БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №6 > Евреи в алфавитном порядке
В номере №6

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Евреи в алфавитном порядке
Елена Каракина

Лев Николаевич Толстой долго мучился, придумывая начало романа «Анна Каренина». И, наконец, начертал ставшее крылатым: «Все смешалось в доме Облонских...»

Нынче все смешалось не только в доме Облонских. В области дозволенного и недозволенного тоже присутствует хаос. Слова, которые раньше — только на заборе и только отбросами общества, сегодня — на белом листе черными типографскими буковками... Не в листовке, не в газете — в книге. Да еще книга называется «Энциклопедия». Не больше, не меньше, как ортодокса. Хотя и хулиганствующего. В результате получается аббревиатура — «Эхо». Эхо эпохи, последних восьмидесяти лет в анекдотах. Иногда они лучше длинных романов отражают черты времени. Правда, в словах, когда-то абсолютно непроизносимых при дамах. Что ж, как аукнется... Впрочем, на этот счет есть обратное, совершенно анекдотическое и очень неприличное мнение. Но, в отличие от Иосифа Раскина, автора «Энциклопедии хулиганствующего ортодокса», журнал «Мигдаль Times» непечатных анекдотов не печатает. Поэтому анекдот про эхо читателям придется вспоминать самим — из анекдота, как из песни, слова не выкинешь. Изобилие ненормативной лексики не украшает «Энциклопедию». Автор употребляет нецензурные слова даже в тех случаях, когда без них можно спокойно обойтись. Есть в этом что-то подростковое — дорваться до запретного и отомстить вволю за годы послушания и воздержания. Во всем — в политике, лексике, и в частом повторении неприличного когда-то, с точки зрения советской власти, слова «еврей». Как ни странно, именно еврейских анекдотов больше всего в «Энциклопедии» Раскина. Впрочем, что же здесь странного? Если верить русской классике, рассказам Чехова и Куприна, анекдоты на еврейскую тему были самыми распространенными в компаниях разного толка — от застолья мелких чиновников, до благотворительного бала. Шутить на еврейскую тему в России в начале двадцатого века было безопасно. После семнадцатого года еврейские анекдоты приобрели привкус крамолы. Не все и не всегда, но все-таки... Да и что это значит, собственно, — «еврейский» анекдот? На этот вопрос «Энциклопедия» Раскина не отвечает. Систематизация анекдотов по темам — штука коварная. Зачастую один и тот же анекдот может попасть в разные рубрики — скажем, «анекдоты про Штирлица». Казалось бы, тема в чистом виде. Ан нет, в нее затесались еврейские мотивы. Хотя бы в таком виде:

ИзменитьУбрать
(0)

Мюллер — Штирлицу:
— Я вас вычислил, вы — еврей.
Штирлиц, в ужасе:
— Нет, я — русский.

Куда прикажете зачислять этот анекдот? В «штирлицевские» или все-таки в «еврейские»? То же можно сказать о «чапаевской» обойме анекдотов, «китайской», «кремлевской» и так далее. Можно было бы классифицировать анекдоты по годам, по периоду возникновения. Так же легко датируются анекдоты-каламбуры: «андропики» — новый климатический пояс, включающий в себя Мордовию и Сибирь», и «андропология — наука о советском человеке с точки зрения нового генсека» — 1982-1983-й, время, когда Андропов был фактическим главой СССР. Но так точно датируются преимущественно «политические» анекдоты. И то не все, и не всегда. Андроповские времена, к примеру, реанимировали анекдоты про дисциплину сталинского периода. Анекдот о художниках времен хрущевской «бульдозерной» выставки легко перекочевал в брежневскую эпоху. Анекдот — все-таки творчество совершенно устное, воробьиное: вылетит — не поймаешь, изменишь интонацию — изменится смысл. Поэтому временная классификация анекдотов достаточно зыбка. Иосиф Раскин выбрал, пожалуй, самый удобный способ — его «Энциклопедия» предлагает читателю анекдоты, расположенные в алфавитном порядке. И не только анекдоты. Здесь, как в том доме Облонских, смешаны цитаты (иногда безбожно перевранные) из классиков и политиков — от Леца до Жванецкого, от Сталина до Губермана. Рядом — удачные фразы друзей и знакомых автора, иногда известных всем, иногда известных только ему. Такой «свободный полет» несколько раздражает отсутствием избирательности и вкуса. Впрочем, энциклопедия и не обязана быть избирательной. В ней должно быть все подряд — короли и капуста, как сказал некогда один американец, понимавший толк в шутках, анекдотах и даже в академических изданиях. В результате неразборчивости Иосифа Раскина и пристрастия его к разным буквам русского алфавита выяснилось: львиную долю «Эха» эпохи составляют еврейские анекдоты. Они проходят, само собой, под буквой «Е» — собственно еврейские, под буквой «А» — антисемитские, а точней, анекдоты об антисемитах, а также об Абрамовиче, под буквой «Р» — анекдоты о Рабиновиче, под буквой... Короче, еврейских анекдотов нет лишь под буквой «Ы», а также под твердым и мягким знаками. Под буквой «Й» (йоги), между прочим, еврейский анекдот есть: «На Международном конкурсе йогов первое место занял товарищ Рабинович, который 75 лет живет, затаив дыхание». Все смешалось в «Энциклопедии хулиганствующего ортодокса». Зато еврейские анекдоты — в порядке. Как минимум, в алфавитном. И если, читая книгу Раскина, приходится краснеть, то не от того, что вклад евреев в сокровищницу городского советского фольклора оказался невелик.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №6 > Евреи в алфавитном порядке
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 01:15:19
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов