БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №40 > «Бецалель» в Одессе
В номере №40

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

«Бецалель» в Одессе
Ольга Барковская

В мае-октябре 1910 и 1911 гг. в Одессе, на территории Александровского парка (ныне парк им. Т. Шевченко), проходили большие «художественно-промышленные» выставки. Они стали крупными событиями в общественной и культурной жизни города, широко отражались в прессе, выходила специальная газета «Одесская выставка», не говоря уже о проспектах, каталогах и проч.

В наши дни к истории этих выставок, к отдельным их эпизодам не раз обращались исследователи-краеведы. Но, как ни странно, до сих пор никто не обратил внимания на один прелюбопытнейший факт: в 1911 г. в художественном павильоне демонстрировалась экспозиция иерусалимской школы «Бецалель». Насколько мне известно, это был единственный показ продукции школы в дореволюционной России (в советское время, по вполне понятным причинам, о школе — успевшей превратиться в Академию — в отечественной литературе даже не упоминалось).

Открытие художественно-промышленной выставки состоялось 14 мая 1911 г. Накануне, 11 мая, газета «Одесская выставка» сообщала: «В художественном павильоне. Здесь отведено две комнаты под экспонаты иерусалимской художественной школы «Бецалель». В данное время под личным наблюдением проф. Шаца происходят работы по организации этого отдела». Подготовка экспозиции слегка затянулась, но уже 21 мая в той же газете читаем: «Павильон иерусалимской художественно-промышленной школы «Бецалель» уже закончен и открыт для осмотра публики».

ИзменитьУбрать
Иерусалимская художественная школа «Бецалель»
(0)

Школа «Бецалель» открылась 1 марта 1906 г. в Иерусалиме. Ее организаторами были известнейшие еврейские художники Б. Шац (директор школы), Э. Лилиен и С. Гиршенберг. Уже название этого учебного заведения говорило само за себя: Бецалель — библейский мастер, величайший резчик по дереву и металлу, скульптор и ювелир, создатель Моисеевой скинии и священной утвари.

Состояла школа из двух отделов. Первый — высшего образования, по мысли основателей, ядро будущей Академии художеств (кстати, в этом отделе в 1908-1910 гг. преподавал известный живописец Арнольд Лаховский, выпускник Одесского художественного училища). Второй — художественно-промышленный, где были мастерские коврового ткачества, каменотесная, резьбы по дереву, прядильная, филигранных работ, рамочная, гипсолитейная. Во главе каждого стояли опытные мастера. Мало того, вся продукция мастерских находила сбыт, а доходы шли на дальнейшее развитие школы. Во время I мировой войны здания были разрушены, но после наступления мира школа открылась вновь. Как и предполагалось, она стала тем основанием, на котором возникла национальная Академия художеств.

Несколько слов о людях, стоявших у истоков школы.

Директор школы, скульптор Борис Шац (1860-1932) — уроженец Ковенской губернии. Художественное образование получил в Варшаве и Париже. Жил в Париже в 1880-90-х гг., в Софии в начале 900-х, затем в Иерусалиме. Подавляющее большинство произведений Шаца посвящено еврейской тематике. Известность ему принесли и его портретные работы — рельефы П. Антокольского, А. Рубинштейна, Л. Пастера и Т. Герцля. Был инициатором и первым директором «Бецалеля».

ИзменитьУбрать
Э.М. Лилиен, автопортрет. 1931 г.
(0)

График Эфраим Моше Лилиен (1874-1925) родился в Дрогобыче, учился в Школе изящных искусств в Кракове, затем в Мюнхенской академии художеств. Один из ярких представителей стиля модерн. С 1898 г. жил в Берлине. Сотрудничал в журналах. В 1908-12 гг. выпустил три тома своих иллюстраций к Библии. После открытия «Бецалеля» около года преподавал там. В библиотеке им. Горького хранится альбом графики Лилиена с предисловием Стефана Цвейга, изданный в Германии в 1903 г.

Живописец Самуил Гиршенберг (1866-1908) родился в Дрогобыче. Так же, как Лилиен, учился в Кракове и Мюнхене. Совершенствовал мастерство в Париже. Получил ряд наград на художественных выставках в Париже, Кракове и Берлине. С 1893 г. переехал в Лодзь. Верность еврейской тематике принесла Гиршенбергу славу национального художника. В 1907 г. он приехал в Иерусалим и до своей кончины возглавлял живописное отделение «Бецалеля».

Основатели «Бецалеля» мечтали создать школу художников, которые возродят еврейское национальное искусство. Выставка в Одессе продемонстрировала первые успехи, достигнутые на этом пути. Думается, репортаж «с места событий», опубликованный девяносто с лишним лет назад, 21 мая 1911 г., все той же газетой «Одесская выставка», будет интересен и для сегодняшних читателей.

В павильоне «Бецалель»

Хочется забросить далеко, далеко скальпель холодной, беспощадной логики, уйти на время от суровой действительности, ее грубых фактов, неумолимо разбивших столько грез и чаяний...

Хочется заглушить скрипучий и монотонный голос неутешительных цифр, забыть о лихорадочных метаниях и исканиях еврейской интеллигенции и поверить на час проф. Шацу, что «Бецалель» является символом наших надежд в настоящем, прошлом и будущем». Знаете, трудно как-то и даже не совсем уместно подойти к человеку, который так сильно и красиво верит, и доказывать ему, что центр тяжести возрождения еврейского народа вовсе не в «Бецалель» и даже не в стране «наших предков» — Палестине [...]

Дело сейчас не в этом.

Скорее Ваше внимание останавливается на глубокой любви и сильной вере в свое дело, которыми обвеяны все эти предметы библейского стиля, умело расставленные в этих двух комнатах...

— Не чудеса творят веру — говорит Карамазов, — а вера творит чудеса.

Действительно, вы поражаетесь теми невероятными успехами, почти баснословными, которые школа «Бецалель» сделала за короткое время своего существования...

На одесской выставке «Бецалель» главным образом экспонируют предметы прикладного искусства. Но в них видна тщательная работа талантливой, художественной мысли, упорной, кропотливой руки еврейского историка и археолога.

Как только вы входите в первую комнату, вас поражает красивый ковер огромных размеров. На нем вытканы цветы, встречающиеся исключительно в Палестине. Вокруг него красивая кайма, на которой разбросаны маленькие эскизы главнейших периодов еврейской жизни.

Вот перед вами маленькие эскизы, рассказывающие о примитивных чувствах, простых и несложных, но полных чарующей прелести, легендах пастушеского периода.

Видны здесь и эскизы из эпохи пророков, эпохи, когда еврейская мысль стала грезить о красивых идеалах равенства, братства и любви, вдохновившие впоследствии на бессмертные дела тысячи титанов мысли.

Отсутствуют здесь только мотивы голуса...

О тесном пределе еврейского гетто, о мучительных бредовых исканиях и метаниях его детей — ни намека.

Профессор Шац объясняет это тем, что в «Бецалель» главным образом до сих пор обращали внимание на выработку еврейского стиля. Поэтому и обрабатывались пока только библейские мотивы.

«Мы имели евреев-художников, но не имели еврейских художников».

«Еврейские музеи, только потому еврейские, что все вещи скупались на еврейские деньги. Но ничего самобытного, еврейского, в них не было. Заслуга «Бецалеля» состоит в том, что он собрал все забытые мотивы еврейского художественного творчества и превратил их в еврейский стиль...

Заграничные общества, которые теперь приглашают «Бецалель» на свои выставки, считаются с ним исключительно как с художественной школой, выработавшей новый стиль»...

У нас на выставке «Бецалель» экспонирует, кроме ковров, филигранные, серебряные вещи, медные изделия, кованные и гравированные, и, наконец, вещи, выработанные из оливкового дерева, украшенные самоцветными палестинскими камнями...

Все эти вещи, выдержанные в одном стиле, говорят нам, безусловно, о важном шаге вперед в еврейском искусстве.

Правда, стиль — лишь одна сторона искусства, и лишь после его синтеза с «грубым» бытом, с «базаром», как любят его величать некоторые, можно будет говорить о еврейском искусстве.

Но так или иначе, павильон «Бецалеля» может о многом рассказать...

И он расскажет не только еврею, но всякому любознательному человеку, о тех красивых порывах и идеалах, которыми одухотворены все уголки этого изящного павильона.

Гил. Злотопольский.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №40 > «Бецалель» в Одессе
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 04:57:55
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia