БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №45 > Волонтеры и альтруисты
В номере №45

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Волонтеры и альтруисты
Михаил Кордонский

«Под названиями «совесть», «альтруизм» мы будем понимать всю ту группу эмоций, которая побуждает человека совершать поступки, лично ему непосредственно невыгодные и даже опасные, но приносящие пользу другим людям».
(В.П. Эфроимсон)

Слово «альтруизм» нередко встречается в современных еврейских текстах в качестве одной из добродетелей. Но слово это придумал в XIX веке французский философ и социолог Огюст Конт как антитезу понятию «эгоизм». При сионистском возрождении иудаизма переводчики древних текстов пользовались современной переводу терминологией.

Одной из частных форм проявления альтруизма является волонтерство. К 19-му веку военное значение слова «волонтер» утратилось, но с развитием формализации общественной деятельности возродилось в ином смысле. Теперь так называют людей, которые добровольно и бескорыстно трудятся в легальных общественных организациях. Это стандартный экономический термин, находящийся в связке с понятиями НКО — некоммерческая организация, НПО — неправительственная или неприбыльная (по-английски nonprofit) организация. Экономическое пространство делится на три сектора: частный, государственный и некоммерческий. Так возникло еще одно словосочетание «третий сектор». На современном иврите некоммерческая организация называется «амута» (дословно — товарищество), а термин, аналогичный волонтеру — «митнадэв»: тот, кто работает «ба-итнадвут», то есть «за-так».

Добродетель помогать бедным существует во всех мировых религиях. На общественно-полезные цели люди жертвуют деньги. Но сами деньги еще ничего не делают, ими должны управлять какие-то люди. Например, закупать на них еду, раскладывать по мисочкам и кормить бездомных собак. Это могут быть профессионалы, за зарплату. Но исторически формализация общественной деятельности сложилась по-иному. По законам развитых стран организация, претендующая на статус благотворительной — некоммерческой, обязана доказать, что большую часть работы в ней выполняют люди, работающие добровольно и бескорыстно. Не предъявишь этого — не получишь ни статуса освобождения от налогов, ни пожертвований. Те, кто жертвуют («доноры»), тоже первым делом проверяют именно это доказательство.

Деньги — лишь частный вид ресурсов. Можно пожертвовать в пользу бедных продукты, одежду, что и происходит. А можно и такой ресурс, как собственный труд. Иногда — вместе с его инфраструктурой: например, слесарь приходит к бедным починить кран со своими инструментами и запчастями, волонтер-кормилец развозит еду на собственном автомобиле, покупая бензин, изнашивая покрышки и т.п. В последнее время в практике НКО появилось понятие «компенсация», когда волонтеру оплачивают затраты... вплоть до компенсации потерь времени. Вопрос о бескорыстии при этом становится спорным.

Тем не менее, бескорыстные волонтеры, альтруисты, существуют. Почему? Общественная деятельность, как один из способов самореализации — естественная потребность человека. Кроме голода тех, кому раздают бесплатный суп, есть и нужда того, кто раздает, — быть кому-то полезным. Как ни странно, не только работа, но даже и семья не полностью удовлетворяют эти потребности в самореализации. Гегель ввел в науку понятие «клуб». В качестве философской категории это не строение с вывеской, а необходимая человеку часть личной жизни. Производство — потребление — клуб. Это и дружеская вечеринка, и госте-приимный дом («салон»), и, в том числе, совместная общественно-полезная работа.

Мой опыт работы в общественных организациях убеждает, что количество евреев в активном клубе любой тематики в несколько раз больше среднего процента евреев среди населения данной местности. «За Одессу» вы и сами знаете. Я много лет жил в Краснодарском крае, где евреев традиционно мало, ездил по России, общаясь специально с неформальными сообществами (их изучение — мое хобби с юности), и везде замечал то же самое. Я думаю, что читатель, вспомнив известные ему неформальные сообщества и просчитав их с этой точки зрения, заметит ту же статистическую закономерность.

Если клубные тусовки, даже с общественно-полезной целью, еще можно объяснить развитым эгоизмом — потреблением духовных благ, то есть другие уровни, где такое объяснение не применимо. Люди иногда бескорыстно действуют на благо других людей без видимой отдачи и благодарности. В атеистическую эпоху Просвещения было сделано много попыток описать это рациональным путем.

Противоречащие теории естественного отбора факты альтруизма, известные не только у человека, но и у многих животных, оказались одной из самых сложных проблем, с которой столкнулся Дарвин. Он так и не сумел объяснить их внятно, но сформулировал смутную догадку: альтруизм отдельных особей есть средство выживания не этой особи, но ее семьи, а может быть, и популяции.

Если вспомнить, что у таких «животных» как homo sapiens популяции соответствует племя или народ, то просвещенный еврейский читатель уже почувствует что-то интуитивно родное.

Одним из великих продолжателей Дарвина был «неистовый Эфроимсон» — советский ученый-генетик, отсидевший полной мерой в сталинских лагерях за отказ покориться лысенковщине. Ставшая классической работа «Родословная альтруизма (этика с позиций эволюционной генетики человека)» была впервые опубликована в хрущевскую оттепель.

Владимир Павлович Эфроимсон методично и убедительно доказал: развитие некоторых животных пошло по пути объединения в стаи, они не могут выжить в одиночку, потому единицей естественного отбора является не отдельная особь, а популяция. Путь развития человека как биологического вида основан на увеличении объема и мощности мозга, что влечет за собой удлинение периода детства. Беспомощных детенышей надо охранять, и те рода, племена, которые это делали хуже, вымирали. Другой из множества примеров — старики. В доисторическую эпоху биологического развития человека, до письменности, они были носителями практического опыта племени: умений и навыков изготовления орудий, одежды, добывания и поддержания огня, охоты, свойств растений и т.п. Для выживания племени жизнь одного старика была ценнее жизни нескольких молодых охотников. Когда воин, жертвовал своей жизнью, защищая стариков и детей, племя теряло одну единицу, но получало большие шансы на выживание.

Оригинальную теорию этногенеза (развития народов) создал в конце 70-х годов 20 века русский ученый Л.Н. Гумилев. Введенное им понятие «пассионарий» включает способность к самопожертвованию как составную часть, сверх того пассионарии обладают свойством увлекать, вести за собой других людей. Достаточно нескольких процентов пассионариев, чтобы народ поднялся на великие свершения. Гумилев сравнивает активность народов с активностью саранчи и считает пассионарность генным фактором. Под влиянием каких-то природных процессов, солнечных или других космических излучений, число пассионариев в какой-то местности увеличивается, и происходят явления типа завоеваний Александра Македонского или крестовых походов. По всем теориям народ, обладающий большим процентом альтруистов, имеет больше шансов на выживание. Но постоянная пассионарность еврейского народа не вписывается в стройную теорию Гумилева.

Несмотря на все усилия науки, феномен альтруизма, как, впрочем, и сам феномен Человека, объяснен смутно. Возможно, наука хороша только в своей вотчине: делать сапоги и мобильные телефоны. Самым надежным и доступным, как сапог, по-прежнему остается древнейшее объяснение: альтруизм существует, потому что он угоден Б-гу. Один специалист по иудаизму, имени которого называть не буду, потому что на каждых двух евреев есть три мнения, считает, что истинный альтруизм — это стремление Создателя передать свое совершенство созданиям.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №45 > Волонтеры и альтруисты
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 04:51:48
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Dr. NONA