После смерти Ильфа Петров набросал план книги «Мой друг Иля». Там был пункт: «Увлечение фотографией, задержавшее написание «Золотого теленка» на год». Он повторяется во всех воспоминаниях Петрова: «Ильф купил фотоаппарат. Из-за этого работа над романом была отложена на год».
К концу двадцатых годов искусство фотографирования перестало быть непостижимо загадочным. Для Ильфа это занятие было не только увлекательным, но требующим знаний и постоянной работы. Так в записных книжках появляются таблицы: что снято, при каком освещении, с какой выдержкой. Ильф снимал все: пейзажи, детей, улочки Москвы, интерьеры квартир, жену, друзей, натюрморты, снег, мосты, делал конструктивистские фотографии в стиле Родченко. После первых опытов 1930 года — больше всего снимков Америки. На обороте фотографии с видом с 27-го этажа гостиницы Петров пишет жене: «Ильф неутомим. Он накупил множество приборов для своего превосходного аппарата и по целым дням щелкает затвором». Снимками Ильфа проиллюстрирована публикация «Одноэтажной Америки» в журнале «Огонек» и книга, вышедшая в 1948 году. Негры, индейцы, белые. Гранд-Каньон и небоскребы. Пустыня и Калифорния. Громадные секвойи и одноэтажные домики. Уличные сценки.
Можно сказать, что это было заложено генетически: все братья Файнзильберги были фотографами. Старший, Сандро, фотографировал в Париже, Маф — в Москве, младший, Вениамин — во время поездок по СССР. Именно у него хранился последний фотоаппарат Ильи. Снимки в те годы печатались небольшие, с годами бумага выцветает. Их хорошо рассматривать, взяв в руки, вглядываясь в слегка потускневшие лица и пейзажи. Но выставка фотографий, сделанных Ильей Ильфом, казалась нереальной. Однако сегодня возможно многое. Больше года Александра Ильинична Ильф готовила выставку «Илья Ильф — фотограф». После сканирования и компьютерной обработки фотографии, возможно, утратили столь любимое музейными сотрудниками обаяние оригинала, но мир Ильфа-фотографа стал доступен.
Ильф-писатель начинал в газете «Гудок». Через семьдесят девять лет коллеги-журналисты «Московских новостей» первыми увидели выставку. На ней было всего пятьдесят фотографий. Затем фотографии Ильфа смотрели израильтяне. Перед закрытием выставки арт-менеджер решил устроить аукцион. Лот был только один — «Записные книжки» Ильфа. Купила книгу барышня с огромными глазами, роскошными кудрями и украинским именем Оксана. Барышня попросила Александру Ильф написать несколько слов. Как выяснилось через пятнадцать минут, книгу отца дочь Ильфа подписала правнучке Марка Шагала.
2 апреля выставку открыли в Одессе, в центре реабилитации детей-инвалидов. Выставка совпала с Юмориной, но она не «юморинная» по духу, фотографирование для Ильфа, как писал его друг Виктор Ардов, «было еще одним способом поглубже залезть в делишки этой планеты». Удивительно проникновенны снимки Марии Николаевны Ильф: постановочные, со светом сбоку или сзади, и менее поставленные — за роялем, на крышку которого облокотился друг и соавтор. Отдыхают в прихожей легкие дамские ботики и солидные боты, льется свет через хрустальные графинчики и стаканы, уставлен безделушками дамский столик, возле пепельницы, наполненной окурками, свернулся галстук. Строят знаменитый «дом на набережной». Идет по снегу Борис Пастернак, смотрят вверх или вниз стоящие на балконе Маяковский и Козачинский. Мир тридцатых годов, увиденный умным, ироничным и романтичным фотографом Ильфом.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.