БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > Мир не может обойтись без мастеров
В номере №60-61

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Мир не может обойтись без мастеров
Подбор материала Инны ШТЕРН

В рассказе Анны Файн «Тело Лиоры» старый ювелир говорит внуку: «Не задумывался ли ты о том, зачем Б-г сотворил наш мир? Зачем Ему, Он ведь и так — само совершенство? Запомни, Бен: Его желание создать тебя и меня подобно кольцу на пальце красивой женщины. Кольцо ничего не прибавляет ее красоте, но она зачем-то носит свои украшения. Ремесло ювелира — самое еврейское из ремесел. Оно напоминает людям о Б-ге».

«САМОЕ ЕВРЕЙСКОЕ ИЗ ВСЕХ РЕМЕСЕЛ»

...Евреи-ювелиры работали при многих королевских, княжеских, епископских дворах Европы. История сохранила имена некоторых из них: Моше Яаков из Перпиньяна (Испания) нанес чеканный узор на часы арагонского короля, Бенвенуто Челлини учился в Болонье у еврея-ювелира Грациадио, придворным серебряником польского князя Четвертынского был Пинхас Зисклович... Стоит назвать и работавшего значительно позже прославленного серебряника фирмы Фаберже — петербургского мастера Юлия Раппопорта.

ИзменитьУбрать
(0)

На одном из лучших групповых портретов Томаса де Кейзера (Голландия, 17 в.) «Синдики (т.е. старейшины) амстердамского цеха ювелиров» — представители мощной еврейской общины столицы Нидерландов: ювелирным делом в ту пору в Голландии, да и в других странах Европы, занимались очень многие евреи.

«Когда идешь по узеньким кривым улочкам Старого города в Каменце-Подольском, невольно удивляешься множеству “ювелирных мастерских”, которые на каждом шагу лепятся к старым и грязным зданиям, густо заселенным еврейской беднотой. Здесь под тяжестью безработицы доживают свой век остатки бывших каменецких серебряников и златокузнецов, которые некогда обслуживали роскошные прихоти местной шляхты, поставляли утварь и украшения для культовых зданий и изготавливали вещи для еврейского ритуала», — так писала в 1930 году украинский этнограф Нина Коцюбинская. Эта картина типична для многих европейских городов и местечек.

По переписи 1897 года, в пределах черты оседлости ювелирным ремеслом занималось 5263 еврея (43,6 % всех специалистов, работавших в этой сфере) и свыше 1200 ювелиров-евреев работали в других городах Российской империи.

Еврейские мастера не всегда накладывали свои клейма на сработанные ими вещи. Их золотые изделия нередко сходили за цеховые — к большому неудовольствию нееврейских коллег. Часто это становилось поводом для погромов. Маер Балабан в своей книге о львовских евреях рассказывает: «27 июля 1601 г. погромщики... ворвались в мастерскую серебряника Тевла на Еврейской улице, уничтожили все инструменты и приспособления, поранили голову и обе руки старика-ювелира». Несмотря на гонения, еврейское ювелирное дело во Львове сохраняло свои позиции. По данным ревизии 1708 г. в городе было 44 еврея-ювелира и только 10 ювелиров-христиан.

«Золотых дел мастерство процветало среди евреев и в некоторых семьях переходило из поколения в поколение... Поныне сохранились среди еврейских золотых дел мастеров Львова некоторые технические приемы, секрет которых считался утраченным», — писал историк польского декоративного искусства Владислав Лозиньский.

Очень многие работы еврейских мастеров погибли в войнах и при разграблении домов и синагог: мародеров привлекал лишь драгоценный металл. По этой причине, а также из-за распада еврейских общин Европы к середине 20 в. традиции еврейского ювелирного ремесла были утрачены. Но тем временем возник новый очаг еврейского искусства: в созданной в начале 20 в. в Иерусалиме школе искусств и ремесел «Бецалель» художники под руководством выходца из России Бориса Шаца работали над выработкой национального стиля, создавая, в частности, серебряные изделия традиционного назначения. Но это уже совсем другая история...

«МИТ А НУДЛ»

Помните ли вы «мужского и женского портного Абрама Пружинера» из романа «Белая гвардия» М. Булгакова, к которому по иронии судьбы перешла власть в городе? Для современников Абрам Пружинер выглядел совершенно естественным исключительно в роли портного и совершенно нелепым — в любой другой. Действительно, в списке «еврейских» профессий портновское ремесло занимало весьма достойное место. У среднестатистического Пружинера часто не было даже швейной машинки Зингера, он шил все руками — и неплохо, между прочим. Когда, спасаясь от немцев, многие польские, украинские, белорусские, литовские евреи попали в Великобританию и открыли там свои мастерские, они очень быстро разбогатели. Разумеется, работая не под вывеской «Лондонский портной из Быдгощи»... Лондонских портных как раз в Британии хватало. Как поется в знаменитой «Дубинушке», «англичанин-мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину». Вот потому-то портных, которые умели шить руками, в Англии почти не осталось, а оставшиеся «драли» за ручной труд втридорога. Евреи же шили только руками и брали умеренно.

Ремесло портного, а с ним фамилии Хаят, Хаяс, Шнейдер, Шнайдерман, Тейлор, Портной и даже Портнов были издавна очень распространены у евреев. Приличное ремесло — всегда прокормишь себя и семью. Даже в лагере сгинуть не даст. Для дела требуются всего лишь набор иголок, нитки да ножницы... Ремесленные гильдии средневековой Европы были закрыты для чужаков, в том числе и гильдии портных, попасть в которые еврей никак не мог. Но была одна лазейка — евреи имели право торговать подержанными вещами. Для придания товарного вида скупленный «сэконд-хэнд» нуждался в чистке и ремонте. В этом «шматес-бизнесе» (как впоследствии будут говорить в Америке) евреи достигли больших успехов, так что отличить обработанную ими вещь от новой было практически невозможно...

ИзменитьУбрать
(0)

На Седьмой авеню в Нью-Йорке, прозванной «модной улицей» (здесь много магазинов одежды), есть памятник еврею-портному, увековечивший одного из тех, кто своим трудом создавал богатство города. Пожилой, тщедушный человек в кипе, согнувшийся над швейной машинкой... Памятник так и называется — «А идишер шнайдер»...

Сейчас, занимаясь вечным портняж ным ремеслом, озолотиться трудно. Но все же евреи продолжают за него держаться, быть «при игле» — «мит а нудл». Вот и старый еврей-портной из анекдота утверждал, что если бы его сделали царем, он был бы богаче царя: он бы еще и немножечко шил!

УПРАВЛЯЮЩИЕ ВРЕМЕНЕМ

ИзменитьУбрать
(0)

Представитель еще одной «еврейской» профессии всегда числился в сознании местечковых невест среди весьма желанных женихов. Речь идет о часовщике. Именно его имел в виду поэт
И. Губерман, загадывая загадку: «Без окон, без дверей, а вовнутрь влез еврей?». Ни окон, ни дверей не имеют часы, а кто влезает в их внутренности?

Правда, это ремесло с течением времени понемногу исчезает, и не только у евреев.
То ли дело раньше!.. Стояли в людных местах будочки, мастер копался в шестеренках-пружинках, смотрел в механизм через монокль... Вообще-то это ремесло не относилось к разряду сугубо еврейских. Более того, к западу от Польши евреи-часовщики были большой редкостью. А на востоке Европы — наоборот, правда, только с середины 19 в. До этого же большинство часовщиков были немцами.

Немцы стали брать в ученики преимущественно еврейских парней. Они ценили в них прилежность, способность учиться — и не боялись, что ученик пропьет инструменты, а заодно и часы заказчиков. Это способствовало стремительному распространению среди евреев профессии часовщика. Может быть, часовщик был не в каждом маленьком штетле — нечего было ремонтировать, но в городах покрупнее несколько часовых дел мастеров («зейгермахеров») обязательно держали свои мастерские, ремонтируя часы в домах окрестных помещиков, купцов. Да и крестьянин, чуть разбогатев, часы покупал непременно.

Так появились фамилии Зегарник, Зейгермахер, произошедшие от польского «zegar», что означает «часы».

Художник Иегуда Пэн, с большой серьезностью относившийся к изображаемому им еврейскому быту рубежа 19 и 20 веков, к теме времени обращался неоднократно. Его картина «Часовщик» существует по крайней мере в двух вариантах — 1914 и 1929 гг. На более ранней из них изображен часовщик, погруженный в чтение газеты «Хайнт» («Сегодня»), издававшейся на идиш в Варшаве и рассчитанной на непритязательную аудиторию. Время в «Часовщике» ощущается почти материально: часы висят на стене мастерской, разложены на столе... Однако необратимый ход времени не в силах повлиять на старика-часовщика, «распоряжающегося» этим временем, погруженного при этом в чтение «пустых сплетен». Такое сопряжение образов Вечного и Преходящего...

«ДА ЗДРАВСТВУЮТ ТРУДЯЩИЕСЯ И КРАСИЛЬЩИКИ!»

Лев Минц, в своих статьях много рассказавший о еврейских профессиях, пишет: «...Мало кто вспомнит одно ремесло, столетиями (столь многими, что хочется сказать «тысячелетиями») бывшее настоящей еврейской монополией. Оно не столь возвышенно, как, скажем, гениальный математик, музыкант, но и не столь вызывающе презренно...» Имеется в виду ремесло красильщика — мастера, придающего ткани или пряже устойчивый цвет.

В древние времена красиво и качественно окрашенные ткань и пряжа ценились очень высоко, а химия еще не могла предложить палитру едких красок. Владение секретом окрашивания тканей было гарантированным источником приличных доходов. Чужим этого секрета не выдавали, а учился каждый красильщик в своей семье.

Пророчица Двора в своей Песни называет цветные и отделанные разноцветной вышивкой одежды «богатой добычей, которую враги хотят захватить у израильтян». И египетская роспись в гробнице Хнумхотепа III в Бени-Хасане изображает кочевых семитов одетыми в двухцветные длинные рубахи.

У каждого народа больше развиваются те ремесла, заниматься которыми позволяет природа родной страны. Эрец-Исраэль был богат пурпурными улитками-иглянками (на побережье Средиземного моря) и дубовой тлей, из которой получалась темно-красная краска. Горячее солнце позволяло отбеливать пряжу. Извести и квасцов тоже было в изобилии. Более дешевую красно-желтую краску можно было получать из корней марены. (Интересно, что горские евреи возделывали марену вплоть до начала 20 в., пока дешевые ивановские ситцы не вытеснили традиционный способ.) Синюю краску получали из листьев вайды красильной, а желто-коричневую — из скорлупы ореха и кожуры граната.

В средние века евреев-красильщиков приглашали в Грецию и Италию. В конце 12 в. Биньямин из Туделы встретил еврейских ремесленников, лишь достигнув Греции; в Иерусалиме времен крестоносцев, по его словам, в это время жил один еврей-красильщик тканей. Иерусалимский король-крестоносец Балдуин II взял евреев-красильщиков под свое покровительство. В 13 в. Рамбам видел в Иерусалиме еврейских красильщиков. По его свидетельству, в Фивах «около двух тысяч евреев. Они — искусные мастера по изготовлению шелковых и пурпуровых одежд в греческих землях, и среди них — большие знатоки Мишны и Талмуда».

ИзменитьУбрать
Кузнец
(0)

В странах Ближнего Востока еще недавно, в середине 20 в., ремесло красильщика считалось исключительно еврейским. Европейские путешественники отмечали, что именно по этой причине магометане профессию красильщика презирают и ею не занимаются. Та же ситуация с красильным ремеслом была и в Бухарском эмирате, пока туда не навезли европейских тканей. Кстати, Бухара «прославилась», помимо прочего, гнуснейшим антисемитизмом и угнетением евреев. Поэтому, когда после октябрьской революции у многих появились надежды на перемены к лучшему, на первую в Бухаре первомайскую демонстрацию вышли и жители еврейского квартала с транспарантами: «Долой угнетателей! Да здравствуют трудящиеся и красильщики!»

НЕ ЕВРЕЙСКОЕ ЭТО ДЕЛО?..

О евреях существует много мифов, в том числе миф о том, что якобы нет среди них металлургов, шахтеров, хлеборобов. Не любят, дескать, евреи тяжелой физической работы. Это вызывает желание рассказать, например, о евреях-кузнецах.

ИзменитьУбрать
Футляр для мезузы.
Западная Украина, 19 в.
(0)

Имя Каина, первого сына Адама и Хавы, этимологически значит «кузнец». Среди его потомков был Тувалькаин, который избрал кузнечное ремесло. Одно из первых упоминаний о кузнецах — в рассказе о сооружении Иерусалимского Храма при царе Шломо. При перечислении мастеров, принимавших участие в строительстве, названы и кузнецы, и литейщики. Среди строивших стены Иерусалима при Нехемии были ремесленники, изготовившие двери и ворота с замками и засовами. Масштабные строительные проекты в Иерусалиме и Кесарии, осуществленные Иродом I, требовали умелых работников всех специальностей — среди них упоминаются кузнецы. В Иерусалиме перед его захватом римлянами в 70 г. до нашей эры некоторые улицы и кварталы были населены исключительно кузнецами. В Вавилонии евреи в числе прочего занимались также кузнечным делом и работами по металлу. По свидетельствам современников, в 9 в. в Персии встречались евреи-работники по железу, меди, свинцу и олову.

Евреи продолжали заниматься кузнечным ремеслом и в средневековой Европе, и в восточноевропейском местечке 19-20 веков. Достаточно вспомнить эпизод погрома из всем известного романа Н. Островского «Как закалялась сталь» — сцену гибели еврейского кузнеца-богатыря и его молодой жены. Наум с оружием в руках защищал свой дом до конца, последнюю пулю отдал жене, а сам был убит погромщиками...

ИзменитьУбрать
Ханукия. Галиция,
конец 18 — начало 19 вв.
(0)

Изяслав Лемберикман в воспоминаниях о своем детстве пишет: «Лето 1935 года... Деревенские подводы, груженые «зал?зом»: плугами, боронами и прочим инвентарем, требующим ремонта. Кузница в Ладыжине (Винницкая область) — единственная в районе. В ее темной глубине горит горн (здесь говорят «горно»), из-под молота рассыпаются снопы искр. Самое яркое впечатление детства — восхищение своим дедом, потомственным кузнецом. Отчетливо вижу коренастую фигуру в кожаном фартуке, кантующую большими щипцами раскаленную заготовку. Когда изделие готово, он погружает его в бочку с водой, и облако пара скрывает мастера. Другую деталь дед втыкает в золу древесного угля или машет ею, как кадилом. Смысл этих манипуляций я познал уже в институте, изучая закалку, отпуск и прочие “способы воздействия на структуру металла путем термообработки”...

ИзменитьУбрать
(0)

Кузницу и дом дед не покинул и погиб с семьей в 1941 году... Односельчане, его современники, тяжелое кузнечное дело “нееврейским”, по-видимому, не считали».

МУДРОСТЬ ЕВРЕЙСКОЙ ВЕЩИ

В целом у еврейского ремесленника много общего с его нееврейскими коллегами: социальная среда, производственные технологии и проблемы... Но в той же степени, в какой сама жизнь еврея специфична, есть именно еврейская специфика ремесел.

ИзменитьУбрать
Обрядовый канделябр.
Галиция, 18 в.
(0)

С чего начинается жизнь еврея? Если речь идет о мужчине, то с обрезания на восьмой день. Учеба, свадьба, рождение детей, еврейские праздники — все эти события невозможно представить себе без особых вещей: серебряный набор для обрезания, бокал для кидуша, субботний подсвечник, коробочки для бесамим (благовоний, пряностей), ханукия, мезуза, тфиллин... Даже такое печальное событие, как смерть, связано с трудом ремесленника — кто-то сошьет еврею тахрихим (еврейский саван) и поставит надгробный памятник. И вечный свиток Торы с материальной точки зрения — продукт ремесленного труда.

С серебром, медью и бронзой евреи работали издавна. В Европе в 18-19 вв. художественной обработкой металлов занимались в основном евреи Западной Украины. Об этом свидетельствуют все большие собрания иудаики в мире. В музеях и частных коллекциях разных стран неизменно присутствуют ритуальные бронзовые или медные ханукии из Галиции, Волыни и Подолии. В интерьерах синагог большая роль отводилась художественному металлу:

изящные кованые ограды и детали включались в ансамбль богато украшенного хранилища свитков Торы (арон .а-кодеш) и бимы — возвышения в центре молитвенного помещения, откуда читается Тора. Свитки Торы со времен средневековья принято было украшать коронами (кетер) из ценных металлов, если хватало средств — из серебра и золота.

ИзменитьУбрать
Синагогальная ханукальная менора.
Галиция, 1773 г.
(0)

Большие и маленькие светильники, многорожковые люстры, прикрепленные к стенам бра — все эти источники света придавали атмосфере синагоги оттенок особой торжественности. Встречаются и канделябры с фигурами коронованных львов и орлов. Именно эти вещи были основными в творчестве ремесленников, владевших древними секретами художественной обработки металла.

ИзменитьУбрать
Бесамим. Польша. 19 в.
(0)

Обрядовые светильники занимают совершенно особое место в духовной и материальной культуре еврейского народа; именно поэтому их изготавливалось так много. Храмовый семисвечник Менора — один из главных атрибутов иудаизма. И теперь, через множество лет после разрушения Храма, мастера до сих пор традиционно придают светильникам черты храмовой Меноры. Есть также трех-, четырех- и пятисвечные светильники — массивные, тяжелые, полностью лишенные декора, но зато очень выразительные по форме.

Одно из самых распространенных изделий еврейских мастеров прошлого и настоящего — ханукия, ритуальный светильник, который зажигают на Хануку. Их существует огромное множество — разных размеров и стилей: от дорогих и изысканных до самых простых, изготовленных из жести методом штамповки.

ИзменитьУбрать
(0)

Самые древние из известных сегодня ханукий — глиняные или даже выдолбленные из камня лампы традиционного античного образца, имеющие, однако, восемь отверстий для фитилей, — относятся к талмудическому периоду. Канонического образа ханукии не существовало, поэтому здесь было много свободы для творчества. С периода средневековья основным материалом для изготовления ханукий становится металл — серебро, нейзильбер, посеребренная латунь и бронза. По мнению
р. Меира из Роттенбурга (13 в.), использование металла диктуется не столько соображениями прочности, сколько духовной значимостью изделия, требующей более дорогого материала.
Из металла делали не только ритуальные светильники, но и другую утварь — например, декоративные щитки на свиток Торы, серебряные пеналы для пергаментного свитка Эстер, серебряные указки для чтения, футляры для мезуз и коробочки для тфиллин, двуручные кружки для омовения рук, кеоры (блюда особой формы для пасхальной трапезы), бочки для хранения воды, большие лохани для выварки и хранения посуды к Песаху, специальное блюдо для приготовления и подачи на стол рыбы... Вообще на праздник Песах традиционно использовался специальный комплект посуды, и он должен был быть дороже и богаче украшен; его часто изготовляли из серебра.

СОЗДАТЕЛИ РЕЗНОГО КАМНЯ

ИзменитьУбрать
(0)

Еще одно традиционное еврейское ремесло, сегодня утраченное, — изготовление каменных резных надгробий. Оно было очень развито в диаспоре, особенно в Галиции и в черте оседлости царской России. В местах давних еврейских поселений, на окраинах городов и местечек Украины, Молдовы, Беларуси, Литвы веками существовали еврейские кладбища с почитавшимися как священные реликвии надгробными стелами, среди которых было немало камней двух-трехсотлетней давности. Но те надгробия, которые пощадило время, впоследствии были уничтожены фашистами во время оккупации, позже — советскими властями.

ИзменитьУбрать
(0)

Памятник ставили по прошествии года после кончины. В течение этого времени забота об увековечении памяти умершего не покидала старших в семье. Посещая кладбища, они присматривались к существующим надгробиям, обсуждали с мастером идею заказанного камня, текст надписи, если он отступал от общепринятого. В Молдове известна традиция, когда надпись на надгробном камне, в соответствии с волей покойного, выполнялась сыном. При всей неумелости исполнителя, полное наивности произведение, иногда даже украшенное рисунком, ценилось как дань сыновней преданности. Интересно, что надгробия ставили не только человеку: ими отмечали генизы (захоронения пришедших в ветхость священных свитков и книг), известны также памятники преданным земле свиткам Торы, варварски поруганным во время погромов.

Сравнение памятников Западной и Восточной Европы выявляет их существенные различия. Для западных стел не характерна изобразительность. Памятники же Восточной Европы отличаются именно изображениями — не только религиозного, но и жизненного содержания. Чаще всего такие памятники встречаются в Галиции и российской черте оседлости, где искусство резной стелы приобретает удивительное своеобразие. Старейший из обнаруженных здесь памятников — львовская стела 14 в., найденная в 20-х гг. прошлого века собирателем еврейской старины Максимилианом Гольдштейном.
Своим многообразием еврейские надгробия обязаны обилию творческих «школ». Камнерезное дело было потомственным ремеслом, это способствовало закреплению фамильных традиций, культивированию излюбленных форм, приемов, совокупность которых придавала своеобразие каждому кладбищу.
Основным типом еврейского надгробия служила стела, обычно обращенная на восток, но встречались и памятники других видов — саркофаги с плоским или скошенным верхом. В местностях, где встречается недорогой легко поддающийся обработке камень (известняк, ракушечник), саркофаг высекали вместе со стелой из монолита.

Над могилой праведника, местом паломничества верующих, устраивали подобие шатра (о.ель). Внутри него, у изголовья саркофага перед стелой зажигают свечи. Здесь же можно оставить бумажку с просьбой об избавлении от житейских бед.

ИзменитьУбрать
(0)

В древности мастера Самарии и Галилеи изображали в каменной резьбе атрибуты иудаизма, которые в различной стилистической обработке продолжали оставаться в искусстве последующих эпох. Это семисвечник (Менора), трубный рог (шофар), цитрусовый плод (этрог), пальмовая ветвь (лулав). В резьбе на плитах и саркофагах из еврейских катакомб античного Рима появляются начертания лампады, сопровождаемой сосудом для масла и щипцами для правки фитиля, ковчега (арон .а-кодеш) для свитков Торы и отдельных свитков (сефер Тора), виноградной грозди, оливы, льва, птицы.
В рельефах надгробий образ человека во все времена остается под запретом, исключения крайне редки. Например, по-своему преодолевая запрет, художник вместо всей фигуры человека изображает только руку. Человеческие добродетели воплощены в образах животных — покойный предстает птицей, читающей книгу, опускающей милостыню в кружку. Знаком благочестия покойного мог быть орел, лев, олень, грифон. В образе лани воплощена идея добра и красоты, лань часто украшала надгробие девушки или молодой женщины. Единорог воплощает мысль о возвышенности человече-
ского духа. Мечта о вечном блаженстве рая воплотилась в образе павлина. Три рыбы, образующие кольцо — древний знак вечности.

Сюжет надгробия мог отражать род занятий покойного. Шкаф с книгами — свидетельство просвещенности, скрипка или флейта — на стеле музыканта, на памятнике водовоза — запряжка с бочкой, на надгробии ремесленника — рубанок и пила, утюг и ножницы...
Мастера проявляли интерес и к цвету, правда, нечасто. Изображение могло быть усилено росписью, когда рельеф невозможно было создать резьбой из-за твердости материала. К росписи прибегали также с целью обновления памятника. Красителями служили светло-желтые и красно-коричневые земли, известь, сажа и синька, замешанные на яичной эмульсии. Недолог, однако, был век этой росписи: со временем краска вымывалась дождями, выветривалась, лишь в
углублениях резьбы сохраняя память о былом своеобразии камней.

Произведения камнерезов говорят о тонком чувстве материала, о разумном и бережном отношении к его природной красоте. Мастер оставляет неправильные очертания плиты для более непринужденного решения всей композиции, выполняет надпись, учитывая неровности рельефа и вписываясь в них. Целиком доверяя чувству, резчик не злоупотреблял линейкой и циркулем, пренебрегал симметрией ради выразительности. Оттого многократно повторенный сюжет предстает всякий раз в новом изложении.

В конце 19 в. искусство резной стелы после почти двухвекового расцвета начало угасать, не избежав участи всего народного искусства этой поры. Каменные плиты стали вытесняться памятниками всевозможных форм, где утрачен исконный язык народа.

ИзменитьУбрать
(0)

МАСТЕРА УСЕРДНЫЕ И ЧИСТЫЕ ПОМЫСЛАМИ

Одно из древнейших и самых уважаемых еврейских ремесел, существующее и в наши дни, — переписывание священных еврейских манускриптов, или софрут. Переписчик на иврите называется сойфером.

Традиционная еврейская жизнь немыслима без Торы. Свиток Торы (Сефер Тора) читают в синагогах три раза в неделю — в шабат, понедельник и четверг. У свитка Торы произносят слова благодарности за избавление от опасности, молятся о выздоровлении больных, благословляют жен и дают имена детям, со свитком Торы в руках благословляют наступление нового месяца. Поэтому понятно, что высокую честь переписывать свитки можно доверить только очень набожному человеку с чистой душой и помыслами. Сойфер всю жизнь — дни, а зачастую и ночи, — посвящает этому святому делу.

В еврейском мире сойфер — очень уважаемый человек. Ведь в каждой синагоге должен быть
переписанный от руки свиток Торы. А сколько нужно мезуз — прикрепляемых к дверям маленьких пергаментов с текстом из Торы! И, наконец, очень важно своевременно и высококачественно реставрировать старые свитки, иначе они станут некошерными, потеряют свою святость. Когда сойферы пишут свитки, чернила не впитываются в пергамент, а накладываются сверху. Со временем отдельные буквы могут постепенно осыпаться, особенно если с пергаментом обращаются не очень аккуратно. Кроме того, в некоторых местах — обычно по швам — пергамент может порваться. Нередко при чтении в тексте обнаруживают не замеченные ранее ошибки переписчика. Их тоже надо срочно исправлять.

Сойферы используют особые чернила — из ореха, обработанного по специальной технологии. Рабочий инструмент — гусиное или индюшиное перо. Важно очень многое: толщина и гладкость пергамента, консистенция чернил, качество пера. При переписывании текстов нельзя допустить ошибку.
Согласно заповеди, каждому мужчине положено написать свиток Торы. Сегодня эта заповедь по понятным причинам для многих невыполнима. Поэтому принято узнавать, в какой синагоге пишут новый свиток, и платить за одну или несколько букв в нем. Буквы за этих людей пишут профессиональные сойферы, и это засчитывается как выполнение заповеди.

Из-за множества тонкостей практически невозможно самостоятельно освоить специальность сойфера. Только с опытным наставником в результате долгого и упорного труда можно добиться совершенства. Кстати, стать сойфером в наше время гораздо легче, чем раньше. Когда-то от него требовалось не только умение писать: он должен был сам обработать кожу, изготовить из нее пергамент, приготовить чернила... Сейчас же, при том, что древние традиции сохранены, многое в ремесле сойфера упростилось под влиянием современных технологий. Появились также более современные инструменты для письма.

ИзменитьУбрать
(0)

Сегодня в иешивах многих стран работают факультеты и отделения софрута. На территории СНГ это ремесло приходится возрождать, поскольку за последние 80 лет все ранее существовавшие центры сойферского мастерства исчезли. Еврейские учебные заведения во многих городах
Украины уже выпускают специалистов по проверке свитков, их кошерности и пригодности к чтению, реставрации текстов, определению возраста свитков и, самое главное, — переписчиков свитков Торы, мезуз и других священных документов.

***

Новое время, казалось бы, покончило навсегда с такими «пережитками мелкобуржуазного прошлого», как кустарное производство. Индустриализация не оставила от него камня на камне. Разрушенный мир местечка остался в книгах и воспоминаниях, так же, как и большинство еврейских ремесленников, населявших его. Сегодня напомнит о нем разве что еврейская интонация, промелькнувшая в речи одесского портного, фамилия Кушнир или Фарбер (мало кто теперь знает, что означает это «меховщик» и «красильщик») да тоска по удобной обуви, сшитой на заказ...
Еврейское ремесло, имеющее глу бокие корни и историю, богатую событиями — трагическими и увлекательными, живо и поныне. Евреям по-прежнему нужны вещи, одухотворенные верой. Заложенные еще в Торе традиции не дают ремеслам исчезнуть, а позволяют им, трансформируясь в веках вместе с нашим изменчивым миром, служить людям и сегодня.

———————--

«...И послал царь Шломо взять из Цора Хирама, сына одной вдовы из колена Нафтали. Отец его, Цорянин, был медником. А он исполнен был мудрости, разума и умения делать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Шломо, и делал у него все работы. И сделал он... керувов, львов и пальмы, сколько где было свободного места, а вокруг — гирлянды» (Млахим I, 7).

«И сделай Менору из чистого золота; и пусть она будет выкована из цельного слитка: и основания ее, и ствол ее, и украшения в виде чашечек, шаров и цветков должны быть выкованы из того же слитка. Из ствола по обеим сторонам ее пусть выходят шесть ветвей: три ветви Меноры должны выходить с одной стороны, и три ветви Меноры — с другой стороны ствола. Три черненные чашечки, шар и цветок должны быть на одной ветви, и три черненные чашечки, шар и цветок — на другой ветви. Такими должны быть все шесть ветвей, выходящих из ствола Меноры...» (Шмот 25:31-33).

«...когда потом я пришел учить Тору к рабби Ишмаэлю, спросил он меня:
— Сын мой, какое у тебя ремесло?
Ответил ему:
— Я — сойфер (переписчик Сефер Тора).
Сказал мне рабби Ишмаэль:
— Будь осторожен в том, что ты делаешь, потому что ремесло твое — Небесное. Если пропустишь или добавишь букву в Сефер Тора, можешь разрушить весь мир...» (Сота 20).

Моше-рабейну услышал голос Всевышнего и впервые увидел Сефер Тора — буквы, написанные черным огнем на белом огне. Под диктовку Творца он записал слова на клафе (специальным образом обработанной коже). Затем Моше сделал 12 копий первого свитка. Все роздал главам колен народа Израиля и обучил их правилам переписывания Торы, которые узнал от Всевышнего. Так передается Сефер Тора из поколения в поколение и по сей день. «Это та самая Тора, которую дал Моше сынам Израиля по слову Всевышнего», — произносят во всех синагогах мира после чтения Торы, в момент, когда свиток поднимают и показывают присутствующим.

Еврейская традиция сообщает, что Тора предшествовала сотворению мира, и поэтому в ней с самого начала содержатся тайны Творения, тайны высших миров, тайны прошлого, настоящего и будущего.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > Мир не может обойтись без мастеров
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 11:24:59
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl