ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
В начале декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция «Еврейский общинный центр — взгляд в будущее», организованная при помощи Американского распределительного комитета «Джойнт». И пусть вас не вводит в заблуждение слово «международная». Еще каких-нибудь пятнадцать лет назад такая конференция называлась бы просто «Всесоюзная», хотя тогда, конечно же, ни о каких еврейских общинных центрах и речи быть не могло. Наш корреспондент Борис Шмулин встретился и побеседовал с участниками конференции Болеславом Капулкиным (Одесса) и Еленой Ривкиной (Симферополь).
Венгрия начинается задолго до пересечения границы: поражения в двух мировых войнах привели к тому, что ее территория сильно уменьшилась, и приграничные территории соседних государств ныне заселены в основном венграми. Родина-мать о них заботится, а в венгерской конституции даже специально оговорена возможность защиты венгерских общин за рубежом.
Здесь нет ошибки: многие участники семинара в заключительных благодарственных речах все время оговаривались, называя семинар «Ад Ор hаБокер» фестивалем.
Собранный и разложенный в голове «по полочкам» материал никак не вписывался в начало...
Я иду по окончании церемонии, на перекрестке ко мне подходит странный человек.
— Вы оттуда? — спросил он меня, ткнув пальцем в сторону Литературного музея.
— Откуда оттуда? — сначала не понял я.
— Ой, не прикидывайтесь... Я ведь видел вас выходящим из музея. Вы ведь были там на награждении...
— Ну, допустим, был. А что?
— Допустим... Были... Вот объясните мне, зачем это. Преданья давно минувших дней. Кому это надо? Сколько времени прошло. У молодежи сейчас другие интересы.
Не было у меня желания с ним спорить. Не хотелось, да и бесполезно, наверное, это. «Другие интересы... Кому это надо?»
Политическое убийство — испытанное средство сведения счетов и расчистки пути на вершину власти. «Тому в истории мы тьму примеров сыщем», — сказал классик (и не только в отдаленном прошлом). Но, бывает, именно убийство — как ни кощунственно это может прозвучать — и констатирует подлинную степень исторической значимости, политической и общественной «величины» того, кто оказался на пути «сильных мира сего»: самим выбором противников тираны и тирании поднимают свой собственный статус в истории...
В истории человечества было немало судебных процессов, ярко отражавших темные стороны своей эпохи. Когда суд, который должен быть только орудием правосудия, становится орудием политической и общественной борьбы, когда он руководствуется не справедливостью, или хоть законом, а мотивами, чуждыми идее права, тогда ясно, что страна, в которой такой суд утвердился, переживает кризис, что глубокая ненормальность достигла своего крайнего предела.
(печатается с сокращениями)
Как известно; Владимир Жаботинский не раз сидел в тюрьме. И хоть об одесской он вспоминал: «Мне, слава Б-гу, есть с чем сравнить ее, и не разу не была посрамлена моя патриотическая гордость», — вряд ли стремился лишний раз попасть туда.
Лев Николаевич Толстой долго мучился, придумывая начало романа «Анна Каренина». И, наконец, начертал ставшее крылатым: «Все смешалось в доме Облонских...»
Художник Борис (Бернард) Гроссер родился в Одессе 26 октября 1889 года по старому стилю в скромной еврейской семье помощника аптекаря Абеля Гроссера и его жены Марии. Собственно, эти сведения, почерпнутые в книге записи рождений Одесского раввината, — все, что нам известно о происхождении и детстве Гроссера.
«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...» И хотя наш, десятый по счету, месяц тевет — месяц не осенний, а зимний, в нем тоже есть, причем в начале, дивная (и короткая) пора. Это первые три дня месяца, которые приходятся на последние дни Хануки. Еще горят свечи и поглощаются латкес, но безрадостный тевет постепенно вступает в свои права. В это трудно поверить (хотя почему трудно? вспомните месяц хешван), но в тевете еврейский народ постоянно преследовали какие-то неприятности. Хотя... когда они нас не преследовали?..
Христиане утверждают, что евреи прокляты и отвержены Б-гом, поскольку сказано в Торе: «Проклят тот, кто не исполнит слов Учения этого...» (Дварим, 27:26). Так ли это? Если нет, то как понимать эти слова — ведь исполнять сложный и запутанный еврейский кодекс, ничего не нарушая, действительно почти невозможно?
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.