В Хануку мы зажигаем свечи в память о победе евреев над греками и о чуде, которое позволило сразу же после победы восстановить службу в Иерусалимском Храме...
В Хануку мы зажигаем свечи в память о победе евреев над греками и о чуде, которое позволило сразу же после победы восстановить службу в Иерусалимском Храме. Евреи утратили государственную независимость еще до завоевания Израиля Александром Македонским. Восстание началось из-за того, что греки решили искоренить приверженность евреев иудаизму и еврейскому Закону. Иными словами, в этой войне евреи добивались, прежде всего, религиозных целей. Маккавейские войны отчасти носили характер гражданских, ибо на стороне греков воевала также группа евреев, сторонников эллинистической культуры.
Евреи-эллинисты еще до восстания, в течение почти полувека, являлись проводниками греческого влияния. Разумеется, свои действия эллинисты умели хорошо обосновать теоретически. Они утверждали, что для евреев же будет лучше, если они станут частью эллинистической культуры — «национальной» по форме и «всечеловеческой» по содержанию, дававшей своим последователям чувство «гражданина вселенной». Сторонники Маккавеев представлялись им фанатиками и мракобесами, которые выступают против «принятой во всем мире» цивилизации. Только «возомнивший о себе» иудаизм отказывался «модернизироваться» (поскольку еврейский монотеизм совершенно несовместим с греческим гуманизмом).
Проблема эллинистов была не в том, что их взгляды отличались от взглядов ортодоксального иудаизма. В еврейской истории было множество движений и сект, но конфликт ни с кем из них не перерос в военные столкновения. Проблема заключалась в ином: вместо того чтобы добавлять новые элементы к еврейской жизни, оставаясь в целом в рамках Закона и Традиции, эллинисты прилагали усилия к отказу от традиционных национальных принципов, замене их на якобы «общемировые» греческие.
Этот центральный вопрос: следует ли, вводя в еврейскую жизнь современные элементы, все же оставить ее традиционную основу; или же следует уничтожить всю традиционную базу — оказался той критической точкой, где разошлись умеренные эллинисты, в конце концов, объединившиеся с Маккавеями, и эллинисты крайние, вставшие в войне на сторону врага.
Война Маккавеев — пример конфликта еврейской и греческой культур. Но между ними совсем не обязательно должна вестись война, они прекрасно могут дополнять друг друга. Чтобы понять специфику каждого из этих начал — «еврейского» и «греческого», мы должны обратиться к истоку расхождения их путей: к отношениям между двумя из трех сыновей Ноя: Шема, предка евреев, и Яфета, предка греков. Благословляя своих детей, Ной сказал: «Благословен Г-сподь, Б-г Шема; пусть даст Б-г красоту и простор Яфету, и да обитает он в шатрах Шема» (Берешит 9:26). Культура Яфета связана с простором: территории, ума, созидания — и с красотой. Это культура эстетическая, в которой «создания культуры» живут жизнью, отдельной от создателей. Греческая архитектура, музыка, живопись обладают ценностью независимой от того, морально ли поступали в жизни авторы всех этих произведений. Культура же Шема — это «шатер», т.е. взаимоотношения между людьми, этика, культура диалога человека с Б-гом.
Таким образом, Шем и Яфет, т.е. евреи и греки, должны были стать двумя столпами, на которых основывалась бы культура человечества. Сегодня, через четыре тысячи лет после благословения Ноаха, мы видим, насколько оно действительно реализовалось. В современной западной культуре почти вся эстетика восходит к греческим, а почти вся этика — к еврейским источникам. Эти две линии должны дополнять, но не подменять друг друга. Глупо, когда религия диктует искусству, как ему лучше выразить мир и человека. Столь же глупо, когда искусство начинает претендовать на отмену заповедей религии, на то, что «красота спасет мир», — в этом случае оно может лишь позолотить колесницу, которая увлечет человечество к падению в пропасть.
Источник: Маханаим
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.