БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > Забытый гений
В номере №60-61

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

Забытый гений
Виктор ФЕЛЬДМАН

Наш город дал стране многих талантливых людей, имена которых известны не только в пределах нашей страны, но и далеко за ее пределами.

Имена многих дошли и до наших дней, но многие имена унесены потоком времени и забылись. Кто забыт заслуженно, ибо это были звезды только своей эпохи, короткого отрезка реки времени. Другие забыты потому, что их имена затерялись в потоке новой информации. Об одном таком человеке, фамилия которого в свое время обошла крупнейшие газеты и научные журналы мира, попала на страницы учебников по криминалистике, стоит, пожалуй, вспомнить, тем более, что в последние десятилетия о нем снова стали писать.

Это случилось в феврале 1896 года. Директорат Венского императорского музея (тогда Вена была столицей Австро-Венгерской империи) в лице крупных ученых, знатоков античности — профессоров Бруно Бухера и Гуго Лейшинга, принял посетителя, на визитной карточке которого значилось: «Г-н Гохман, негоциант из Очакова. Россия. Колониальные товары и антикварные предметы». Братья Гохманы торговали всем, что давало возможность заработать: от фиников, риса, чая, перца (колониальные товары) до античных древностей.

Но, начиная с 1890 года, они занялись только сбытом древностей, скупаемых у местных кладоискателей, тайно проводивших раскопки в районе Ольвии и вскрывавшие древние погребения в степях Северо-Западного Причерноморья, Приазовья и Крыма.. Этой «благородной» профессией занимались многие, но наиболее крупными торговцами древностями были братья Гохманы и Горпищенко. С 1892 года этими двумя «фирмами» была начата широко организованная продажа поддельных древностей вперемежку с настоящими.

ИзменитьУбрать
(0)

Г-н Гохман был опытным жуликом и хорошим психологом. Из саквояжа, бывшего у него в руках, он извлек и положил на стол перед членами директората золотые фибулы (пряжки), которыми скрепляли на плечах одежду древние греки, и серьги работы древнегреческих мастеров. Дав полюбоваться этими редкостями, как бы психологически подготовив партнеров, он вынул какой-то предмет, завернутый в шерстяные тряпки и, развернув, торжественно объявил: «Тиара Скифского царя Сайтоферена».

Бруно Бухер и Гуго Лейшинг, видевшие многие древности, были, по их собственным словам, потрясены. Вот запись их рассказа: «На столе, излучая мягкое матовое сияние золота, стояла древняя чеканная тиара изумительной работы и превосходной сохранно-сти. Только в одном месте виднелась небольшая вмятина, словно от меча, но украшения вокруг почти не были повреждены. Тиара представляла собой куполообразный парадный шлем-корону, чеканенный целиком из тонкой золотой полосы. Поверхность тиары была разделена орнаментом на три части. Средняя часть, наиболее широкая, была покрыта изображениями сцен гомеровской «Илиады» и «Одиссеи». Тут изображены прощание с Ахиллесом (Ахиллес — один из героев Илиады, участник осады Трои, сын богини Фетиды, которая желая сделать его бессмертным, погрузила его в воды Стикса. Но пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Погиб в схватке с Парисом, поразившим его стрелой в пятку), сожжение Ахиллесом трупа Патрокла (Патрокл — друг Ахиллеса, убитый в схватке с Гектором) и Одиссей, уводящий коней.

Нижняя, третья часть тиары покрыта изображениями скифских воинов, царской охоты за фантастическим крылатым зверем, фигурами лошадей, быков, овец. Верхняя часть тиары состояла из ажурных чеканных орнаментов и заканчивалась чешуйчатой змеей, кольцами увенчавшей верхушку и поднявшей голову. Между вторым и третьим поясом по кругу шла надпись на древнегреческом, гласившая, что эту тиару преподносят в дар Сайтоферену, царю скифов, жители
г. Ольвия».

Первый вопрос, который задали восхищенные и пораженные директора венского музея, был: «Герр Гохман, откуда у Вас эта корона?» По словам Лейшинга, Гохман ответил: «Чудес на свете не бывает, хотя эта корона — чудо. Прошлым летом ученые люди вели раскопки в Ольвии и неподалеку от нее раскопали скифскую могилу, где был похоронен Сайтоферен с женой. Оттуда тиара и другие украшения, которые достались мне за очень большие деньги. Ведь надо, чтобы раз в жизни повезло бедному коммерсанту».

Дирекция музея пригласила крупнейших специалистов по археологии и античному искусству Вены: профессора Бендорфа, Бормана, Шнейдера, и они единогласно подтвердили античное происхождение тиары, высокую художественную ценность и главное — ее безусловную древность. Осторожные предостережения двух скептиков, требовавших пригласить для консультации крупнейших знатоков ольвийских и скифских древностей — директора музея Одесского общества истории и древностей фон Штерна и профессора Петербургского университета А. Веселовского, не были приняты во внимание.
Но цена, запрошенная Гохманом, была столь велика, что Венский музей не смог приобрести тиару, а получить деньги в несколько приемов Гохман отказался. Завернув свое сокровище, Гохман уехал из Вены и в марте того же (1896) года объявился в Париже.

ИзменитьУбрать
(0)

Переговоры о продаже тиары музею Лувра вели два парижских антиквара, сам Гохман в
Лувре не появлялся. Директор Лувра Кемпфен пригласил заведующего отделом античного искусства Эрон де Вильфоса, а тот в свою очередь привел крупнейших искусствоведов и знатоков античности Франции Мишона, Молинье, Рейнака и других, а всего были приглашены в качестве экспертов 8 крупнейших ученых Франции, специалистов по античности и истории искусств. Эксперты единогласно признали тиару шедевром греческого искусства и заявили, что такая вещь будет гордостью Лувра.
Продавцы потребовали колоссальную по тем временам сумму 220000 франков, что соответствовало примерно ста тысячам рублей. Такой суммой Лувр не располагал, и ассигновать ее могла только палата депутатов Франции. Сомнений в согласии палаты депутатов на ассигнование не было, и несколько меценатов внесли требуемую сумму, а вскоре последовало и решение об оплате покупки из бюджета Республики. Антиквары, ведшие переговоры с Лувром, получили 120000 франков, Гохман получил 86000. Тиара была выставлена в зале античного искусства Лувра и привлекала туристов со всего мира.

Но в августе 1896 года на археологическом конгрессе в Риге директор Одесского музея фон Штерн в своем докладе доказал, что тиара — подделка. Профессор из Мюнхена Адольф Фуртвенглер и петербургский профессор А. Веселовский поддержали фон Штерна. К их мнению в Париже не прислушались. В начале 1903 года парижская газета сообщила о том, что французский художник Майане объявил, что тиару сделал не безвестный грек, а он. Разразился страшный скандал. Во всех кабаре Парижа пели куплеты об ученых, севших в галошу, и депутатах, ассигновавших деньги для жуликов.

Но скоро газеты сообщили, что Майане сфантазировал и что действительный автор тиары — одесский ювелир Рухомовский. Через несколько дней специальный корреспондент одной из крупнейших газет Франции телеграфировал из Одессы. Вот текст этой телеграммы: «Гравер Израиль Рухомовский, проживающий в Одессе, по улице Успенской в доме №36, объявляет с полной уверенностью, что он творец тиары. Он утверждает, что выполнил ее по заказу одного человека из Керчи в 1895 г. Работу выполнил за 8 месяцев, получив за это 2000 рублей. Рухомовский готов приехать в Париж и доказать правоту своих слов, если ему оплатят поездку и возместят потерю заработка за время пребывания в Париже». Он просил 1200 франков. Эту сумму ему выплатили.

Париж раскололся на два лагеря: сайтоферистов и антисайтоферистов. Имя Рухомовского было у всех на устах. Одесский ювелир Деморье подтвердил, что в 1895 году он сделал по заказу Рухомовского пластину золота весом 486 грамм, что полностью соответствовало весу тиары. Верность записи заверена французским консулом в Одессе.

Пятого апреля 1903 года Рухомовский приехал в Париж и остановился в гостинице, не желая привлекать внимания, под вымышленной фамилией Бардес. Но репортеры быстро пронюхали, кто такой Бардес, и буквально осадили, а потом штурмом взяли номер одесского ювелира. Фотографии Рухомовского и тиары обошли газеты всего мира. Специальная правительственная комиссия в беседе с Рухомовским быстро выяснила, что он очень мало знаком с античной археологией, историей древнегреческого искусства и особенностями стиля изделий эпохи Сайтоферена.
Рухомовский без всяких колебаний изложил мало кому известный рецепт изготовления сплава золотой пластины, из которой и была сделана тиара. По памяти, в присутствии экспертов, точно воспроизвел ряд фрагментов изображений, вычеканенных на тиаре. Рухомовский показал книги, принесенные ему заказчиком для того, чтобы он имел образцы греческого искусства. По рисункам этих книг он создал сцены, изображенные на тиаре.

Рухомовский показал, что заказчиком был какой-то человек из Керчи, который сказал ему: «Эта тиара будет подарком одному видному ученому». Господин из Керчи оплатил предварительно половину стоимости заказа, а потом, расплатившись, забрал тиару. Эксперты признали авторство Рухомовского. Тиара была передана из зала античного в зал современного искусства.

Рухомовский вернулся в Одессу на Успенскую, 36, и продолжал работать. Его мастерская не имела вывески. Он не обладал необходимым капиталом для получения патента купца третьей гильдии.
Несколько слов о биографии мастера. Рухомовский родился в 1860 году в г. Мозырь (Белоруссия), в ортодоксальной еврейской семье. Мечтой родителей было сделать из него раввина, и ему пытались дать религиозное образование. Но у него была непреодолимая тяга к искусству. Рухомовский нигде не учился и самостоятельно овладел ювелирным и граверным мастерством. В 80-е годы XIX века он попал в Киев и сразу был принят в лучшие ювелирные мастерские. В 1892 году приехал в Одессу. Перед Первой мировой войной (между 1909 и 1912 годами) уехал во Францию и работал в реставрационных мастерских при национальном музее Франции Лувре. Умер Рухомовский в 1936 году в Париже. По словам племянницы, в последние годы он не мог работать и очень бедствовал.
Работы Рухомовского, кроме Лувра, имеются в частных собраниях Европы и Америки и иногда появляются на престижных аукционах Лондона и Парижа.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > Забытый гений
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:42:45
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Dr. NONA