БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №27 > «И нахожу я женщину...»
В номере №27

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

«И нахожу я женщину...»

Еврейские источники о женщинах, браке и семье.

? «Поэтому оставляет человек отца своего и мать и прилепляется к жене своей...» (Берешит, 2:24) ?

Еще можно прочитать этот стих так: «Поэтому человек должен оставить отца своего и мать свою и прикрепиться к жене своей, и они станут одной плотью». Раши поясняет, что эта фраза была сказана не Адамом, как несколько предыдущих стихов, а была сообщена Всевышним Моше во время дарования Торы. Она раскрывает смысл брака: установление настолько тесных связей между мужчиной и женщиной, что они оказываются сильнее связи с родителями. Идеал Торы — это моногамный брак: мужчина должен прикрепиться к «своей жене», но не к своим женам. Текст Торы раскрывает, что святость и духовное значение брака появились сразу, а не в результате развития человеческого общества, и представляют собой часть плана сотворения мира. В талмудической литературе для обозначения брака используется термин кидушин (буквально «освященности»). Мудрецы Талмуда, выбрав именно этот термин, хотели подчеркнуть, что смысл брака заключается в том, чтобы придать святость тому, кто изначально сотворен по образу Всевышнего.

Женщина несет в себе колоссальный потенциал, который мужчина призван раскрыть. Ее духовные силы находят свое выражение через достижения мужчины. Поэтому мудрецы Талмуда говорят: «Если ты хочешь узнать, кто муж, — посмотри на жену». Они имеют в виду, что иногда истинные свойства мужчины трудно определить: никто не знает, является его поведение искренним или притворным, намерения чистыми или извращенными. В этом случае жена может стать разгадкой: ее характер и поведение помогут расшифровать состояние души мужа, т.к. оно во многом зависит от потенциала, заложенного в его жене.

Безбрачие отвратительно для иудаизма и если не с точки зрения наказания, то с моральной точки зрения оно приравнивается к такому тяжелому преступлению, как пролитие крови. Это относится как к простым людям, так и к тем, кто посвящает свою жизнь достижению наивысшей возможной для человека святости: тот, кто стремится к святости, должен двигаться в этом направлении, не отрываясь от жизни, привнося наивысшую духовность во все аспекты материального мира.

? «Умная женщина строит свой дом, а глупая — своими руками его разрушает» (Мишлей, 14:1) ?

Комментаторы связывают этот стих с бунтом Кораха, о котором рассказывается в одноименной главе книги Бамидбар. «Умная женщина строит свой дом» — это жена Она, сына Пелета (из колена Реувена), «а глупая своими руками разрушает его» — это жена Кораха.

Когда проходила церемония освящения левитов, все мужчины должны были по велению Б-га сбрить все волосы на теле. Когда Корах пришел домой остриженный, без бороды, жена говорит ему: «Смотри, что делает с вами Моше: велел даже снять волосы». «Но ведь Моше тоже остригся и побрился», — отвечает Корах. «Это только для того, чтобы остричь вас». Из-за подстрекательства жены и погиб Корах.

Жена Она, сына Пелета, спасла своего мужа. Узнав, что тот собирается присоединиться к бунту, она стала его отговаривать: «Зачем тебе встревать в споры? Будет ли главным Моше или Корах — тебе главным не быть». «Но мы договорились и поклялись бороться сообща», — говорит Он. Жена посоветовала ему, пока суд да дело, прилечь отдохнуть и напоила его вином. А сама помыла голову и села у дверей с распущенными волосами. Пришли люди Кораха поднимать сообщников на восстание. Постучали в дверь Она. Но тот безмятежно спал и не открыл им. Они приоткрыли дверь, но, увидев женщину с непокрытой головой (Тора не разрешает постороннему мужчине смотреть на волосы замужней женщиныРед.), поспешили уйти. Так вышло, что Корах провалился сквозь землю, а один из главных его соратников Он, сын Пелета, остался жить.

? «Об этом ребенке я молилась...» (Шмуэль I, 1:27) ?

Эти слова принадлежат Хане, матери пророка Шмуэля. Она много лет была бездетной, пока наконец Всевышний не послал ей сына. Об этом рассказывается в первой главе Книги Шмуэля.

Любавический Ребе говорил, что из истории Ханы мы извлекаем важное поучение о том, что такое еврейская семья. Тора рассказывает, что Элькана, муж Ханы, со всей семьей ежегодно совершал паломничество в Шило. После рождения у Ханы сына, когда пришло время для очередного паломничества, Элькана полагал, что Хана, как и раньше, пойдет с ним. Та, однако, сообщила мужу, что не намерена идти в Шило, пока кормит ребенка, но после этого оба они — и она, и сын — будут ходить туда вместе с ним. Хана сочла, что ей следует остаться дома, чтобы целиком посвятить себя Шмуэлю, обеспечить его воспитание, — ибо во время путешествия отдавать все свои силы этой цели ей не представлялось возможным. Только по истечении двух лет Хана привела Шмуэля в Шило и сказала, обращаясь к первосвященнику в Храме: «Об этом ребенке я молилась, и исполнил Б-г просьбу мою: и вверяю его Б-гу» (Шмуэль I, 1:27,28).

Результат, достигнутый Ханой, был получен благодаря ее самопожертвованию и силе духа; благополучие Шмуэля она ставила выше всего. То, что сделала Хана, — это пример для еврейских женщин во всех поколениях. Она не походила на тех современных женщин, которые чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами и находят необходимым вести постоянную войну с ними, чтобы доказать, что если те могут выполнять какие-то обязанности, то и они, женщины, способны на это...

Из того, о чем рассказывает Книга Шмуэля, мы должны извлечь для себя важный урок. Еврейская мать и ее дочь, которая тоже станет матерью, когда вырастет и Всевышний благословит ее детьми, должны понять, что все другие дела — даже паломничество в Шило, чтобы «увидеть лицо Г-спода», — должны отойти на второй план после того, как Всевышний благословит женщину семьей и детьми. Ее главное дело — быть акерет hа-баит, фундаментом дома. В этом ее величие, ее задача и ее миссия, потому что никто иной за нее этого сделать не сможет.

Выполнив эту миссию, женщина приведет детей в Шило, и когда выйдет первосвященник, скажет ему: «Об этом ребенке я молилась». И уподобится ее сын Шмуэлю, о котором говорит мидраш, что он подобен Моше и Аhарону, и который был тем, кто помазал на царство Давида, из потомства которого выйдет Машиах.

И все это — в руках каждой акерет hа-баит, в руках каждой дочери еврейского народа, которой дарована способность исполнить доверенную ей благородную задачу наилучшим образом и с радостным сердцем...

? «Слышится голос в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих...» (Ирмияhу, 31:15) ?

Эти слова пророк произнес, когда после разрушения Первого Храма евреи, изгнанные вавилонянами, проходили мимо могилы праматери Рахели.

Рахель (йорцайт — годовщина смерти — которой, кстати, отмечается в месяце хешван), единственная из праматерей и праотцев еврейского народа похоронена не в пещере Махпела, что в Хевроне. Ее муж, Яаков, похоронил ее в Бейт-Лехеме, у самой окраины Иерусалима.

В еврейской традиции Рахель стала воплощением материнской любви. Так что нет ничего удивительного в том, что уходивший из Святой Земли вместе с еврейскими изгнанниками пророк Ирмияhу услышал ее рыдания, которыми она оплакивала печальную участь каждого из своих сыновей:

Впрочем, как и всегда у евреев, с печальной стороной соседствует и радостная. И говорят, что Яаков специально похоронил свою любимую жену на дороге в Иерусалим, чтобы она могла первой встретить нас, ее потомков, возвращающихся из изгнания.

? «И нахожу я женщину горше смерти...» (Коhелет, 7:26) ?

Три книги царя Шломо канонизированы мудрецами: Мишлей («Притчи»), Шир hа-Ширим («Песнь Песней») и Коhелет («Экклезиаст»).

Коhелет — последняя книга царя Шломо. С вершины познаний, мудрости, опыта и великих возможностей взирает он на жизнь, ища в ней целесообразности и смысла. Он перебирает разнообразные философии, каждый раз с новой точки зрения рассматривая мир и человека, пока не находит тот фокус, в котором совмещаются человек и мир в единящей их гармонии, пронизанные светом Творца, волю и власть которого человек с любовью принимает.

Первое, чему нас учит Коhелет, — избегать погони за земными удовольствиями, потому что, несмотря на всю притягательность, они мимолетны и ничтожны. Не в этом сущность мироздания. Душа человека была создана не из праха, как его тело, и получил он ее не от кого-то другого, кто сам в свою очередь был создан Б-гом. «Он [Б-г] вдохнул в него душу живую». А поскольку Б-г вечен, то и душа человека тоже вечна. Причем из-за того, что она вечна, ей придется отвечать за деяния, которые она совершила за время, пока находилась в телесной оболочке. И в силу того, что единственное, что имеет значение в человеке, что в нем бессмертно, это его душа и то добро, которое Он творит, следуя ее велениям, — Коhелет велит нам воздерживаться от дел и удовольствий, не составляющих сущности бытия, презирать их. Конечно, нельзя полностью пренебрегать физическими потребностями, и каждый из нас сообразно со своими запросами будет пользоваться жизненными благами. Но критерием для нас должна быть мера необходимости этих благ, и нужно стремиться сократить наши запросы.

В новой переоценке мира, когда все рассматривается в свете общей целостности, гармония человека анализируется, как взаимная зависимость мужчины и женщины. В Торе написано: «И сказал Б-г: Не хорошо быть человеку одному, сделаю Я помощника против него». Сказанное объясняет Раши: «Удостоился [перед Б-гом] — она будет ему помощник, не удостоился — она будет против него [воевать с ним]». И так сказано в трактате «Сота»: «Если мужчина и женщина удостоились — Б-жественное присутствует среди них, не удостоились — огонь пожирает их». Общие корневые буквы слов «мужчина» и «женщина» (איש и אשה) составляют слово אש — «огонь», а различающиеся буквы их корней י и ה составляют слово י׳ה — одно из Имен Б-га. Если муж и жена пребывают в мире — их освящает Имя Б-га, если же они враждуют, Имя Б-га исчезает в их противостоянии, и остается только пожирающий огонь.

Итак, несмотря на то, что в мире найдена Б-жественная цельность, в самом человеке гармония еще не проявляется. В нем есть противоречия, и женщина становится средоточием и аллегорией развращающего соблазна. Когда же сочетание мужа и жены гармонично, говорит царь Шломо в другой своей книге — Мишлей: «Нашедший жену — нашел добро, и привлечет милость Б-га».

Кстати, вам будет небезынтересно узнать, что в традиционном еврейском мире именно из двух упомянутых стихов составлен вопрос, который принято было задавать молодожену вскоре после свадьбы. На русском он звучал бы примерно так: «Нашедший или нахожу?» То есть, какой из двух стихов соответствует тебе: из книги Мишлей или из книги Коhелет?.. Впрочем, нужно добавить в утешение жениху, все зависит от тебя самого, поэтому обрати внимание на свое поведение и хорошенько поразмысли над своими поступками, потому что в зависимости от них жена твоя либо приблизится к тебе, либо, не дай Б-г, от тебя отдалится...

? «Кто она — поднимающаяся из пустыни, прильнувшая к возлюбленному своему? Под яблоней я тебя пробудила, там мучилась твоя мать, рожала...» (Шир hа-Ширим, 8:5) ?

Еще одна цитата из царя Шломо. О ком говорит он в этом стихе? О тех женщинах-праведницах, благодаря которым наши предки вышли на свободу из Египта. Когда мужчины, отчаявшись освободиться от рабства, стали избегать близости со своими женами («К чему рожать сыновей — для подневольного труда и нищеты?» — говорили они), женщины старались ободрить их, и вдохновляли их надеждой, и льнули к ним, и побуждали к исполнению заповеди. Благодаря этому в Египте родилось поколение Освобождения...

Почему сказано «под яблоней»? Все деревья сначала выпускают листья, которые должны укрывать и защищать плоды, а потом уже сами плоды, только яблоня сначала покрывает себя плодами, и лишь потом выпускает листья. Так же вели себя и жены-праведницы в Египте. Они сказали: «Пусть нет сейчас защитника и спасителя для наших детей, рождающихся сегодня, но мы все-таки рожаем их и будем рожать, и в конце концов появится тот, кто защитит их и спасет!»

Так было в древности. Но и в каждом последующем поколении, когда слабеет надежда и отчаяние овладевает мужчинами, хорошая жена обращается к сердцу своего мужа, ободряет его и утешает в минуту беды, облегчает и услаждает его жизнь и наполняет его новой надеждой в ожидании избавления — и спасение непременно приходит!

? «Кто найдет жену столь совершенную, [такая женщина] куда драгоценней жемчужин. Уверено в ней сердце ее супруга, заработанное им не будет растрачено...» (Мишлей, 31:10-11 и далее) ?

Так уж получилось, что в нашем параде представлены все три книги царя Шломо, вошедшие в Танах. Кстати, надеюсь, что вы не решили, что из каждой из этих книг можно выбрать лишь по одной цитате, относящейся к нашей теме? Это совсем не так, все дело лишь в совершенно недостаточном объеме журнальной статьи... В самом деле, практически вся книга Шир hа-Ширим говорит (по крайней мере, на уровне простого смысла) об отношениях мужчины и женщины. То же самое и с книгой Притч (Мишлей). Например, приведенная здесь цитата оборвана после второго стиха, а там их всего 22 — это акростих по буквам ивритского алфавита, и все о женщине! Интересующихся отсылаем к первоисточнику или к Сидуру, где этот текст приводится перед субботним Кидушем. Опять-таки, по простому смыслу, его читают там, чтобы воздать должное хозяйке дома, которая всю неделю (а особенно — в канун субботы) трудилась не покладая рук.

Но есть и более глубокие смыслы. Так, говорят, что человек, которого Всевышний благословил хорошей женой, никогда не будет ни в чем испытывать недостатка, даже если он бедняк. Другое толкование этих отрывков гласит: «Уверено в ней сердце ее супруга, заработанное им не будет растрачено», — это значит, что если жена — само совершенство, и все, что ни предпримет, будет делать с умом и по правде, тогда будет «уверено в ней сердце ее супруга», и он полюбит ее, и «заработанное им не будет растрачено», потому что Всевышний уготовит им богатство и славу...

Словом, счастлив тот, кто удостоился иметь достойную жену! Ибо ради нее все будут воздавать ему почет — так, будто она возложила ему на голову корону, как говорится: «Достойная жена — венец своего супруга» (Мишлей, 12:4).

? «И не веди праздных разговоров с женщиной...» (трактат «Авот», 1:5) ?

В оригинале рабби Йосей бен Йоханан, от лица которого приводится данная мишна, употребляет слово «сиха» (в терминах Мишны и Талмуда — «праздный разговор»), а не «дибур» («разговор вообще»). Он не призывает нас в принципе воздерживаться от бесед с женщинами. Если разговор ведется на серьезную тему, то он может продолжаться столько времени, сколько для этого необходимо.

Вообще законоучители Мишны и Талмуда призывают мужчин считаться с мнением женщин, поскольку те наделены Всевышним более глубоким пониманием действительности. Мужу следует советоваться с женой по всем жизненно важным вопросам, отдавая должное ее мудрости.

? «Человек, у которого нет жены, не есть даже и человек, как сказано [Брейшит, 5:2]: «Мужчиной и женщиной создал Он их и назвал Он их человек» (Талмуд, трактат «Йевамот», 64а) ?

Приведенную цитату из Торы объясняют наши мудрецы так: вначале мужчина и женщина были созданы соединенными между собой, составляя одно целостное существо человека. Чтобы дать Адаму жену, Всевышний разделил их, сделав обособленными существами.

Сущность брака, по мнению рабби Элиэзера, которому принадлежит приведенное изречение из Талмуда, заключается в восстановлении первоначального единства мужчины и женщины — и тогда получившийся союз можно назвать «человек», в том смысле, в каком им был Адам до «разделения».

Любопытно, что во многих изданиях Талмуда, печатавшихся в католических странах, эту цитату цензоры заменяли на слова: «Еврей без жены не человек», чтобы не оскорблять католических священников с их обетом безбрачия...

? «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, за то, что Ты не создал меня женщиной!» (молитвенник, утренние благословения; текст восходит к Иерусалимскому Талмуду, трактат «Брахот», 9:1) ?

Каждый, кто знаком с высоким уважением, которым Тора окружила еврейскую женщину, и тем почетным местом, которое женщина занимает в еврейской семье и в еврейской жизни, не будет столь неразумным, чтобы считать, что это благословение бросает тень на еврейских женщин. Когда еврей произносит браху, выражая Б-гу благодарность за то, что Он не сотворил его женщиной, он произносит эти слова не с чувством превосходства над женским полом, а совсем в другом смысле и по другой причине.

По природе вещей задачей мужчины является быть хлебодавцем в семье, в то время как жена должна следить за домом и за детьми и вести все хозяйство. Это весьма сложная задача, требующая большой доли уменья, терпения, разума и многих других высоких качеств, которыми Б-жье Провидение так щедро наделило наших женщин. Сомнительно, потребует ли большего умения любое практическое занятие, связанное с положением, которое занимает мужчина в семье, и предъявляет ли оно более настоятельные требования, чем домашние обязанности жены и матери.

Ввиду этого Тора освободила еврейскую женщину от обязанности выполнять ряд мицвот. Женщина обязана наравне со своим мужем соблюдать все запреты. Однако в части повелевающих заповедей еврейские женщины освобождены от выполнения некоторых из них, главным образом от таких, которые связаны со временем их выполнения или с ограничениями, не соответствующими обязанностям жены и матери, которым отдаеся предпочтение. В этом смысле речь идет скорее о предоставленной женщине «привилегии», чем об ущемлении ее прав.

Но мужчина, которому у евреев не предоставлены привилегии, должен быть как-то компенсирован за это: он должен иметь возможность чаще общаться с Б-гом путем выполнения тех мицвот, от которых освобождены его мать и жена. Это немалая компенсация, и вот за это — за возможность служить Б-гу этими дополнительными мицвот — еврей-мужчина благодарит Б-га, произнося это благословение.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №27 > «И нахожу я женщину...»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:23:43
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Dr. NONA Всемирный клуб одесситов