БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №38 > Семья на пленэре. Заговор халомских мудрецов и мечтателей
В номере №38

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Семья на пленэре. Заговор халомских мудрецов и мечтателей
Летописец

«Финальная — ностальгически-феноменальная!» — и буря восторга слушателей. Младший отряд школьников этой, и для взрослых сложной, фразой перешел к исполнению заключительной песни капустника. Это было только начало, начало конца, — общего капустника — последнего события семейного лагеря «Халом-7». Цифра «7» оказалась счастливой для этого «Халома» — семь дней пролетели на одном дыхании, осененные созвучной для каждого темой «Семь-я».

Впервые. Многое в этом «Халоме» было впервые. Впервые перед лагерем провели анкетирование участников, в котором, кроме анкетных данных, просили высказать пожелания и предложения. Кстати, тема «Семья» — оттуда, из анкеты семьи Веприк. Впервые лагерь проходил в черте города, в Черноморке, и в более комфортных условиях. Впервые, и весьма удачно, примерил на себя должность мадриха Михаил Рашковецкий, директор музея истории евреев Одессы. Об остальных «впервые» — «далi буде».

ИзменитьУбрать
(0)

Тема «Семья», а в данном случае «еврейская семья», — благодатная и берущая «за живое» всех без исключения, даже самых маленьких (а «их было» — «Мазл Тов» выставил на лагерный кон десять отважных малышей под прикрытием отважившихся родителей). Думается, никого не оставил равнодушным разговор об отношениях в семье (уж «страдательную сторону» — детей — точно), много открытий было сделано при изучении законов семейной жизни (не только в Греции, но и в «Шульхан Арухе» есть все). День второй, темой которого была передача еврейской традиции, завершился нетрадиционным (еще одно «впервые») выездом всего взрослого и молодежного состава на дискотеку. И никто из них не знал, что готовит день грядущий...

К этому дню готовились долго, тщательно и... тяжело. Если для советских евреев передача традиции от поколения к поколению резко оборвалась после революции, то для европейского еврейства топором, обрубившим традицию, стал Холокост. И не только потому, что одна треть носителей традиции полегла штабелями во рвах и крематориях, и не потому, что весь мир (за редким исключением) смотрел на все это с равнодушием, а иногда и с удовлетворением... Большим вопросом для оставшихся в живых было: «Как Он смотрел на это с небес?» Этот урок человечество, да и, судя по всему, евреи не усвоили до сих пор.

Никогда «Мигдаль» не брался за эту тему. Так много сказано и написано, что появились даже «ревизионисты», заявляющие о вечном еврейском преувеличении своих страданий. Вероятно, сознание этих милых господ отказывается поверить в размах деяний человеческих. Если бы только они... Дети (особенно не посещающие еврейские школы) знают о Катастрофе в лучшем случае число погибших и названия лагерей смерти. В сердцах их родителей боль притупилась, подернулась пеплом. А те, кто пережил, выжил... Сегодня многие из них уезжают в Германию. И их внукам, рожденным на этой благополучной и сытой земле, дают немецкие имена.

ИзменитьУбрать
(0)

В первый вечер «Халома» была проведена уже ставшая традиционной игра, на которой участники обходят «станции» и выполняют различные задания. Нетрадиционным было дополнительное задание — отметить на карте мира страны, в которых жили или живут родственники. Карта Германии была густо покрыта зелеными (этим цветом обозначали недавнюю миграцию) отметками.

Как достучаться, прорваться через зарубцевавшуюся ткань? Прежде всего, пропустив через себя. На «предлагерном» семинаре каждый из мадрихов взял на себя одну из условных тем: самооправдание в нацистской пропаганде, от антисемитизма — к Катастрофе, концлагерь, дети и семья в условиях Холокоста, выживание, сопротивление и борьба, неверие евреев в грозящую опасность, реакция мира на Холокост, неонацизм. Подготовленные заранее иллюстративный материал, литература и распечатки из Интернета были разобраны и каждый начал готовить свою тему. Можно себе представить, как глубоко нужно было «влезть» в материал, чтобы выбрать из него самое «бьющее», самое эмоциональное, и потом, за пять минут, дать не информацию, а ощущение, переживание.

Третий день лагеря. Все дети изготавливают бутафорскую колючую проволоку и желтые звезды, каждый — себе и родителям. После встречи с очевидцами — ветераном войны Маркусом Рашковецким и бывшим узником гетто (а ныне директором Ассоциации узников гетто и концлагерей) Романом Шварцем, тема Холокоста продолжается на видеопросмотре: демонстрация (с учетом возраста и уровня восприятия) трех фильмов — «Жизнь прекрасна», «Фанат», «Пианист». Пока идет просмотр, в коридорах и помещениях здания инсталлируется интерактивный музей Холокоста — мадрихи выстраивают экспозиции, каждый по своей теме.

ИзменитьУбрать
(0)

Все участники лагеря делятся на условные семьи (не соответствующие реальным — семьи намеренно разбиваются), надевают желтые звезды и идут по «этапам». Им предстоит многое пережить. Они подвергнутся селекции, пройдут через колючую проволоку, получат «пайку», попробуют найти страну, в которой можно спрятаться от неминуемой гибели, от запаха еврейского дома они дойдут до груды сваленной обуви. И еще они ознакомятся с документами — свидетельствующими о Катастрофе, некоторые из этих документов взрослые будут читать молча — не все безопасно для детской психики. А потом, взявшись за руки, Маршем живых, вся колонна в тишине проследует к месту зажжения свечей, и каждый зажжет свечу в память о погибших в этой войне евреях — родственниках, близких... И совершенно естественно и органично, как ответ на Катастрофу, в свете памятных свечей зазвучит гимн Израиля.

Но жизнь, к счастью, продолжается. Продолжается для потомков тех, кто выжил, кто, может быть, в этот день ярче, чем раньше, понял, что такое быть евреем. И на следующие три дня впервые у всех взрослых (включая подростков) участников лагеря появилась возможность спланировать эту жизнь. Начался семинар «“Мигдаль” — центр для всех. Пути развития на 3 года». Все «семинаристы» были поделены на группы, и каждая получила свою, «отличную от других» тему. В результате сложных перетасовок групп и тем за два дня были выработаны десять направлений работы «Мигдаля». Итогом всей работы стала защита проектов по выбранным каждой группой направлениям. Надо ли говорить, сколько споров, обсуждений и мнений возникло в эти дни у граждан-евреев?! Поэтому пришлось собрать всех спорщиков и не участвовавших в «борьбе» представителей младших отрядов и вывезти на катамаране в море — проветриться, расслабиться и «славно отдохнуть». Это тоже было впервые — и, надо сказать, весьма приятно и весело.

ИзменитьУбрать
(0)

Семинар оказался очень плодотворным и полезным для «Мигдаля» — стало ясно, чего не хватает, что можно делать иначе, в каком направлении двигаться дальше. Но, думается, что самым удивительным эффектом, было то, что в ответ на «прожектерские» мечты проектантов они тут же получили карт-бланш на воплощение. Не все, правда, были к этому готовы. Но надо было видеть радость подростков, которые вымечтали свой клуб и получили такую возможность!

Были, были в этом «Халоме» и занятия, как всегда, и мадрихтаймы, и игры, и «посиделки» — все то, что не «впервые». И был традиционный заключительный капустник. Так уж принято, что мастера жанра в этом капустнике обычно «проходятся» по событиям прошумевшей лагерной жизни. Так было и на сей раз. Вот только день третий, Холокост, не вписывался в шуточный тон. И тем поразительнее, что одна из трех команд родительской группы в разгар остроумнейшего, мастерски разыгранного представления нашла дух и выверенный тон высказаться и об этом, может быть, самом главном событии «Халома-7».

А потом мощно и до мурашек по спине весь лагерь запел «Light the candles» — «финальную, ностальгически-феноменальную», как сказал, четко артикулируя, но по другому поводу один маленький мальчик с рыжими пейсами.


«На пленэре» — это где?

Гость-a
26.09.2003 11:24

«На пленэре» — это где?


Пленэр ( фр. plein air вольный воздух) - живопись на открытом воздухе; пленэрной живописью называется обычно живопись, стремящаяся к передаче естественного освещения и воздушной среды и воспроизводящая реальные оттенки цвета, непосредственно наблюдаемые в природе.
Итак, "семья на пленэре" - это, если "в лоб", на воздухе, в данном случае в пространстве базы отдыха, где проходил "Халом-7"; "не в лоб" - семья в ее естественном освещении и освящении с реальным воспроизведением всех оттенков, непосредственно задуманных Творцом, что и было темой этого "Халома".
Летописец.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №38 > Семья на пленэре. Заговор халомских мудрецов и мечтателей
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 01:53:35
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl