БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > Одесса - как памятник патриархальным менялам
В номере №60-61

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Одесса - как памятник патриархальным менялам
Олег ГУБАРЬ

Меняльный промысел — ровесник города. Сохранились достоверные исторические свидетельства о том, что в конце XVIII — начале XIX столетий в юной Одессе остро ощущался дефицит даже в российской разменной монете, отчего возникали затруднения при выплате денежного довольствия войскам и государственным чиновникам.

С другой стороны, этот город издревле складывался как открытая всему Леванту морская торговая фактория, в которой наравне использовались в обиходе денежные единицы всех средиземноморских стран. При отсутствии соответствующих казенных кредитно-банковских структур стихийно возникали мелкие приватные «обменники». Как и в любом портовом городе Европы, здесь сама по себе сформировалась корпорация менял.

ИзменитьУбрать
Фото из коллекции
М. Пойзнера
(0)

С самых первых эпох существования города менялы концентрировались близ дома князя Волконского (впоследствии перешедшего к барону Рено) на нечетной стороне будущей улицы Ришельевской, в квартале между Ланжероновской и Дерибасовской. Почему именно здесь? Да потому, что этот дом на протяжении многих десятилетий был эпицентром деловой жизни Одессы. Уже в конце позапрошлого века биржа собиралась зимой — в доме, а летом — на улице, под его стенами. В 1806 г. в здание была «вмонтирована» обширная Клубная зала, где бывал весь одесский (и не только!) аристократический и коммерческий бомонд; здесь, между прочим, функционировала и библиотека, получавшая все свежие биржевые периодические издания России и Европы. В Клубной зале бывали императоры Александр I и Николай I, графы Каподистрия и Бенкендорф, не говоря уже о Ришелье, Кобле, Ланжероне, Воронцове, Нарышкине и т. д. В этом же доме помещалось и первое коммерческое казино (воспетое Пушкиным), где общались местные негоцианты, биржевые маклеры, приезжие деловые люди, шкипера прибывающих в порт судов. Опять-таки в этом комплексе зданий находилась лучшая в городе гостиница, при которой действовала знаменитая ресторация Цезаря Отона. Тут же рядом располагался Городской театр, активно посещавшийся приезжими. На противоположной стороне улицы находилась резиденция Ришелье, на месте которой в конце 1820-х соорудили так называемый Городской дом, куда перебрался Отон, основавший престижную гостиницу «Ришельевскую» с элитарной ресторацией. А рядом, на углу Дерибасовской, в доме Кирико, обосновалась не менее популярная ресторация Маттео. Совершенно очевидно, что обмен и размен валюты именно в этом месте (прибавим близость порта) становился делом насущным. А потому менялы выбрали этот квартал.

Другим местом, каковое они издавна облюбовали, был Греческий базар. И это тоже понятно. Находился он в самом центре города, на Александровской (Гаванной, точнее — Гаванской) улице, ведущей из Практической гавани к Старому базару, в двух шагах от всех главных транспортных и пешеходных городских артерий — Преображенской, Дерибасовской, Греческой, Полицейской, Екатерининской, Ришельевской. В середине и третьей четверти XIX столетия «обменники» находились также на Греческой и Еврейской улицах, на Старом базаре. Право заниматься меняльным промыслом в каждом конкретном месте получали те, кто побеждал на ежегодных торгах, проводимых в Городской думе. При этом стоимость продажи «меняльных мест» сильно варьировала в соответствии с общей обстановкой на кредитно-денежном рынке. Так, например, в 1872 году, они отдавались от 2 до 25 рублей за столик, а в следующем, 1873-м году, уже от 25 до 100 руб.

Постепенно и по разным причинам многие центры обмена потеряли свое значение, и менялы сконцентрировались исключительно в начале Ришельевской улицы, под стенами выше упомянутого дома, в левом крыле которого тогда размещалось Одесское отделение знаменитого Лионского кредита.

Хозяйство менялы было довольно прозаическим. В инструментарий, прежде всего, входил раскладной столик на козлах, поверх которого выставлялась зеленая конторка, крытая не слишком изящной бронзовой сеткой, под которой сверкали монеты со всех концов света. «Дно сих ящиков, — пишет современник, — беспрерывно изменяется: то белеет от крупных ассигнаций, то блестит цветными лучами на золоте, серебре, платине, мелких бумажках». Приходит в гавань турецкое либо греческое судно, меняла «работает» с лирами, явится свита эмира бухарского — возрастает интерес к «таньге», придут англичане — звякнет о бронзовую сетку и полновесная гинея. Но чаще всего требовалось просто-напросто разменять кредитные билеты на серебро. Потеря продавца при размене составляла так называемый лаж, то есть процент, снимаемый менялой за проводимую финансовую операцию. В разные годы и в разных обстоятельствах курс обмена бывал, естественно, разным. Так, во времена Воронцова при размене сотни рублей ассигнациями на серебро лаж превышал один процент лишь на десятые доли. В экстренных случаях он мог составить и 5-10 процентов. Менялы редко пользовались архаическим арифмометром, то есть обычными конторскими счетами: обычно они отменно знали «двойную бухгалтерию» и с легкостью производили все арифметические действия «в уме».

Труд менял был довольно обременительным, а то и рискованным. Соответствующая информация по материалам одесской периодики позапрошлого столетия из рубрики «Городские происшествия» регистрирует сотни случаев, когда менялам пытались сбывать фальшивую, либо неполновесную монету, поддельные кредитные билеты, когда эти мелкие деятели денежного рынка становились объектом нападений, рэкета и т.п. Вместе с тем, опытные менялы выступали как бы контролирующей инстанцией, нередко уличающей фальшивомонетчиков и разного рода «уличных хлыщей и мазуриков».

Внешний облик одесских менял и «место их обитания» запечатлены на старинных фотографиях и почтовых открытках конца XIX — начала XX веков из коллекции известного собирателя одесской старины М.Б. Пойзнера. Менялами традиционно были почти исключительно евреи. В мемуарах К.А. Авдеевой о быте старой Одессы в общем обосновывается этот факт специфического этнического разделения труда. Мемуаристка свидетельствует, что, несмотря на расхожие представления, евреи пользовались большим доверием горожан на этом поприще.

Здесь уместно напомнить, что многие крупные одесские финансисты начинали с меняльного промысла, а затем открывали крупные банкирские и меняльные конторы (Ефрусси, Рафалович, Маас, Родоканаки, Хаис и др.). Большинство стационарных меняльных контор помещалось в престижных зданиях, причем тоже преимущественно на Ришельевской — скажем, С. Давидова (в доме «Ришельевской» гостиницы), С. Лебеля (дом Андриянского), О. Хаиса (дом Ралли), семейств Люльки-Коган (дом Пелехиных) и Зонштейн (в собственном доме) и др.

В меняльных конторах производились практически все виды банковских операций: покупка и продажа российской и иностранной золотой и серебряной монеты, государственных ценных бумаг, кредитование фирм и частных лиц, разнообразное страхование и проч. Таким образом, патриархальные менялы символизируют копилку общественного труда, сформировавшего преуспевающую, популярную и любимую на всех континентах Южную Пальмиру — Одессу.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > Одесса - как памятник патриархальным менялам
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 11:02:02
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl