похвалы», поэтому приготовьтесь к долгому рассказу. Впрочем, учитывая, что закончить трапезу следует до полуночи, это обычно длится не более трех часов. В конце таки выпивают второй бокал. В процессе рассказа при упоминании каждой из казней отливают в отдельную емкость несколько капель из бокалов. Пить это «вино несчастий» никоим образом нельзя! Вылейте в раковину или отдайте врагу (но лучше в раковину).

Плюсы: Во-первых, интересно, а во-вторых, это главная часть седера.

Минусы: Долго.

Рахца. Моци Маца

Омовение рук, благословение на хлеб и выполнение заповеди есть мацу. После выполнения заповеди «рассказывать об Исходе» переходят к выполнению следующей заповеди — «есть мацу». Перед этим, как положено, совершают омовение рук и произносят благословение (на омовение рук и на поедание мацы). Мацу следует вкушать, облокотившись на левую руку, причем следует съесть кезайт (27 см3) мацы. Как правило, кезайт — это одна или две стандартные мацовые пластины. Маца всухомятку — продукт на любителя, но в любом случае посмаковать вам не удастся. Ее следует есть по возможности быстро (на это отводится примерно 2 минуты).

Плюсы: Три в одном. За один раз выполняем сразу три действия!

Минусы: Сухая маца, да еще поглощаемая в спешке...

Марор

Поедание горькой зелени. Дабы вспомнить, какая горькая была у наших предков жизнь в Египте, каждый съедает горькую зелень (обычно хрен). Хрен (количество, заполняющее стаканчик объемом 27 мл) окунают в харосет — кашицу из яблок и сладкого красного вина, напоминающего глину, из которой в Египте изготовляли кирпичи. А затем эту смесь нужно прожевать! Кстати, едят ее, не облокачиваясь. Настоящие мужчины медленно пережевывают марор, стараясь, чтобы не дрогнул ни один лицевой мускул. А потом плачут, отвернувшись, чтобы никто не видел скупых слез, катящихся по небритой щеке. Горько, конечно, но думаете, нашим предкам в Египте было слаще? Так что жуйте- жуйте, глотайте...

Плюсы: Харосет.

Минусы: Марор.

Корех

Маца с марором — первый в мире сэндвич. Еще один пасхальный обычай... Установлен в память о мудреце Гилеле, поступавшем именно так. Между двумя кусочками мацы прокладывают тертый марор и все это съедают. По сравнению с просто марором корех выглядит как торт «Наполеон», хотя тертый хрен и очередные 27 см3 мацы — явно не сахар. Едят, облокотившись на левую руку, без специального благословения. Перед съедением кореха прочитывают специальный отрывок, где говорится об авторстве Гилеля, так что с копирайтом все в порядке.

Плюсы: Теперь не надо ходить в «Макдональдс»! Вот перед вами — быстро, стандартно и в меру невкусно.

Минусы: Попробуйте — узнаете.

Шульхан орех

«Накрытый стол» — праздничная трапеза. Наиболее нетерпеливо ожидаемая новичками часть седера. Едят всякие вкусности, но трапезу по традиции начинают со сваренного вкрутую яйца, которое обмакивают в соленую воду. Все бокалы, выпитые в ходе «Шульхан ореха», не входят в число четырех пасхальных, но злоупотреблять не стоит. Несмотря на предвкушение, съедается немногое. И действительно, чтобы иметь аппетит после марора и кореха, нужно быть Гаргантюа и Пантагрюэлем вместе взятыми.

Плюсы: Праздник. Весело. Вкусно. Понятно всем.

Минусы: Прощай, талия.

Цафун

Поедание спрятанного афикомана. Последнее блюдо пасхальной трапезы. Слово «афикоман» в переводе с греческого — «десерт». Достают (или выкупают у детей найденный ими ранее) спрятанный кусок мацы. В качестве выкупа детям можно предложить угощение или пообещать потом серьезно поговорить. Не следует обещать детям деньги, машину или мир во всем мире. Съедают афикоман, облокотившись на левую руку. Размер (объем) афикомана — 27 см3 мацы. При необходимости добавляют куски от другой мацы. Их съедают до астрономической полуночи, так как именно в полночь фараон отпустил евреев.

Плюсы: Больше есть не придется.

Минусы: Больше есть не придется.

Барех

Благословение после еды («Биркат hа-мазон»). Перед началом благословения наливают третий бокал. Во время чтения биркат hа-мазон принято держать бокал в руках. В конце благословения выпивают третий бокал. Размер и текст благословения может варьироваться в зависимости от количества и качества съеденного-выпитого, но в принципе все укладываются в стандартную формулу.

Плюсы: Финал близок.

Минусы: Впереди еще один бокал.

hалель

Хвалебные песни и псалмы. Во вемя hалеля наливают четвертый бокал и бокал пророка Элияhу. Перед началом чтения четырех стихов, называемых «Шфох» («Излей гнев...»), открывают входную дверь. Если вы в момент прочтения находитесь в местах не столь отдаленных, то не обращайте внимания на предыдущую фразу. По окончании «Шфох» дверь закрывают. В самый красивый бокал наливают вино для пророка Элияhу. В некоторых общинах его выливают по окончании седера, в некоторых оставляют до утра (см. рассказ Якова Шехтера в этом же номере). В любом случае, пить это вино не следует. По окончании hалеля выпивают четвертый бокал. Больше в этот вечер пить вино нельзя. Другие напитки — можно. Если захотите...

Плюсы: Больше вина не пьем.

Минусы: Больше вина не пьем.

Нирца

Пожелание, чтобы наш седер был угоден Б-гу. Проведя его по всем правилам «внизу», мы ожидаем адекватной реакции «сверху» и помощи в дальнейших наших действиях. Не стоит предъявлять Вс-вышнему список из 400 пунктов, но надеяться на Его помощь необходимо. Поются различные пасхальные песни (если есть силы, голос и желание). Самые известные из песен — «Эхад ми йодеа» («Один, кто знает») — песня из 21 куплета, поэтому ее редко кто доводит до конца, и «Хад гадья» — «Один козленок». Последние слова седера — «В будущем году в Иерусалиме».

Плюсы: Все!

Минусы: Если это был первый вечер Песаха, то еще не все. Завтра предстоит то же самое.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №21 > Пасхальная лоция
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 01:40:05
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет