БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №40 > Спасательная лодка
В номере №40

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+7
Интересно, хорошо написано

Спасательная лодка
Елена Каракина, ученый секретарь Одесского Государственного Литературного музея

Проведенная центром «Мигдаль» в прошлом году I международная конференция «Одесса и еврейская цивилизация» стала не только событием в жизни общины, но и событием в жизни города. Второй день конференции, 12 ноября, проходил на базе исторического факультета Одесского государственного университета и собрал не только студентов и преподавателей, но и тех, кто, независимо от национальной принадлежности и ученых званий, интересуется историей Одессы. Год назад, в рамках конференции состоялось также и торжественное открытие Музея истории евреев Одессы «Шорашим» (корни). В этом году 12 ноября празднуется столетний юбилей С.Я. Борового (1903-1989), автора многочисленных трудов по истории евреев Украины, экономической истории России и Украины, этнической и культурной истории Одессы, пушкиноведению, истории книгоиздательства и др. Масштаб личности Борового и его научные труды станут основной темой конференции. Но тема «Одесса и евреи» по-прежнему на повестке дня.

ИзменитьУбрать
Елена Каракина
(0)

«Мы ред, мы ред, мы шушкицех» — в переводе с идиш это звучит примерно так — «говорят, говорят, не наговорятся». Тема муссируется почти десять лет — «Чем является Одесса для евреев? Чем являются евреи для Одессы?». Да какие там десять! Еще в 1916 году двадцатидвухлетний Исаак Бабель написал: «Одесса — город, который сделали евреи». И прибавил: «Город, в котором легко жить, в котором ясно жить». Правда, этот текст был забыт и даже запрещен в последующие семь десятков лет. Тем не менее, годы, прошедшие со времени падения запретов на слова «еврей», «еврейская история», «еврейская культура», уже успели приучить одесситов к прочному знанию того, что Одесса была столицей черты оседлости и сыграла огромную, чуть не заглавную роль в новейшей еврейской истории.

«Врата Сиона», «Звезда изгнания» — эти поэтические названия города вовсе не преувеличения, всего лишь констатация факта. Когда одесситы стали заново открывать для себя затонувший материк еврейской культуры Одессы, была масса поводов для восторгов и изумления. Но теперь восторги поутихли — что поделаешь, привычка. И ответ на вопрос об исторической миссии Одессы в жизни евреев выглядит как «мы ред, мы ред, мы шушкицех». В 1995 г. была переведена на русский написанная десятью годами ранее книга Стивена Ципперштейна «Евреи Одессы. История культуры 1794-1881». В 1996 в Иерусалиме были изданы достаточно исчерпывающие тему «Очерки по истории Одессы», вышедшие из-под пера бывшего одессита Игаля Котлера. Возвращен из подцензурного небытия массив чудесных книг и статей гениального Владимира Жаботинского. А уж собственно одесским публикациям, газетным и журнальным, посвященным истории еврейской Одессы, несть числа.

Но если найдены ответы на вопросы «что?» и «как?», на смену им приходят новые. Сумел бы возродиться древний Иерусалим, не будь совсем юной, по сравнению с Городом Мира, младенческой Одессы? Была бы сегодня у евреев родина, если бы не плеяда блистательных европейцев-авантюристов, вдохнувших жизнь в жилы и вены новорожденного города? Почему двум тысячам лет рассеяния сумели положить предел выходцы из малолетней Одессы? Что, за истекшие столетия не было у евреев общин более богатых, и материально и духовно, нежели одесская? Наверняка были. Достаточно взять учебник «Краткая история евреев» С.М. Дубнова, чтобы в этом убедиться.

О духовных школах, великих законоучителях, духовных лидерах, светочах, подобных Гилелю, Рабби Акиве, Маймониду, говорить не приходится — они были где угодно, но только не в Одессе, за семь верст от которой, как известно, начинается геенна огненная. В этом плане одесская еврейская община — урод в семье. Что же до материального богатства, то история знает общины в Италии VIII-IX веков, Германии VIII-начала IX столетия, Испании времен Кордовского халифата...

Абзац, посвященный Дубновым временам расцвета Кордовского халифата, звучит как волшебная сказка:

«Евреи жили среди дружественных им арабов, под покровительством царей или «халифов», столицей которых была Кордова. Наибольшего процветания достиг Кордовский халифат при халифах Абдуррахмане III и Альхакеме II (912-976 гг.). Абдуррахман занял видное место среди христианских и магометанских государей своего времени; он прославился как покровитель наук, поэзии и искусства. Торговля и промышленность процветали тогда в арабской Испании, в ее богатых и многолюдных городах. В городе Кордове было тогда около полумиллиона жителей магометанского, иудейского и христианского вероисповеданий, свыше ста тысяч домов, множество мечетей и дворцов. В этом мирном, образованном обществе больше всего ценились не военные доблести, а достоинства ума. Ученый и поэт уважались в высших кругах более, чем блестящий воин. Сам халиф Альхакем был поэтом и любителем наук; он тратил много денег на приобретение редких и дорогих сочинений; в его библиотеке было собрано около четырехсот тысяч свитков рукописей. Кордовская академия была тогда самою знаменитою в Европе. Ученые и писатели из арабов и евреев часто назначались на высокие государственные должности».

Еврейские общины знали годы, десятилетия и даже столетия благоденствия и процветания в разных странах Европы и Азии в средние века, в эпоху Возрождения, во времена, называемые «новой историей», не столь далекие от нас XVII-XIX века. И каждый год, каждый еврей процветающей общины обязательно произносил традиционные священные слова: «На будущий год в Иерусалиме». И чем все это заканчивалось? Обратимся опять к Дубнову, достаточно названий глав: «Века бесправия и мученичества до изгнания евреев из Франции», «Германия: гетто и ложные обвинения», «Последний век еврейства в Испании», «Бесправное положение евреев в Германии и Австрии», «Хмельницкий и казацкая резня», «Гайдаматчина и разделы Польши»...

Названия говорят сами за себя. Так и бегали евреи из страны в страну, из столетия в столетие, зная пышность и богатство, а пуще — лютые пытки и жестокую смерть и неизменно произнося слова надежды: «На будущий год в Иерусалиме». Пока не появилась Одесса.

Этот рукотворный («handmade», ручная работа, как принято обозначать вещи, существующие в единственном экземпляре) город жил чрезвычайно интенсивной жизнью. В течение одного года он проживал целый исторический период. Некоторые годы проживались с интенсивностью десятилетий. И за какие-нибудь сто лет одесской еврейской общине удалось (в миниатюре, конечно), в очень концентрированном виде пройти весь двухтысячелетний путь эпохи Галута.

Взлеты и падения. Жизнь, похожая на постоянный контрастный душ. Мирная жизнь, радости благожелательного сосуществования, погром. Пятьдесят лет мира, «Кордовского халифата» при Воронцове, погром. Благополучие, доверие, уважение, погром.

«Краткая история евреев», прочувствованная одесситами на собственной шкуре, привела к феноменальным результатам. К стремительной интеграции евреев в современное (европеизированное, высокообразованное) общество. А затем к не менее стремительному отторжению от этого общества. Надоело наступать на одни и те же грабли. Тогда и появляется фраза — «Помогите себе сами, и вам поможет Б-г». Возможно, именно эта фраза породила известный анекдот:

«Наводнение. Все спасаются, лишь один еврей держит в руках Тору и громко молится. Вода ему по колено. Подплывает лодка, ему кричат:

— Быстрей садись!
— Нет, — отвечает еврей. — Разве вы не знаете, что обещал Б-г: «Еврей, который читает Тору, спасется!»

Вода ему по пояс — снова подъезжает лодка:

— Сюда, спасайся!
— Нет, — отвечает упрямец. — Б-г обещал: «Еврей, который читает Тору, спасется!»

Вода уже по самые плечи. Снова появляется лодка, и снова тот же ответ. Короче, он утонул. И душа его предстала перед Г-сподом и обратилась к Нему со словами упрека:

— Как же так, Б-же, Ты же обещал: «Еврей, который читает Тору, спасется!»

На что последовал ответ:

— Я тебе, слепцу, трижды посылал лодку!»

Одессу можно уподобить такой лодке, ниспосланной свыше. Слова «Помогите себе сами, и вам поможет Б-г», завершают «Автоэмансипацию» Леона Пинскера, краеугольный камень сионизма. Евреями Одессы, наконец, был сделан вывод: «Хватит механически повторять: «На будущий год в Иерусалиме!» Слова должны претвориться в реальность». Конечно, не все и не сразу пришли к такому решению. Между книгой Пинскера, между созданием общества «Ховевей Цион», между организацией комитета «Помощи земледельцам и ремесленникам-евреям, выезжающим в Палестину» и признанием Израиля самостоятельным государством лежит шесть полновесных десятков лет. Эти годы вместили в себя две мировые войны и Катастрофу, не считая революций, потрясших страны Европы и Азии. Эти годы вобрали в себя многолетний труд тысяч сионистов, кричавших на всех перекрестках мира: «В Иерусалиме. И не на будущий год — сегодня! Сейчас!»

Как трудны были ступени восхождения в Иерусалим! Какими муками, какой кровью, какой силой убежденности они дались! Но как кратка человеческая память! Помнят ли сегодняшние двадцатилетние, что когда-то существовал мир, где у евреев не было своего государства? Как ни странно, многие не могут даже представить этого. Как не могут представить того, какую роль сыграла в этом Одесса. Поэтому, наверное, стоит «мы ред, мы ред, мы шушкицех». И на разные лады спрашивать: «Что?», «Как?», «Почему?»

«Чем являются евреи для Одессы?» — «Неугомонной душой, наверное, характером и интонацией». «Чем является Одесса для евреев?» — «Рычагом, которым можно перевернуть мир (вспомните, когда Жаботинский брал себе псевдоним «Altalena», он думал, что это итальянское слово обозначает «рычаг»). А еще — «Вратами Сиона», ступенью к восхождению в возрожденный Иерусалим, спасательной лодкой, ниспосланной Б-гом. И, конечно, «Звездой изгнания», вот уже более полувека как добровольного, для тех, кто живет здесь.

Источник: Из доклада на I международной конференции «Одесса и еврейская цивилизация»


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №40 > Спасательная лодка
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:40:48
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Dr. NONA Еженедельник "Секрет"