БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №22 > Из России с газетой
В номере №22

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+7
Интересно, хорошо написано

Из России с газетой
Интервью брал Болеслав Капулкин

Этот человек знает о русскоязычной еврейской прессе все. Или почти все. И это не удивительно, потому что иерусалимец Владимир Карасик — владелец уникальной базы данных по русско-еврейским изданиям. Время подготовки этого номера удачно совпало с визитом Владимира в Одессу, и мы, естественно, не могли упустить случай побеседовать с человеком-энциклопедией русско-еврейской прессы.

Здравствуйте, Владимир. Увы, евреям за пределами редакций вы известны не очень хорошо, поэтому давайте для начала познакомим вас с читателями. Расскажите немного о себе. Например, как вы «дошли до жизни такой»?

Жизненный путь мой начался в апреле 1941 года в Днепропетровске, а первые два года прошли в эшелонах, по пути на Кавказ, Сталинград, Сибирь и, наконец, в Свердловск, где я окончил среднюю школу. После школы вновь переместился в Днепропетровск, где пять лет учился в Горном институте, а потом работал геофизиком в Крыму, Москве, Богучанской экспедиции на Ангаре, и в Мурманске. Там мой путь геофизика прервался окончательно, потому что я познакомился с кандидатом в народные депутаты СССР Александром Оболенским, кстати, тоже геофизиком из города Апатиты, и стал его доверенным лицом. Мы «воевали» полгода, и он, победив одного командующего военным округом и семнадцать других кандидатов, стал народным депутатом. И с этого момента я начал собирать периодику. Пришлось начать, потому что на Оболенского обрушился вал телеграмм, писем и звонков, причем не только из нашего округа. Так я познакомился с редакциями возникавших тогда независимых газет всего Союза. Познакомился и стал собирать, потому что начал издавать свой бюллетень в Мурманске.

И это был еврейский бюллетень...

Нет. Это был бюллетень по нашему округу. Но иногда публиковали кое-что на национальные темы,

Все это было интересно — борьба за демократию, но еврейскими делами я не занимался. Оболенского принимали за еврея, он такой чернявенький, хотя и внук сельского священника, но потом, когда в процессе борьбы мои дети переместились в Израиль, вот тут я понял, что судьбы России уж как-нибудь без нас решатся. Все, что могли, мы разрушили до основанья... Кстати, мы долго не могли понять, что разрушаем: сначала у нас в бюллетене был лозунг «Вся власть Советам», потом я переставил: «Демократы в партиях и без партий, объединяйтесь», потом «Долой КПСС» — это когда мы начали понимать, что рушим. Во время войны в Персидском заливе я был два месяца в Израиле, начал там знакомиться с еврейскими делами и понял, что надо собираться. Но во время сборов, в 1992 году, я выпустил в Москве первую книгу о русско-еврейской периодике с 1986 по 1992 гг. включительно. Книга на русском и очень плохом английском языках, и она была как бы моей первой визитной карточкой. Дождавшись выхода книги, я, взяв ее и свою 80-летнюю маму, отправился в Иерусалим. И там, с тех пор, как ни странно, занимаюсь тем же самым.

Итак, подытожим: работали в экспедициях, куда газеты доходят редко, были далеки от еврейских дел, совершенно не думали об Израиле, а боролись за демократию здесь. И вдруг, оказавшись «там», бросаете политику и начинаете заниматься периодикой, причем еврейской...

Мне кажется, это очень логично. Потому что сначала была вся новая пресса, потом, пока собирался, год жил в Москве и сотрудничал с израильским посольством, помогая им собирать информацию из периодики. Тогда же ко мне начала попадать еврейская пресса. Еще я присутствовал на съезде ВААДа, а когда в Москве было первое совещание по еврейской прессе, я поехал знакомиться с редакторами. Начал все это собирать, и в какой-то момент поступило предложение о книге. Сначала готовилась глава «Еврейский самиздат» в общей книге о самиздате, но потом я понял, что это можно продолжать. И в 1991 году я уже знал, что это будет моим занятием в Израиле.

А есть еще кто-нибудь, занимающийся этим?

Кроме меня, в мире этим занимаются несколько институтов, включая отдел профессора Альтшуллера в Иерусалимском университете, есть несколько институтов в Америке, Институт иудаики в Киеве, но это все не то... Там все время меняются люди, и если человек второй десяток лет занимается этим и только этим, то, имея склонность к систематизации, он легко обгонит все организации.

То есть, вы знаете о русскоязычной еврейской прессе больше всех?

Да. Начал меня немножко догонять Александр Френкель из Санкт-Петербургского Еврейского университета, да и то, только в последний год. Он издал совместно с Еврейским университетом Иерусалима статью, и я увидел, что за 2000 год они кое-что по России знают больше меня. Но кое-что — меньше. А видели бы вы, что они пишут про Украину, и, в частности, про Одессу!

А откуда вы черпаете информацию? У вас есть «агентурная сеть»?

Это очень плохо получается. Когда я уезжал в Израиль, то во всей огромной еврейской Москве не нашел ни одного человека, который согласился бы помогать за умеренную оплату. Нашел соседку, русскую, безработную программистку.

А с того времени, как вы начали этим заниматься, и по сегодняшний день еврейская русскоязычная пресса изменилась?

Да, конечно. Работая два года в Тель-Авивском университете, я, совместно с Шаломом Розенфельдом, выпустил еще два тома. В первом — вновь Россия, но уже пошире, первого самиздата с 1960 года и до 1994, а второй, очень толстый, том — Украина и другие республики за тот же период.

В 1995 году мне показалось, что начался спад. И он действительно начался. Я тогда стал больше заниматься старой периодикой, той, что я называю «первый век» — с 1860 по 1960 гг. Но, прошло пару лет, и начали появляться новые издания, особенно в глубинке Украины (Конотоп, Кременчуг, Корсунь-Шевченковский...) и на востоке и севере России. Дальний Восток, Сибирь, Карелия.

Я делал в израильских «Вестях» серию рассказов об СНГ-овской еврейской прессе, так там был рассказ «Год рождения — 2000-й». За один год родилось 50(!) изданий. Вполне приличная рождаемость.

А сколько умирает?

Смертность поменьше. Закрывается около двух-трех десятков, так что идет прирост, и на сегодняшний момент в СНГ около 300 живых редакций.

Около... А точнее?

Плюс-минус 30. Точного числа не знает никто, потому что никто не знает: это издание уже «умерло» или оно пробудет в летаргическом сне два-три года, а потом «оживет». Под тем же названием или под другим — это очень сложно предсказать.

Ну, хорошо, а вот так, «навскидку», средний срок жизни еврейского издания? Столько, на сколько хватит денег у спонсора?

Живут долго те издания, выпуском которых занимается Личность, и деньги тут ни при чем. Вся еврейская пресса Азербайджана примерно 6 лет держалась на одной личности — Пине Абовиче Калике, благословенна его память. Фронтовик, школьный учитель, в какой-то момент он начал выпускать бюллетень, вполне самиздатовский, «Шалом-шолем-шолуми». Почти рукописный — клеил его из газетных вырезок, иногда довольно наивных, и тираж составлял 10(!) экземпляров. Но его знали во всем Союзе — он отправлял 8 экземпляров по разным городам, там его множили и распространяли. Потом он выпускал газету «Корчаковец» (он был главой и основателем Корчаковского общества в Баку), еще какой-то листок при синагоге и еще... Четыре или пять названий, даже какое-то юмористическое издание. Когда он умер, практически сразу же после выпуска очередного номера, то на этом почти на два года прекратилась вся еврейская пресса Азербайджана. Сейчас кое-как выходят «Азиз», «Амишав», но они сами признают, что это - кое-как.

Лучшие газеты держатся не на бизнесе и не на чьей-то помощи, хотя помощь, безусловно, достается, они держатся на Личности. И во многих случаях так длится по 10-12 лет.

Самый маленький тираж — 10 экземпляров. А самый большой?

Самый большой установить трудно. Говорят, что сейчас вперед вырвался Донецк. Газеты «Наша жизнь» и «Барух Ашем» (редактор обеих — Яаков Вирин) — у них тираж 47 тысяч! А у какого-то номера тираж был чуть ли не сто тысяч! Почему? Они дали подписку во все города, оплачивается только доставка, и то даже не вся сумма, и вот у них появились десятки тысяч подписчиков по всей стране. Но это только потому, что есть такой Яаков Вирин. Ведь никогда не был Донецк еврейской столицей. И Винница никогда не была, но газета «Винницкая Иерусалимка» первой вышла в Интернет и первой начала рассылать себя в полном формате PDF. Это интересно, хотя полностью компьютерная газета — это все-таки не то. Испортится жесткий диск, потеряются данные... А листки останутся, и спустя сто лет какие-нибудь умники будут разыскивать издания 2002 года, как мы сейчас разыскиваем одесские издания 1903 года.

Самые маленькие, самые большие — с ними понятно... А самые экзотические издания?

Знаете, никогда не было еврейских изданий в Киргизии, и вот там появился «Мааян» (Родник), причем выходит как часы. Почему-то оказалось, что в Средней Азии, и в Бишкеке в частности, вся милиция строится на еврейских кадрах. Поэтому основали «Мааян» полковник милиции в отставке Зеличенко и его сын, бывший до недавнего времени замминистра МВД и впоследствии командующий миротворческим батальоном в Сербии, откуда он писал очень интересные корреспонденции.

Самая северная газета сейчас выходит в Якутске. Наверное, год назад начала выходить газета «Евреи в Якутии». Связь пока с ней слабая, ее плохо знают даже в соседней Сибири.

Сейчас, кстати, начали просыпаться северные и восточные евреи. Неплохи, например, дела у газеты «Вестник «Шалома» из Омска. Знаете, у меня вообще слабость к сибирякам, северянам и дальневосточникам, это особый — гордый и независимый народ.

Как выглядит на этом фоне Одесса?

Одесса выглядит прекрасно. 300 номеров «Ор самеах», 370 номеров «Шомрей шабос» — такой нумерации на территории бывшего СССР нет сейчас ни у кого. Они догнали и перегоняют бюллетень ассоциации выходцев из Китая. Он, правда, выходит 49-й год, но по 4-5 номеров в год, а «Шомрей шабос» — еженедельная полноценная газета на 12 полос.

А вы можете рассказать о первом советском еврейском издании?

Вначале, в 1970 году, был рижский «Итон». Его выпускали во время «самолетного» процесса рижане, ленинградцы и москвичи. Вышли номера «алеф», «бэт», а выпуск «гимель» был арестован. В 70-х гг. газеты делали в Риге и немножечко в Москве. Это был самиздат фотоспособом, причем довольно обильный. Про 80-е известно меньше, а первой, фактически, всесоюзной газетой стал в 1988 году таллинский «Хашахар» (Рассвет). Такой вот рассвет на Западе. «Хашахар» начал выходить на русском, потом параллельно на эстонском, далее только на эстонском, сейчас опять выходит на двух языках. Издатели называют ее «газетой эстонской общины» и сознательно ограничивают еврейские новости только Эстонией. Но «Хашахар» живет, причем уже 15-й год.

Оттуда же, из западных районов, пришел не только первый самиздат и первая газета, но и первый журнал («ВЕК» в Риге). А первая еврейская газета в Украине, точнее, бюллетень, появилась в Черновцах. Заметьте, это тоже западная часть страны.

Вы занимаетесь еврейской прессой только бывшего СССР?

Конечно, нет. Свои поиски я веду в нескольких направлениях. Русскоязычная еврейская пресса, как и все великие люди, родилась в Одессе. В 1860 году здесь появилось первое издание — газета «Рассвет», просуществовавшая год и вошедшая в историю. Потом были другие издания, особенно много — в годы революции, а закончилось все это в тридцатые годы. Тогда были закрыты все еврейские газеты Украины и Белоруссии, и осталась одна-единственная полузадавленная «<Биробиджанер штерн», которая все-таки относилась к другой группе, это была советская газета на идиш. В первые десятилетия Советской власти таких газет, на идиш и украинском, идиш и белорусском было множество: на любой щеточной фабрике, на любом чулочном заводике в Бердичеве, Витебске или Одессе. В 1948 г. закрыли последние из них в Минске и Москве.

Второе направление — Европа. Когда в 20-30-е гг. началась эмиграция, там существовало множество русско-еврейских и русских изданий. Сначала в Берлине, потом многие, включая новый «Рассвет» Жаботинского, переместились в Париж, ставший столицей эмигрантской прессы, но в 1939 г. и это кончилось.

Многие уверены, что вплоть до появления Государства Израиль вообще ничего не было, но в те годы русско-еврейский «пресс-центр» переместился в Китай. Об этом забывают или не знают многие, а ведь там еще с 20-х гг. скопилось множество эмигрантов, издавались десятки изданий в тысячи номеров. Издавались в Харбине, Тяньцзине, Шанхае... Одно из харбинских изданий в 1948 году вообще было единственным русско-еврейским изданием мира!

Можете рассказать о нем поподробнее?

Издавал его Теодор Абрамович Кауфман, сын главы харбинской общины. Кауфман-старший был арестован советскими властями и, проведя в лагерях 16 лет, все же добрался до Израиля. До ареста Теодор помогал отцу, делая в издаваемом отцом журнале страничку «Маккаби». И когда отца уже взяли, а Государство Израиль только создавалось, причем советские войска стояли в Харбине, но власть еще была непонятно чья, он слушал радио — английское и советское, американские военные радиостанции из Японии, получал газету «Правда» и еще живую тогда газету «Тагар» из Шанхая. И вот, на основе полученной информации, на двух пишущих машинках он делал листки. Без названия и подписи. Две странички (иногда полторы или полстранички) каждый день. Иногда через три дня, иногда три в день... Я нашел их случайно. 150 листков за полтора года! Это полная летопись создания Израиля и событий, происходивших вокруг.

И что стало с Теодором?

Сейчас Тедди Кауфман — председатель израильского общества выходцев из Харбина. Это единственное израильское общество, которое существует уже пятьдесят лет, не беря ни шекеля, ни агоры ни у государства, ни у каких-то организаций. Общество собирает деньги среди своих членов в Израиле, Австралии, Америке и издает бюллетень. Причем издает его 49-й год подряд!

А что с «нашими» газетами в Соединенных Штатах? ~

Есть. В прошлом году я даже побывал в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Филадельфии, Балтиморе и Вашингтоне. В Сан-Франциско уже 20 лет издается газета «Новая жизнь», которая в заголовке издания называет себя «еврейской». И это была первая газета, которая ответила мне, что не хочет со мной водиться! Сначала я решил, что это недоразумение (общался с секретаршей), но потом при встрече с дамой, редактирующей газету, когда я предложил ей сотрудничество с иерусалимским центром, обещал познакомить с другими редакторами и редакциями, то услышал в ответ: «А я не уверена, что о нас должны знать в Иерусалиме». Я был ошарашен. Конечно, я быстро утешился и нашел там другую газету, которая, хотя и не писалась еврейской, но была таковой. Она на 10 лет моложе, и при ней живет так называемый «Одесский листок». Его издает и рассылает по всему миру Тамара Белорусец. Но в Америке, как нигде в мире, трудно провести границу — это еще еврейская или уже просто русская пресса. Есть там несколько религиозных изданий, но я всех, конечно, не знаю.

~А кроме СНГ, Израиля и США, есть где-нибудь русскоязычная еврейская пресса?

Безусловно. В Германии, например, хотя я их пока плохо знаю, доходят они отрывочно. Во Франции с 1939 года нет ничего. Хотя... после войны там все же вышло одно издание Сохнута на русском языке. В Италии, в 1980 году, когда отсюда ехали в Америку и в Израиль, вышел листок «Евреи в пути». Мне известен один номер, я нашел его случайно в Тургеневской библиотеке в Париже. В Швейцарии ничего нет. Был журнал, который издавал живущий в Женеве Шимон Маркиш (один из сыновей писателя Переца Маркиша), но в выходных данных журнала все равно значилось «Германия». В Англии тоже ничего, так что, наверное, только Германия.

В Австралии выходил ветеранский журнал «Менора» — его делали «русские» ветераны войны, сейчас «Менора» стала называться «Возрождение». В общем, одно-два издания всегда живут.

В Новой Зеландии есть англо-русское издание «Ветер». Издает его еврейка, но это все же нееврейское издание. Были планы издания русскоязычной газеты в Йоханнесбурге, в ЮАР, но там все даже не успело начаться.

Так что, на сегодняшний день есть два крупных очага — несколько сотен, включая региональные (никто не знает, сколько), в Израиле и две-три сотни — в бывшем СССР.

А интересно, сколько всего газет успели издать русские евреи?

Всего, с 1860 года, в моей базе данных более полутора тысяч названий. Больше, чем в каком-либо справочнике.

Ваш прогноз на будущее еврейской прессы?

Мой прогноз? Я назвал серию своих статей о еврейской прессе — «Третий век». Я вам оставлю свои координаты в редакции, если появятся желающие — свяжитесь, будем вместе работать, потому что весь двадцать первый век я не протяну.


Владимир Карасик - уникальный человек. И это большая удача, что редактору журнала удалось "выловить такую рыбу". Но вот что обидно, несмотря на то, что Владимиру удается вполне сносно жить на доход, который дает его дело, последователей он найти не может. Очень жаль, если никто так и не "подхватит знамя". Может уже сегодня можно создать международный банк данных еврейской прессы, куда бы сами держатели таковой поставляли сведения?

Честно говоря, меня удивило то, что такая информация вообще кому-то нужна. А если она нужна и оплачивается, то будет ли он делиться своей "коммерческой тайной"?

Банк данных создать несложно, важно только понять, существует ли perpetuum mobile, который будет двигать этот проект?

Гость-A
09.04.2006 22:25

В Германии существует "Еврейская газета":
http://www.e-gazeta.de/

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №22 > Из России с газетой
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 07:16:48
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов