БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №35 > Мы, нижеподписавшиеся...
В номере №35

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Мы, нижеподписавшиеся...
Болеслав Капулкин

Люди издавна любили головы не только рубить, но и ломать. И не только в смысле прямом, но и в переносном, то есть ломать их над всякими трудными вопросами. В частности, над вопросом (точнее, над поисками ответа на вопрос): «Что наша жизнь?» Кто-то говорит, что наша жизнь— игра, кто-то уверяет что— борьба, некоторые уверены, будто жизнь— это театральное представление. Так вот, не верьте им. Вся наша жизнь— договор.

ИзменитьУбрать
(0)

Вся наша жизнь— соблюдение писаных и неписаных правил. Вот новорожденный. Плевать он хотел на закон и правопорядок: ест— когда хочет, спит— когда хочет, да и все остальное— тоже по желанию. С течением времени, подрастая и принимая все новые и новые пункты общественного соглашения (это называется— воспитание и обучение), бывший младенец с повадками звереныша1 становится человеком, и даже старается вести себя как человек, то есть, соблюдать договор, заключенный еще до него.

Договора заключают по-разному. Например, торговцы алмазами, независимо от своей национальности, будь то негр преклонных годов или только-только слезший с Фудзиямы японец2, пожимают друг другу руки, и говорят: «мазл ун брохес»3. Кто-то обещает дать зуб или голову на отсечение, кто-то собирается стать гадом, а самые умные договариваются, как Рабинович, с одной стороны... То есть вариантов много. В том числе можно заключить договор так же, как это однажды, 3315лет назад, сделали евреи.

Выйдя «с Египту» и пройдя за 49дней пути через множество удивительных (и это еще мягко сказано!) испытаний, евреи подошли к горе Синай. Подошли, чтобы получить подарок.

Собственно, евреи были не первыми. Как известно, дареному коню в зубы не смотрят, но вот в дареную Тору заглядывают, поэтому ситуация складывалась следующим образом: Всевышний, благословен Он, предлагал всем народам получить от Него Тору, но памятуя, что, выражаясь высоким юридическим штилем, «за базар надо отвечать», народы требовали огласить, пожалуйста, весь список. Впрочем, давайте обратимся к документам (то есть агаде).

«В начале Он пошел к сыновьям Эсава и спросил их: «Принимаете Тору?» Сказали они Ему: «Властитель мира, что в ней написано?» Сказал Он им: «Не убивай». Сказали они: «Сущность нашего народа— в мече нашего предка; как сказано про Эсава (Берешит, 27:40): «Своим мечом будешь жить»,— не можем принять Тору».

Затем Он пошел к сыновьям Амона и Моава и спросил их: «Принимаете Тору?» Сказали они Ему: «Властитель мира, что в ней написано?» Сказал Он им: «Не прелюбодействуй». Сказали они: «Сущность наших народов— в прелюбодеянии наших предков; как сказано (Берешит, 19:36): «И забеременели обе дочери Лота от своего отца»,— не можем принять Тору».

ИзменитьУбрать
(0)

Тогда Он пошел к сыновьям Ишмаэля и спросил их: «Принимаете Тору?» Сказали они Ему: «Властитель мира, что в ней написано?» Сказал Он им: «Не воруй». Сказали они: «Сущность нашего народа— в воровстве и грабеже; как сказано про Ишмаэля (Берешит, 16:12): «Будет он дикарем. Его рука на всех, а рука всех на нем»,— не можем принять Тору»...

После чего пошел Он к сыновьям Израиля. И сказали они Ему: «наасе вэнишма»— «Сделаем и послушаем»4.

Согласитесь, странно это все звучит для народа адвокатов-зубных врачей-гинекологов. Сначала делаем (руководствуясь революционным правосознанием?), а потом слушаем... Здесь, скорее, речь не адвоката, но революционера, которых в этом народе тоже было предостаточно (но адвокатов, по счастью, больше). Так как же это евреи согласились, не зная— не читая? Они же не знали, а вдруг в этой Торе кроется что-то ужасно-трудное и почти-невыполнимое?

Вовсе не умаляя заслуг наших предков, скажем— знали. Не во всех, конечно, подробностях, но примерно догадывались. Совсем как мы с вами (речь, конечно, не о Торе, тут мы явный пас, а, например, об уголовном и жилищном кодексах или Конституции).

Кстати, и отказ прочих народов не стоит понимать как сбор всех сынов Ишмаэля, Амона, Эсава и т.д. у горы Синай с криками: «Не любо!» или «Ганьба!» Речь шла о «предварительной примерке» на духовном уровне. Изначально существовали 70народов, наделенных некими качествами, причем они ни в чем не дублировались и каждый народ был уникален, так что нынешние нации являются разнопропорциональными смесями тех пранародов. У каждого из народов был и есть свой ангел5, являющийся воплощением народных качеств. И вот этот ангел, прекрасно представляя, с кем ему приходится иметь дело, от Торы отказывался. Еще бы, ведь прими он (а вслед за ним и они) Тору, подопечный народ тем самым подписал бы себе смертный приговор. Как говорил в таких случаях Кирпич: «Чтоб я сам себе с пола срок поднял?» Ха! «Дурачков нет»,— как говорил тот же Кирпич.

А о самом процессе дарования Торы рассказывают, что поднял Всевышний гору Синай над еврейским народом и сказал: «Не согласитесь— сами понимаете, что будет». Угроза серьезная, но, учитывая репутацию народа жестоковыйного, и вспоминая, сколько раз евреи шли на смерть, не изменяя своих убеждений, понимаешь— вряд ли бы это их остановило, захоти они отказаться. То есть напугать бы не вышло, так зачем же нужно было ставить Синай с ног на голову?

А для этого надо открыть договор, сиречь Тору. Что там написано? Наказание— сейчас, награда— потом, в грядущем. Награда большая, но потом, а наказание— сейчас и по меркам этого мира тоже немалое. Так вот, выбор за нас с вами в свое время сделал наш праотец Авра.ам. Всевышнему нужен был вечный народ для вечной Торы, и Авра.ам согласился его (то есть, народ в виде сына своего Ицхака) получить. Так сказать, сын в обмен на Тору. И авра.амовы потомки, живя в Египте, знали, Что им предстоит получить. Да и сам народ, выходит, был создан именно для Торы, и если они от нее отказываются, то зачем тогда этот народ нужен? Для разноцветья и многообразия палитры мировой культуры? Согласитесь, что цивилизованный мир как-нибудь проживет и без теории относительности и еврейских анекдотов. Так что ответ простой— если народ, созданный для Торы, от нее отказывается, то зачем он вообще нужен? На такой и гору опустить не жалко.

Но почему, спросите тогда вы, Тора предлагалась всем остальным народам? А для политкорректности. Чтобы потом, когда придет Машиах, и все народы увидят, что-они-потеряли, не было разговоров о «всемирном заговоре» (прилагательные опускаем, и так понятно, о чем речь). Предлагали ведь... Просто надо «следить за базаром» и, заключая договор, знать, когда поставить «наасе», а когда «нишма»6.


1В смысле только удовлетворения инстинктов.
2Практика показывает, что это обычно евреи
3«Счастье и благословение» (идиш). Почему? См. прим. 2.
4То есть: «Берем, не спрашивая».
5Конечно, логично, чтобы ангела еврейского народа звали Рабинович, но это не так.
6Вообще-то, при заключении договора вначале следует «нишма», и только потом «наасе». Иначе будет нехорошо! Это Всевышний нас не обманет, а остальные — легко...

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №35 > Мы, нижеподписавшиеся...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 10:57:22
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов