БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №35 > Новый век древнего правосудия
В номере №35

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Новый век древнего правосудия
Ольга Кседзюк

Всякий народ, обустраивающий свою социальную жизнь, стремится к справедливости. Это насущная необходимость и главное условие человеческих отношений. Но в судьбе еврейского народа справедливость— не только рациональность и прагматизм, она освящена верой и традицией... Недаром Верховный суд Израиля с самого начала его новой истории именуется Высшим судом Справедливости. Он объединяет в себе как религиозные идеалы .алахи, универсальные для всех времен заветы Торы, так и светский гуманизм новой эпохи. Конечно, это суд людей, а людям порой свойственно ошибаться, но его цель— воплощать окончательную справедливость, к которой всегда стремились евреи. Возможно ли это?
Конечно, абсолютной справедливости Израиль пока не достиг. Но цель названа— и государство движется к ней.

ИзменитьУбрать
(0)

Когда чуть более 50лет назад на земле древней Эрец-Исраэль было восстановлено независимое еврейское государство, все противоречия тысячелетней истории рассеяния дали о себе знать в полной мере. Ибо государство должно иметь Конституцию, Основной Закон, выражающий всю совокупность представлений народа о его правах, о его ценностях и критериях справедливости.

В Декларации Независимости было записано, что Государство Израиль создается как «еврейское и демократическое». Что это значит? Об этом лучшие умы народа более ста лет вели ожесточенные споры.

Если под понятием «еврейское государство» подразумевали, в первую очередь, государство, стоящее на Торе, Талмуде и многотысячелетних религиозно-нравственных позициях (без чего народ никогда не смог бы сохранить себя в многообразии различных этнических культур), то за понятием «демократическое государство» стоял опыт некоего безнационального универсализма западной цивилизации— можно сказать, мира формальной юриспруденции, той гражданской законности, что никогда по-настоящему не ассоциировала себя с религией и, если уж говорить исторически, восходила к понятиям «нравственного космополитизма Римской Империи».

Тем не менее, каковы бы ни были принципы гражданского права современной демократической цивилизации, они остаются прогрессивными и гуманными, ибо в них сосредоточилась «правда современного человека об абсолютной ценности своей личности». И уйти от этой правды, вернуться в мир сакральных координат, где Завет и Закон продолжают оставаться синонимами, человек, отягощенный представлениями цивилизации новейшего времени, вряд ли может.

Таким образом, два идеологических крыла сионизма на заре нового Израиля оказались в состоянии ожесточенной полемики. Истина из этого спора не родилась, но на время создания государства светским сионистам удалось объединиться с религиозными и заручиться поддержкой большинства религиозных несионистов. Выяснение истины было отложено ради общенационального согласия в важнейший для еврейского народа период восстановления государственности.

Сегодня евреи получили то, чем обладают более молодые европейские нации— юридическое государство с системой светского правосудия, но груз противоречий между национальным (для евреев это во многом синонимично «религиозному») движением и секуляристским, универсально-демократическим, во многом не исчерпан.

Конституционная комиссия, созданная вскоре после образования Израиля, приняла за основу традиционную систему еврейскую права, основанную на еврейском своде законов— .алахе. В проекте Конституции, подготовленном И.Ф.Коганом, бывшим секретарем «Сохнута», позже советником министра иностранных дел, говорилось: «Законы, существующие в Израиле в день обнародования Конституции, остаются в силе, поскольку они не противоречат Конституции, не отменены и не изменены парламентом (Кнессетом). Государственное законодательство будет базироваться на принципиальных законах еврейского права, и эти основы будут служить руководством для судов, когда перед ними возникнет необходимость заполнить пробелы в существующем законодательстве».

Сионисты-социалисты так же, как когда-то коммунисты при образовании СССР, пытались отбросить двухтысячелетнюю историю еврейского галута. В правоведении это привело к тому, что израильское право оказалось официально привязанным к английскому прецедентному судопроизводству и унаследовало законы Оттоманской империи, частично базирующиеся на мусульманском религиозном праве.

Традиционное еврейское право сохранилось лишь в семейном законодательстве, касающемся браков и разводов, которые находятся в ведении религиозных судов.

Иудаизм предполагает демократический механизм принятия законов— большинством голосов. .алахический принцип «Тора с небес, но Тора не на небесах» означает возможность толкования Торы мудрецами. Если между мудрецами возникают разногласия по поводу конкретных случаев, то окончательное решение принимается большинством голосов. Правило «следуй за большинством» выводится из высказывания «не следуй за большинством на зло» (Шмот, 23:2), то есть мнение большинства предпочтительнее всегда, кроме тех случаев, когда налицо явное злодейство. Опираясь на эти древние, традиционные представления о законе, нынешний светский суд Израиля в какой-то мере пытается сохранить то, что называют «еврейскими законами и еврейской традицией».

Еврейская история насчитывает четыре тысячелетия непрерывного существования и развития. У еврейского народа есть глубоко и тщательно разработанные традиции, которыми мы можем не только гордиться, но и с успехом использовать их в повседневной жизни, развивая и модернизируя.

Люди, абсолютно незнакомые с еврейством, пугаются терминов «традиционное еврейское право» и «государство .алахи», считая их похожими на фундаменталистские мусульманские законы, где нет разделения между светской и религиозной властью. Но есть существенная разница в подходах фундаментального мусульманского права и традиционного еврейского правосудия. В отличие от мусульманского права, в еврейском праве четко различаются вопросы взаимоотношений между людьми и отношения между человеком и Бгом. В наше время человек, нарушающий религиозные законы, подлежит ответственности только перед Бгом, а не перед людьми. Принуждать человека к выполнению религиозного закона никто не вправе— каждый сам должен улаживать свои отношения со Всевышним.

Нет никаких непреодолимых противоречий между современным демократическим правосудием и религиозной ответственностью каждого верующего еврея. На самом деле, затруднения, с которыми сегодня встречаются израильские юристы, связаны только с недостаточной разработанностью отдельных правовых норм.

Гармония между религиозным и светским правом вполне достижима. Для государства, возникшего совсем недавно, населенного народом, стремящимся восстановить древние традиции нравственности и подлинной веры, которым по меньшей мере три тысячи лет, достижение согласия в правоведении— дело, требующее времени и особого внимания.

Судебная система в Израиле

На высшей ступени гражданской судебной иерархии находится Верховный суд. Ступенью ниже— окружные суды. Низшей гражданской судебной инстанцией являются мировые суды.

Правила, установленные окружными судами, выполняют направляющую функцию по отношению к мировым судам, то есть мировые судьи, принимая решение по какому-либо вопросу, не могут игнорировать решения, принятые окружными судьями в подобных случаях, и должны их принимать во внимание, хотя и не обязаны им следовать.

Правила, установленные одним окружным судом, не обязывают другие окружные суды их выполнять, а правила, установленные одним окружным судьей, не обязывают других окружных судей им следовать.

Правила, установленные мировым судом, не обязывают ни один из судов и ни одного из судей.

Какие иски уполномочен рассматривать мировой суд? Если речь идет о денежных исках, то есть об исках, стоимость которых можно оценить в какую-либо денежную сумму, то в компетенции мирового суда находятся только те иски, стоимость которых не превышает одного миллиона шекелей в день подачи иска. Мировой суд имеет право рассматривать иски, связанные с правом на пользование недвижимым имуществом, а также иски, связанные с разделением использования совместного недвижимого имущества, в то время как иски, связанные с правом собственности на недвижимое имущество, рассматриваются в окружном суде.

В компетенции окружного суда находятся гражданские иски и уголовные дела, не находящиеся в компетенции мирового суда или другого суда (например, вопросами, связанными с трудовыми отношениями, занимается суд по трудовым конфликтам).

Раввинский суд имеет право эксклюзивной юрисдикции по вопросам заключения брака и развода евреев в Израиле, являющихся гражданами или жителями Израиля.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №35 > Новый век древнего правосудия
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 01:05:14
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Dr. NONA