БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > Современные ремесла
В номере №60-61

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Современные ремесла

Не все ремесла ушли в прошлое. По-прежнему не обойтись без сапожника и парикмахера, кто-то должен шить и ремонтировать одежду, изготавливать ключи... А евреям еще нужны кошерные продукты, ханукальные светильники и свитки Торы.
Мы решили задать несколько вопросов людям, избравшим делом своей жизни какое-либо ремесло.

Почему вы избрали именно эту профессию? Были ли в вашей семье ее представители?
Приносит ли вам ваша работа радость, или это просто хороший способ зарабатывать на жизнь?
Есть ли у вашего ремесла будущее в современных условиях? Есть ли кому его передать?

ВЛАДИМИР ОКСЕНГЕНДЛЕР,
часовщик-любитель (Одесса)

В моей семье часовщиков не было. У меня несколько десятков специальностей. В основном, это работы, которые делаются руками. А почему стал чинить часы? Отчасти — случай, плюс любовь к технике.

Конечно, ремонтировать часы для меня — больше радость, чем заработок.
Думаю, будущего у ремесла часовщика нет. Сейчас часы, в моем понимании этого слова, — скорее, музейный экспонат, чем предмет быта. Люди перешли на часы другого типа. Человеку, у которого сломались часы, легче выбросить их и купить на базаре новые, чем оплатить ремонт — несколько часов моей работы. Ремесло это прокормить сегодня не может, и передавать его некому.

МАРК КУШНИР, часовщик,
бывший одессит (Тель-Авив)

Занялся я ремонтом часов... после окончания технического вуза. Так сложилось. Часами вообще интересовался с детства. От прадеда остались старинные часы с латинской надписью, которые меня просто завораживали. Кроме того, у меня всегда были качества, необходимые часовщику, — сосредоточенность, усидчивость и точность. Родители не сразу восприняли мой выбор профессии с энтузиазмом, а потом даже гордились... Вообще я чувствую себя немножечко доктором: люди приходят ко мне хоть с небольшой, но бедой — сломались часы. Когда не удается помочь, я очень расстраиваюсь. Ведь это только кажется, что имеешь дело исключительно с часовыми механизмами — я, как врач, имею дело с человеком. Посмотрев на часы, можно многое сказать об их владельце — о его вкусах, достатке и даже о роде занятий.

Работа с часами — большое удовольствие. Это практически ювелирная работа, приходится иметь дело с очень мелкими деталями. Ошибка — непростительна. Недаром же говорят: «Точен, как часы».

Как сказал Антонио Мачадо, человек есть животное, измеряющее свое время. Часы будут нужны всегда, и те, кто действительно умеет их починять, — тоже. Хотя, конечно, профессия часовых дел мастера стала почти редкостью. Не многие позволяют себе настоящие, дорогие часы, которые ломаются нечасто, а китайский ширпотреб никто чинить не пойдет: проще выбросить и купить новые. Но есть люди, которые могут купить швейцарские часы, и отремонтировать их способен мастер, использующий настоящие швейцарское оборудование, запчасти и масла. Конечно, починка дорогих часов должна стоить недешево. А бывают еще антикварные часы, напольные, с кукушкой... Больше всего мороки с золотыми часами. Дело в том, что золото — мягкий металл, и часы из него легко пропускают пыль, грязь и воду.

Пока будет спрос на настоящие часы — будет спрос и на мою работу.

ИГОРЬ САТАНОВСКИЙ,
сапожник (Одесса)
Мой папа говорит, что сапожниками становятся либо гении, либо бездари. А я сначала учился в техникуме, работал поваром, ремонтировал квартиры. Вообще я никакой работы не стеснялся и старался не только делать ее качественно, но и вкладывать душу. Потом заинтересовался ремонтом обуви, попробовал — получилось. Фактически я самоучка... Работая сапожником, я понял, что мастер должен знать, из чего состоит сапог или туфель, из какой кожи их лучше делать, какие особенности кожи и ниток, что лучше использовать. В моей семье сапожников больше нет. Сын учится в колледже.

В работе бывают проблемы, но есть и преимущества — сам себе хозяин, надо мной нет начальника. Конечно, это мой заработок, но и радость — я люблю помогать людям. Когда приносят обувь в ужасном состоянии и удается ее «довести до ума», это очень приятно. Клиент доволен — и я доволен.

О моей профессии есть пословицы: «Сапожник без сапог» и «Матерится как сапожник»... Ну, обувь у меня, конечно же, есть. Только я ее не сам шил, а покупал — то есть прокормить себя могу. А что касается нецензурных выражений, то это явно не про меня. Если серьезно, работа моя очень нужна. Часто у людей нет денег, чтобы купить новую обувь, и они по много раз отдают чинить старую. Бывает, приносят такую обувь, за которую другие не берутся. Я всегда стараюсь сделать все, что возможно.

Кому передать ремесло?.. Пока предложений не поступало, но в принципе я не имею ничего против учеников.

БОРИС ФИШЕР,
мастер по изготовлению ключей (Одесса)

Когда-то я был инженером на заводе, но там подолгу не платили зарплату. А мой тесть работал в мастерской, делал ключи и переманил меня: надо было семью кормить. Потом тесть ушел на пенсию, а я остался на его месте. Так что в моей семье не я один этим ремеслом занимался.
Заработок, к сожалению, средний. В определенном смысле я разочарован, но это лучше, чем ничего. Я вообще не склонен к особым восторгам: работа как работа, не хуже других.
Профессия у меня нужная, современная: постоянно появляются новые типы замков, а значит, и ключей. К сожалению, сейчас в Одессе не все специалисты достаточно серьезно относятся к работе. Раньше у мастеров к этому было другое отношение. Часто ко мне приходят переделывать чужую некачественную работу. Это труднее, чем сделать с нуля. Еще мастер должен быть надежным человеком, ведь ему доверяют ключи от квартиры, «где деньги лежат», или от машины, которая тоже денег стоит. Например, в Германии нельзя изготовить дубликат ключа без разрешения хозяина квартиры и справки из полиции.

Конечно, на такой работе не разбогатеешь, но я привык, как-то живу. Учить ремеслу я не умею, сыну моему это вообще не интересно, он от компьютера не отходит.

АРЬЕ СПЕКТОР, шойхет1,
специалист по кашруту (Донецк)

С детства я не хотел быть ни врачом, как родители, ни педагогом, как другие родственники... Выучился на телемастера, потом уехал в Израиль. Занимаясь в иешиве в Мерказ-Гутник, я понял, что мне нужна какая-то другая практическая специальность. Была возможность приобрести профессию сойфера — но для нее нужны усидчивость и хорошее зрение, а я ни тем, ни другим не обладаю. И вот как раз тогда несколько человек захотели учиться шхите2, и я к ним присоединился.

Обучение стоило достаточно серьезных денег и продолжалось год. Большое впечатление произвела на меня практика. Нам предстояло за две недели зарезать несколько десятков тысяч кур. С непривычки это было тяжело и физически, и морально, но я понял, что гожусь для такой работы. Работа, конечно, грязная и связана с большим количеством крови, не всем подходит. Мне она нравится, и хотя я не работаю постоянно в качестве шойхета — сейчас у меня есть другие дела, связанные с кашрутом, — но всякий раз, когда я возвращаюсь к шхите, меня это радует.
О предках-шойхетах ничего не знаю. Прадед был раввином, а в маленьких местечках раввин часто занимался также и шхитой.

Я вообще не понимаю, как можно работать, если твое дело не приносит тебе радости. Мне кажется, если этого нет, надо или менять профессию, или же заниматься аутотренингом — искать и находить в своем занятии что-то хорошее. Помимо прочего, моя работа связана с частыми командировками, а я люблю смотреть новые города, знакомиться с новыми людьми.
Слава Б-гу, сейчас у моей профессии безусловно есть будущее. Поскольку во многих городах Украины и СНГ число людей, соблюдающих заповеди, растет, то и потребность в работе шойхета увеличивается.

Когда я начинал, все было по-другому: случалось класть в чолнт3 рыбу, потому что кошерного мяса не было. Тогда знать шхиту стоило хотя бы затем, чтобы кошерно зарезать курицу для себя. Так что шхита может в прямом смысле именно прокормить. Шойхеты прилично зарабатывают в Израиле, Аргентине, в других местах, где производят много кошерного мяса.
Есть ли кому передать ремесло? К счастью, есть — сейчас я приехал в Одессу именно чтобы преподавать шхиту в летнем лагере, у меня здесь четыре ученика.

Это ремесло теперь развивается. Один парень из Киева в этом году сдал экзамен на шойхета. В Москве набрали студентов, чтобы учить шхите...

ХАИМ ПЕРЕКРЕСТОВ,
студент иешивы «Томхей тмимим», сойфер (Одесса)

Честно говоря, я не уверен, что всю жизнь буду работать сойфером. Но это дело мне понравилось, и сейчас я продолжаю учиться софруту, потому что хотел бы в жизни уметь и это. В нашей иешиве софрут — одна из специальностей, я хотел бы освоить и другие. Были ли сойферы в моей семье, не знаю.

Хорошо выполненная работа всегда приносит радость. Напишешь правильно, красиво, посмотришь — душа радуется.

И, конечно, это хороший способ заработать. Например, недавно я услышал об американо-израильской программе «Тфиллин3 — каждому». Каждый еврейский мужчина обязан ежедневно надевать тфиллин, но не у всех есть такая возможность — стоят они достаточно дорого. Эта программа ставит своей целью обеспечить тфиллин большое число людей. Каждый желающий бесплатно получить тфиллин обращается в программу, и его ставят на очередь. На спонсорские средства изготавливаются тфиллин, и затем их высылают заказчику.

Еще одна заповедь для еврея — написать свиток Торы. Тот, кто не умеет сам, препоручает это сойферу.

Конечно, у софрута есть будущее. В тех странах, где традиция не прерывалась, ремесло сойфера жило всегда. Но и у нас в последнее время появился слой людей, которые считают необходимым и даже престижным участвовать в религиозной жизни общины и вкладывать в нее деньги. Для многих еврейских бизнесменов их религиозность является показателем респектабельности. Как известно, в каждом еврейском доме должны быть мезузы4, но некоторые считают, что их бизнесу пойдет на пользу, если и в офисе тоже будет мезуза. Также люди стали заказывать свиток Торы и свиток Эстер, чтобы они были в доме. Таким образом у нас появился спрос на работу сойфера. Деньги, вложенные в еврейское образование, позволяют иешивам работать и выпускать новых сойферов.
Может ли сегодня прокормить софрут? Наши мудрецы говорили, что сойфер никогда не будет богатым, но на пропитание себе всегда заработает.

Я совсем не против в будущем передать это ремесло кому-то из своих детей. Это прекрасная работа для человека спокойного, добросовестного, любящего уединение. А выработать почерк может практически любой. Кстати, неважно, насколько у тебя красивый почерк — в софруте важнее, скорее, склонность к начертательной геометрии. Скорость письма приобретается со временем.


1Шойхет — резник, специалист по кошерному убою скота и птицы
2Шхита — кошерный убой скота и птицы
3Тфиллин, или филактерии — кожаные коробочки, содержащие пергаментный свиток с отрывком из Торы; при помощи ремней прикрепляются на лоб и на руку
4Мезуза — пергаментный свиток с отрывком из Торы, заключенный в футляр; закрепляется в дверном проеме еврейского дома

Гость-3
27.08.2005 18:35

Интересная статья. И главное своевременная. Глядишь, и вернутся к жизни еврейские ремеслянники.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > Современные ремесла
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 01:14:19
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов