БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №62 > От реквиема к гимну — музыка Даниэля Либескинда
В номере №62

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

От реквиема к гимну — музыка Даниэля Либескинда
Николь ТОЛКАЧЕВА

Если вы хотите узнать, что такое модный человек, дайте задание любой поисковой системе найти слово «Либескинд». Обещаю, ворох полученной информации займет вас надолго и не оставит равнодушным. При том, что Даниэль Либескинд — наш современник и находится не только на пике популярности, но и в добром здравии, его имя уже обросло легендами и слухами.

ИзменитьУбрать
(0)

В чем совпадают все источники, так это в дате и месте появления на свет — Даниэль Либескинд родился в 1946 году, в городе Лодзь. Он считает, что его мать относится к числу прямых потомков рабби Лейба из Праги, великого мудреца XVI столетия, создателя легендарного Голема. Его родители познакомились в Советском Союзе, где пытались спастись от фашизма, но вместо помощи и поддержки получили «уютные» места в недрах сталинского ГУЛАГа... Им удалось выжить, встретить друг друга в Киргизии и вернуться в родную Польшу, где погибли почти все их родственники.

В послевоенной Польше вернувшихся евреев встречали без особой любви; по детским воспоминаниям Даниэля, она была ярко выраженной антисемитской страной. Вряд ли вас удивит тот факт, что этот маленький еврейский мальчик проявил необычайные способности к музыке. Либескинд в одном из интервью вспоминает: «Вместо пианино я играл на аккордеоне потому, что пианино родители боялись привезти в дом, боялись осуждения соседей». Впрочем, возможно, пианино не купили просто из-за того, что оно не помещалось в их маленькой квартирке, да и денег не было.

Когда Даниэлю было 11 лет, семья находилась в списке первых польских евреев, которым коммунистическое правительство Польши выдало разрешение на иммиграцию в Израиль. «Это был один из самых счастливых моментов в моей жизни, — рассказывает он. — Мы все почувствовали облегчение, какое испытываешь, освободившись от угнетения и трудностей».

Впрочем, в Израиле он прожил совсем не долго — в 13 лет он получил стипендию от Американо-израильского культурного фонда для дальнейшего обучения музыке и переехал в США. «Переезд в Нью-Йорк в 13 лет стал для меня подтверждением того, во что я верил, — вспоминает архитектор. — Здесь можно было говорить на идиш и делать все, что захочется. Это была, вне всяких сомнений, еврейская столица. Как бы то ни было, Нью-Йорк — гетерогенный город, сконцентрировавший в себе многогранное общество. И евреи в этом социуме представляют не одну, а несметное количество граней — очень изменчивое и очень интересное явление».

В 1965 году он получил американское гражданство. Тут мнения расходятся: возможно, именно тогда увлечение музыкой сменилось пристрастием к архитектуре, возможно, что несколько позже. Причины такого резкого охлаждения к деятельности, в которой он добился значительных успехов, — таинственны и самим архитектором не комментируются. Примерно в это же время в летнем лагере по изучению идиш он знакомится со своей будущей женой — Ниной Льюис. Будущая госпожа Либескинд выросла в Торонто в семье политика. Рождение и воспитание троих детей не сделало Нину домашней хозяйкой: в течение последних пятнадцати лет именно она является исполнительным директором «Студии Даниэля Либескинда».

Оставив музыку ради архитектуры, Даниэль обучался в нью-йоркской школе Cooper Union и в 1970 году получил звание архитектора. Затем он продолжил образование в Англии на факультете истории и теории архитектуры в Школе сравнительных исследований в Эссексе (Великобритания), где получил научную степень в 1972 г. Он создал немало проектов и даже получал призы на конкурсах, однако до их реализации дело не доходило — уж слишком необычной была его архитектура. Его талант и свежие идеи высоко ценились в мире профессионалов, но он считался скорее теоретиком, чем практиком в архитектуре. Его семья переезжала 18 раз, так как Либескинд преподавал и читал лекции во многих учебных заведениях.

Переломный момент в судьбе наступил уже на пятом десятке, когда его пригласили участвовать в конкурсе на лучший проект Берлинского Еврейского музея. Победа в этом конкурсе в 1989 г. сразу открыла миру его имя, именно Берлинский музей сделал его человеком, о котором каждый что-то слышал. Начиная с момента открытия этого музея каждый год можно считать годом Либескинда. Он работает не только во всех архитектурных жанрах, но и занимается сценографией и дизайном. В 2001 году он создал декорации и костюмы к постановке оперы Вагнера «Тристан и Изольда». А в 2004 году Либескинд выпустил книгу мемуаров «Breaking Ground» с подзаголовком «Приключения в архитектуре и жизни».

Не все факты биографии мастера могут иметь однозначное толкование, но это — ничто по сравнению с теми страстями, которые вызывает собственно его творчество.
Редко бывает, чтобы первую постройку архитектора признали шедевром, но именно так произошло с проектом Берлинского Еврейского музея. А ведь во время своих странствий Либескинд старательно избегал Германии, делая иной раз неимоверные круги лишь для того, чтобы не пересекать границу этого государства. После же победы в конкурсе в 1989-м он со своей семьей приехал туда и остался на целых тринадцать лет. «Я был в шоке, — признается он. — Я сомневался в том, что подобное заведение когда-нибудь вообще будет здесь построено. Но мы были там. Мы были там не только для того, чтобы представить музей, но и для того, чтобы показать городу, какую ценность представляют еврейская история и память». В визе, выданной архитектору немецким посольством, значилось: без разрешения на работу — за исключением строительства Еврейского музея. Позже он вспоминал, что, рассматривая в самолете эту запись, подумал: «Ничего не поделаешь, придется его строить».

В конкурсе участвовало почти 250 анонимных проектов, но говорят, что за проект Даниэля Либескинда жюри проголосовало единогласно. Чем же он покорил конкурсную комиссию? Во-первых, дешевизной. Кроме того, был еще целый ряд жестких технических условий, потому что Еврейский музей планировался как филиал краеведческого музея Западного Берлина, здание которого является памятником архитектуры ХVIII века. Нужно было соединить новое здание с основным так, чтобы не исказить внешний вид великолепного дворца эпохи барокко.

ИзменитьУбрать
(0)

Либескинд решил эту задачу просто и элегантно: сделал между обоими зданиями невидимый снаружи подземный переход, который наполнил архитектурными чудесами. В подземном этаже он создал особый мир, проложив три дороги, которые символизируют основные исторические пути еврейского народа. Одна из дорог ведет в Башню Холокоста, где сугубо архитектурными приемами рассказывается о величайшей трагедии еврейского народа. Вторая дорога приводит в поэтический Сад Изгнания: здесь человек теряет ориентацию в пространстве, подобно эмигранту, лишенному ориентиров в новой непривычной жизни, — здесь языком символов и архитектурных аллегорий повествуется о судьбе народа, лишенного родины. Третья дорога — дорога продолжения, дорога жизни. Она создает иллюзию невероятно длинного пути, символизирующего несколько тысяч лет истории еврейского народа, и ведет к крутой и опасной (только на вид) главной лестнице, без слов дающей представление о его трудной судьбе.

ИзменитьУбрать
(0)

Здание должно было создавать удобный интерьер для музейных экспонатов и быть недорогим — он делает здание в плане зигзагообразным. В этом зигзаге журналисты сразу усмотрели сломанную звезду Давида — одновременно и символ еврейской темы музея, и символ трагической еврейской судьбы. У других необычный план здания вызывал образ упрямого потока, который вынужден обходить непреодолимые препятствия, иногда даже поворачивать назад, но, тем не менее, продолжать свой путь — подобно еврейскому народу. Сад из падающих бетонных колонн, наклонные стены и пандусы, открытый бетон там, где другие ожидали бы увидеть паркет и банкетки, — вот составляющие предложенной Либескиндом формы.

ИзменитьУбрать
(0)

Музей еще не был открыт, а желающие увидеть сооружение записывались в очередь, и экскурсоводы с необыкновенным энтузиазмом водили их по пустым коридорам, подробно рассказывая биографию его творца. Благоговейно внемлющим посетителям подробно раскрывали метафоры сложносочиненной формы — «наклонный пол символизирует евреев в изгнании, нео-штукатуренный бетон — концлагеря»; а в «саду Эрнста Теодора Амадея Гофмана» 49 массивных колонн с оливковыми деревьями на вершинах — потому, что государство Израиль было образовано в 1948 году, плюс одна колонна германская. Нечасто обычным гражданам читают серьезные лекции об архитектуре, тем более, когда подобные сооружения, похожие на абстрактную скульптуру из нержавеющего металла, возбуждают столько эмоций.

ИзменитьУбрать
(0)

Некоторые авторы считают, что интерьеры нового музея скорее напоминают не об изгнании, а об ужасах многоэтажных автопарковок, и это ощущение только усиливается за счет соседства с барочным зданием бывшего Берлинского Музея. Справедливости ради стоит сказать, что не менее активная полемика была вызвана и самой музейной коллекцией, но это тема отдельного разговора и не имеет непосредственного отношения к Даниэлю Либескинду. Впрочем, несмотря на критику, журналисты назвали здание Еврейского музея последним архитектурным чудом ХХ века и первым музейным шедевром века следующего.

ИзменитьУбрать
(0)

Поскольку строительство Еврейского музея длилось долго, Либескинд успел между делом построить в Оснабрюке музей Феликса Нусбаума — выдающегося немецкого художника, погибшего в Освенциме. Это небольшое здание несет в себе все основные черты стиля Либескинда и является символом творчества, трагедии, памяти. После этого по его проектам было построено еще несколько зданий, каждое из которых стало событием в архитектуре. Впрочем, Берлин отклонил его проект, связанный с застройкой Потсдамер-плац — пустыря, оказавшегося в самом центре столицы после сноса Берлинской стены.

Единственный пока театральный проект Либескинда — декорации и костюмы к постановке оперы Вагнера «Тристан и Изольда», осуществленной Государственным оперным театром Саарбрюкена в 2001 году. Мало того, что тут речь идет об одиозном для евреев Вагнере, так еще и о театре, построенном в нацистские времена, да вдобавок подаренном городу Гитлером! Так что художнику пришлось учитывать особенности архитектуры «большого имперского стиля», которую он сам называет ужасной, уродливой. Как же архитектор-еврей решился на подобный проект? «Я не люблю Вагнера как личность, — пишет Либескинд. — Я не люблю все злое, что им написано. Но «Тристан и Изольда», история великой любви, так далека от его идеологических установок... Это антиномия Любви и Смерти, Света и Тьмы». Таким образом художник решил сражаться против Вагнера с помощью... самого Вагнера.

ИзменитьУбрать
(0)

Право воссоздать Ground Zero (разрушенное здание Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке), безусловно, было бы замечательным достижением для любого архитектора, чем-то вроде присуждения Нобелевской премии, однако для человека, изначально даже не приглашенного участвовать в конкурсе, трудно представить что-либо почетнее этой победы. Борьба между архитектурными фирмами была долгой и жесткой. В финал вышли две — студия Либескинда и «THINK», причем проект последней, по слухам, пользовался поддержкой самого президента Буша. Однако губернатор штата Нью-Йорк Патаки и мэр города Блумберг отдали предпочтение проекту Либескинда, что объясняют его относительной дешевизной (около 330 миллионов долларов) и готовностью архитектора учесть замечания и предложения.

ИзменитьУбрать
(0)

Когда работа над проектом только начиналась, ньюйоркцы делились на тех, кто хотел, чтобы котлован, где стояли башни-близнецы, оставался незастроенным, и на тех, кто выступал за полную застройку всего участка. Тем не менее, после встреч архитектора с уцелевшими участниками тех событий, общественными группами и заинтересованными кругами его проект вызвал общественный резонанс. «Впервые за долгое время люди осознали, что архитектура и дизайн являются гражданским искусством», — убежден Либескинд. Тот, кого называют архитектором-деконструктивистом, попытался сделать невозможное — соединить в своем проекте оба желания, как он сам говорит, соединить реквием и гимн, прошлое и будущее, смерть и жизнь.

На участке, величиной в 16 футбольных полей, будут построены по кругу пять башен и культурные центры. В них будут предусмотрены помещения для контор и предпринимателей, хотя и не в таком количестве, как это было прежде. Зато здесь будет много залов для проведения выставок, конгрессов, для свободного времяпрепровождения. В ансамбле предусмотрено создать несколько садов: мемориальный Парк Героев, Сад Света, который развернут к солнцу так, чтобы ежегодно в утро памятного дня 11 сентября в нем не было тени, а также Сады Мира в стоящей с легким наклоном узкой стеклянной башне-игле, потому что для Даниэля Либескинда сад — это символ жизни. Сама башня будет перекликаться с силуэтом статуи Свободы — главного символа Америки. Архитектурный ансамбль, который будет создан в Нью-Йорке, должен, по мнению его автора, стать символом оптимизма и жизнестойкости города. Он собрал здесь все возможные средства увековечения памяти: и парк, и руины, и монумент разрушающегося здания, и обелиск вертикального сада, и мост над бездной смерти.

Для европейских мемориальных традиций это довольно странно, таких мемориалов в мире еще не было. Это пространство, в котором на вас падают стены, потолки, косые окна зияют трещинами, взгляд улетает в хаотические дыры, пронзающие здание на всю высоту. При этом найден какой-то новый регистр звучания темы, который аккумулирует огромную энергию переживания и превозмогания трагедии.

Нельзя сказать, что у очередного чуда Либескинда нет критиков или достойных оппонентов. Его мемориал называют поминками на дискотеке, впрочем, признавая, что для тех, кто живет в ритме этой музыки, — это самый сильный способ заставить пережить и трагедию, и триумф. Называют и колоссальным аттракционом — кому не захочется увидеть шестисотметровый сад-небоскреб?
Согласно альтернативному проекту «THINK», предполагалось возвести на этом месте «Всемирный культурный центр» — две ажурные башни-призраки, высотой более 500 метров. В низу их должны были располагаться библиотека, музей и другие культурные заведения, а офисы должны были бы располагаться по периметру комплекса.

Хотя и критики, и общество дизайн Либескинда приняли с восторгом (92 процента положительных мнений), эмоциональная насыщенность проекта некоторых удивила. Так, «New York Times» в одной из передовиц выразила обеспокоенность по поводу перенасыщения места иконами памяти и смысла, а «Times of London» поместила статью, утверждавшую, что дизайн Либескинда «в некоторых местах вторгается на территорию тематического парка».

«Меня очень оскорбляло, когда кто-либо говорил, что моя башня, высотой в 1776 футов (высота башни выбрана неслучайно — 4 июля 1776 года была подписана американская Декларация независимости), является результативным числом безвкусной массовой продукции. Это то же самое, что отнести в разряд китча День независимо-сти, — говорит автор. — Эти числа не метафоры, они — реальность. Это не просто пустые символы, а основа реальности, в которой живем мы с вами».

Казалось бы, после получения такого заказа, как застройка «Граунд Зеро», архитектор не должен заниматься ничем, кроме него. Но эти ограничения не для Либескинда. Параллельно с разработкой деталей самого главного в его жизни проекта архитектор работает над новыми заказами для Денвера, Торонто, Берна, Тель-Авива и Гонконга. Он полон новыми идеями и оригинальными замыслами. И, кто знает, может быть, самый главный проект Даниэля Либескинда — еще впереди.

————————--

«Я занялся архитектурой, потому что в этом искусстве, как мне казалось, скомбинировано многое, чем я интересуюсь. Частью архитектуры является, например, музыка: звук, ритм, темп, акустика, чувство баланса. Чертежи и рисунки составляют артистичную сторону зодчества. А физика, математика, конструктивность и технология — научную». (Д. Либескинд)

Либескинд имеет почетную докторскую степень в берлинском университете Гумбольдта (1997), колледже искусств и гуманитарных наук Эссекского университета (1999), университете Эдинбурга, Чикагском университете DePaul (2002) и университете Торонто (2004). В настоящее время он является профессором Йельского и Пенсильванского университетов, а также Университета дизайна в Карлсруэ (Германия), Берлинской академии искусств и Европейской академии искусств и литературы.

Архитектурному бюро Либескинда принадлежат следующие проекты: Музей Феликса Нусбаума в Оснабрюке, Германия (1998); Музей Истории Евреев, Берлин, Германия (2001); Императорский Военный музей в Манчестере, Великобритания (2002); частная мастерская и галерея Вейл на Майорке, Испания. (2003); Graduate Student Centre at the London Metropolitan University, Великобритания (2004); Danish Jewish Museum, Копенгаген, Дания (2004); Tangent — офисное здание Hyundai Development Corporation, Сеул, Корея (2005); проект реконструкции World Trade Center, Нью-Йорк, США; новый корпус «Спираль» для лондонского Музея Виктории & Альберта; здание Дрезденской оперы, Германия; Концертный зал Бременской филармонии, Еврейский музей в Сан-Франциско, JVC университет в Гвадалахаре, Дворец съездов им. Маурица Воля университета Бар Илан в Тель-Авиве, Медиацентр в Гонконге, Extension to the Denver Art Museum The Eye and the Wing, США 2000-2006, Grand Canal Performing Arts Centre and Galleria, Дублин, Ирландия, 2004-2008.

Либескинд является лауреатом многих престижных премий: Американской академии искусств и литературы и Берлинской культурной премии (1996); обладателем Немецкой архитектурной премии (1999) за создание Еврейского музея в Берлине, медали Гете (2000), приза Хиросимы в области искусства (2001). В 1997 году он получил почетную степень доктора наук Берлинского университета Гумбольдта, а в 1999 г. — Колледжа искусств и гуманитарных наук Эссекского университета. В 2004 г. Либескинд был выбран первым послом по вопросам культуры и архитектуры в программе государственного департамента США «Культурная инициатива». Его работы, экспонировавшиеся на выставках ведущих музеев и галерей мира, стали предметом целого ряда публикаций на разных языках.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №62 > От реквиема к гимну — музыка Даниэля Либескинда
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 06:35:51
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет