БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №53 > Ханука: чудо на букву «М»
В номере №53

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

Ханука: чудо на букву «М»
Болеслав КАПУЛКИН

В смысле «масляное чудо». В смысле «праздник Ханука». Но если вы не видите в этом словосочетании никакого смысла, то, пожалуй, перед началом празднования вам стоит потренироваться на этой статье. Неизвестно, будете ли вы после этого любить Хануку так же, как любит ее автор статьи, но уж точно будете знать, что такое Ханука и с чем ее едят. А едят ее с маслом!

ИзменитьУбрать
Рис. Алисы Красиной
(0)

В смысле «масляное чудо». В смысле «праздник Ханука». Но если вы не видите в этом словосочетании никакого смысла, то, пожалуй, перед началом празднования вам стоит потренироваться на этой статье. Неизвестно, будете ли вы после этого любить Хануку так же, как любит ее автор статьи, но уж точно будете знать, что такое Ханука и с чем ее едят. А едят ее с маслом!

В числе прочего Ханука примечательна и тем, что дает обильную пищу не только привередливому еврейскому желудку, но и пытливому еврейскому уму. Ну, насчет желудка все понятно: многочисленные пончики-суфганийот и оладьи-латкес, а также масло бутербродное, шоколадное, оливковое, кукурузное, пальмовое, хлопковое, подсолнечное, сливочное, машинное и, наконец, просто масло масляное не дадут засохнуть... А если делать это 8 дней подряд, без перерыва на субботу, то можно умаслить любой, даже самый крепкий и просторный желудок.

Как видите, с желудком все просто. С умом немного сложнее. С ним всегда было нелегко, а уж с еврейским... Но попробуем. Скажите, а что мы, собственно, празднуем? Чудо с маслом? Освобождение? А может... Ой, миль пардон, действительно, давайте сначала чуть-чуть истории.
История с большой буквы «И», которая закончилась чудом с большой буквы «М», в результате чего получился праздник на большую букву «Х»...

Многие помнят, как в Советском Союзе1 любили национально-освободительные движения (если только они не были направлены против самого Советского Союза). Так вот, первым в истории национально-освободительным движением было восстание свободолюбивого еврейского народа против греко-сирийских угнетателей. Восстание началось после того, как в городе Модиин греческая солдатня попыталась на глазах у евреев зарезать свинью, под надуманным предлогом принесения ее в жертву Зевсу (хотя все знают, что Зевса нет). Евреи возмутились — на две тысячи лет раньше Бриджит Бардо и организации «Гринпис», и подняли восстание. Возглавили его братья Маккаби (пиво и человеки). Спустя три года восставшие смогли окончательно разгромить сирийцев и освободить Иерусалим.

Ура!

Но, войдя в город, победители с ужасом обнаружили, что Храм, единственный Второй Храм — был тщательно осквернен греческими культуроносителями (имеются в виду статуи идолов и надписи типа «Здесь был Диоген из Милета»). Чтобы очистить святое место от языческой мерзости, необходимо было специально собранное оливковое масло, но в помещениях Храма удалось найти только один небольшой кувшинчик, в то время, как следующая партия масла могла поступить только через восемь дней. В Храмовый светильник — Менору — залили масло, зажгли огонь, и тут произошло чудо. Масла, которое должно было сгореть за 1 день, неожиданно хватило на 8 дней!

Конечно, любой работник общепита расскажет вам аналогичную историю о том, как одна порция масла (или мяса) чудесным образом делится на 8 человек, да и вы сами без труда вспомните историю, как одна бутылка чудесным образом разделилась на троих. Но то работники общепита, да и одной на троих все равно не хватало.

Обычаи Хануки несложны: в дни празднования зажигают свечи, едят блюда, приготовленные на масле, играют в азартные игры и дают детям «ханукальные» деньги (хотя по-прежнему прячут от них спички).

Ну вот. Теперь, когда вы знаете о Хануке все, что раньше стеснялись спросить, логично задуматься, не так сильно, а слегка. Итак, слегка задумались: а что мы празднуем?

Вариант первый — освобождение от греко-сирийского ига. Вариант второй — чудо с маслом. Вариант третий — это наш ответ «ихнему» Рождеству.

Начнем по порядку, то есть по-еврейски, с конца. Вариант третий отметаем сразу же, потому что повод в первый раз отметить Хануку евреи получили за 200 лет до... в общем, об этом в другой раз.

Вариант первый. Еврейский День Победы. Полноте, освобождение Иерусалима случилось примерно в середине войны, так что до окончательной победы было еще ой как далеко. Освобождение Иерусалима — это приблизительно как Сталинград для Великой Отечественной: знаковая и важная победа, символизировавшая перелом, но вплоть до битвы на Курской дуге все, не дай Б-г, могло сложиться иначе. Поэтому говорить об освобождении евреев от власти греко-сирийцев после освобождения Иерусалима так же неправильно, как отмечать День Победы над фашизмом в день окончания Сталинградской битвы.

ИзменитьУбрать
Рис. Кости Туркина
(0)

Вариант второй? Да, было чудо. Так сказать, «чудо-юдо», ибо случилось с евреями. Но скажите, разве мало в нашей истории было таких «юдных чуд»? Хотите примеров? Отлично. Как говорил один опереточный герой, «возьмем, например, фокстег.ег.а, или нет, лучше возьмем меня...». Вот и мы не будем брать пустыню и чудеса исхода, возьмем лишь жизнь евреев в Эрец-Исраэль...

Итак: переход через расступившиеся воды Иордана — это не чудо? Падение иерихонских стен — не чудо2? Остановка солнца над Гивоном и луны над Аялоном — не чудо?

Идем дальше... В трактате «Пиркей авот» перечисляются 10 чудес, происходивших в нашем святом Храме. Некоторые из них случались изредка (не чаще, чем «Черноморец» выигрывает очередной матч), некоторые случались регулярно, как запои грузчиков мебельных магазинов, некоторые случались постоянно, как скандалы в шоу-бизнесе. Но в любом случае никто из нас не празднует этих чудес, хотя все они были. Почему же именно это?

Рискнем предположить. Дело в том, что чудеса с водами Иордана, Иерихоном и остановившимся солнцем происходили в присутствии Ие.ошуа бин-Нуна. А это был, выражаясь языком нынешней молодежи, грандиозный и крутой чувак. Храмовые же чудеса, описанные в «Пиркей авот», происходили во времена Первого Храма, где наличествовала Шхина — Б-жественное присутствие. Во Втором Храме, а события Хануки происходили именно во Втором Храме, тоже были чудеса — первые 40 лет, когда там первосвященнослужительствовал3 Шимон .а-Цадик, человек, помнивший еще Первый Храм и бывший последним членом Великого Собрания. Именно из уважения к личности рабби Шимона все годы его жизни во Втором Храме происходили чудеса. А потом пришли иные времена. При всем своем великолепии и значении для народа, Храм напоминал модель стационарного двигателя, построенного интеллигентным слесарем В.М. Полесовым4 — «был очень похож на настоящий, но не работал».

И вот, спустя два с лишним века — вновь чудо, причем не однократное, которое, как известно никого не убеждает5, а повторенное 8 дней подряд! Вы себе представляете? Значит, Он нас еще помнит! Значит, «ам Исраэль хай» — народ Израиля жив! Ну, и у кого язык (еще не сломанный на слове «первосвященнослужительствовал») повернется сказать, что это не повод для праздника?

И хотя, как уже говорилось, чем-чем, а чудесами и праздниками еврейский народ никогда не был обижен, но Ханука — совершенно особенный праздник. Впрочем, как и все остальные.

Вместо послесловия

Как показала история Хануки, Он о нас помнит. И «ам Исраэль» (еврейский народ) только поэтому до сих пор «хай» (жив), что Он помнит. Так что давайте и мы будем помнить о Нем. И, право слово, ассимиляция6 и космополитизм — не лучший, мягко говоря, способ сохранения еврейских традиций.

Источник: Рисунки предоставлены Школой еврейской живописи Центра «Мигдаль»


1это такое древнее государство, которое появилось после Древнего Рима, но до съемок «Титаника» и «Матрицы»
2спорный вопрос, ибо стены рухнули от крика евреев, а те, кто слышал как минимум двух евреев, собравшихся вместе, никакого чуда в этом не увидят
3оцените длину слова! Его можно использовать в логопедической практике
4если вы позабыли, кто это, обратитесь в библиотеку «Мигдаля» за книгой «12 стульев». Можете не сомневаться — вам дадут
5впрочем, многократное тоже никого не убеждает
6об ассимиляционных аспектах Хануки, о так называемых «эллинизированных евреях» см. статью П. Полонского «МТ» №41 (ред.)

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №53 > Ханука: чудо на букву «М»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-24 10:24:07
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA