БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №57 > Пуримшпиль по-одесски
В номере №57

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Пуримшпиль по-одесски
Михаил ШТЕКЕЛЬ

«Писать я начинаю, в башке бедлам и шум. О чем писать — не знаю, но все же напишу». Так начинал свою поэму Янкель из «Республики ШКИД». Но не будем жаловаться.

ИзменитьУбрать
(0)

Итак, Пурим... Скажу честно, сюжет праздника я узнал только во время чтения Мегилы. И сюжет этот меня впечатлил. Дам краткую историческую справку, вдруг среди читателей есть такие же невежды, как я. Жил себе царь Ахашверош. У него была жена Вашти. Однажды Вашти не пришла по его зову, и об этом стало известно вассалам Ахашвероша. Дабы показать, что он главный, свою жену царь «удалил от себя» — я вот не сильно понял, то ли он ее прогнал, то ли просто казнил.

В столице Персии жил иудей Мордехай, у которого на воспитании была племянница Эстер. Вот эта племянница и стала новой женой Ахашвероша. И все у них шло хорошо, потому что Эстер слушалась советов дяди и евнухов гарема, то есть людей опытных и бывалых. Да и опыт своей предшественницы повторять не хотелось. Мордехай же, с помощью информации, полученной от Эстер, раскрыл заговор против царя.

Но вот проблема — был у царя советник Аман, антисемит жуткий. В особенности ненавидел он Мордехая: тот не оказывал Аману должных почестей, да и Ахашверош приблизил его к себе после спасения жизни своего величества.

Аман уговорил царя истребить племя иудейское, и тот, не зная, что Эстер тоже иудейка, издал указ: 14 адара начать еврейские погромы во всех городах. Пришлось Эстер, проявив чудеса героизма, открыть царю ужасную правду о своей «пятой графе». Ахашверош разозлился и казнил Амана, а иудеям было разрешено обороняться во время погрома, в чем они и преуспели.

Это вкратце — а желающих подробностей направляю к Книге Эстер.
Но самое интересное — то, как Пурим вошел в жизнь «Мигдаля».

ИзменитьУбрать
(0)

В тринадцатый день седьмого месяца (в этом году два адара) состоялся в «Мигдале» пуримшпиль-карнавал.
Все началось с чтения Мегилат Эстер. А вообще нет. Все началось со всеобщего преображения — карнавальные костюмы были обязательными для всех присутствующих. Но Хаим в костюме пирата — это нечто невообразимое!
Так вот — чтение «Книги Эстер», а затем, собственно, празднество. Конкурсы, танцы, песни. Даже меня, совершенно некомпанейского человека, вытянули с «галерки»!

Знаете, я, наверное, рассчитываю, что люди, для которых я пишу, были на Пуримшпиле, и теперь я пытаюсь разбудить в них воспоминания о том неповторимом чувстве — атмосфере праздника. Я сидел с Даней Спектором на лестнице и видел, как он и его напарница Настя Творилова волновались перед исполнением танго. Но как классно они станцевали — сколько страсти и как зрелищно! Да и вообще, танцы были очень эмоциональные. Рок-н-ролл, например. Особенно в том месте, где мелодия переходит в еврейскую. Позже мне рассказали, как тяжко было это станцевать. Этот танец исполнялся второй раз — первый показ состоялся в «Палладиуме», на дне рождения «Мигдаля».

Честно говоря, я без понятия, кто ставил танцы. Но вот то, что это было классно, — ручаюсь.
Интересно, кто придумал веселые и требующие немалой изобретательности, а то и просто мужской силы конкурсы? По крайней мере, в стандартный набор «комсомольца-затейника» они не входят.
За вечер удалось посмотреть и на авангардные постановки — трактовки пуримского сюжета. Первым был «вокальный» капустник с колоритным Аманом, бегающим в жилетке и обладающим такими выра-
зительными ушами, что кроликам и слонам пора умирать от зависти. Этакая оперетта с одессизмами.

Затем — целый мюзикл, вернее рок-опера. Как говорится, «inspired by» «Призрак Оперы». И тут уже актеры отрывались на полную катушку: алкаш Ахашверош в исполнении Михаила Рашковецкого стоит всех попыток постмодернистов вывернуть реальность наизнанку. А идея с надувной куклой, изображающей убитую Вашти? Ну, и музыка, конечно...

ИзменитьУбрать
(0)

И, наконец, самая экспериментальная постановка: ТАЗ представляет — «Служанки в тумане». ТАЗ — это Театр Амана Звездюка. В монологах Миши Аерова (в очках, которыми соблазнился бы Леннон, доживи он до шестидесяти), который почему-то считал себя то Аманом, то Ахашверошем, звучал накал шекспировских страстей. Белое полотно поперек всей сцены, подсвеченное прожекторами, изображало туман. А Хаим, несмотря на пиратский костюм, был самой уморительной Эстер. В общем, Ионеско отдыхает. Вместе с Беккетом. Сидят где-то эти двое драматургов, пьют пиво и ждут Годо. И пусть отдыхают. Ведь у нас есть талантливые студенты, и это классно!

В зале сидела масса гостей, которые старательно исполняли пуримскую заповедь, и я, честно говоря, готов поставить памятник артистам, которые в атмосфере пьянки (впрочем, вполне умеренной) сумели оставаться творцами. Конечно, не все было идеально, но говорю вслед за Сергеем Довлатовым: «Я не хочу быть объективным — я люблю своих товарищей».

Мне довольно часто приходится бывать на вечеринках, которые устраиваили свои для своих. Скажем, что-то вроде отчетного концерта музыкальной школы — дети играют фактически для своих родителей. И как бы контроль качества есть — преподаватели, директор и так далее. Но показывать кому-то, кроме «своих», нельзя. Я хочу верить и верю, что показать номера Пуримшпиля можно любому человеку, и он бы их оценил по достоинству.

После концерта я чуть не провалился в сон, но от столь чудовищной ошибки меня удержала колыбельная, которую решил спеть себе один из засыпающих. Колыбельная была на иврите, которого я не знаю, и насчитывала до дюжины слов, все время повторяющихся.

ИзменитьУбрать
(0)

Давно уже не проводил целую ночь с хорошими людьми за распиванием пива и песнями под гитару. Пусть большинство легло спать, и пусть мои потуги не уснуть напоминали кота из «Понедельник начинается в субботу», это не помешало получить удовольствие от общения.

Не люблю календарные праздники — мне кажется, что они приближают меня к смерти. Дни рождения всякие,
Новые годы и тому подобное. Пурим — это другой случай. Символ памяти народа и переживание ключевых дат Истории заново.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №57 > Пуримшпиль по-одесски
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 08:56:35
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов