БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №63 > Вездесущий жанр
В номере №63

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+9
Интересно, хорошо написано

Вездесущий жанр
Людмила КЛИГМАН

Согласно энциклопедии журналистика — это деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печати, радио, телевидения и пр.). Все мы, читатели, слушатели, зрители, так или иначе, знакомы с властью прессы. Какими только эпитетами ее не награждают — «желтая», влиятельная, бульварная, ангажированная, продажная...

Научить быть журналистом, по большому счету, нельзя. Для этого должно быть что-то внутри. В американском спорте есть такое понятие: «натуральный спортсмен» — прирожденный игрок. Человек просто таким родился, у него это есть. Это как абсолютный слух.

Представим себе некий собирательный образ журналиста — человека коммуникабельного, активного, легкого на подъем, пронырливого, хваткого, зачастую поверхностного, готового на все в погоне за сенсацией, неравнодушного к большим гонорарам... Как все стереотипы, этот образ не может считаться правдивым, хотя и сложился не на пустом месте. Кстати, о стереотипах — вспомним, каковы бытующие представления о еврее. Это такой вездесущий субъект, предприимчивый, хитрый, «непотопляемый», разговорчивый, острый на язык... Как видите, в двух этих стереотипах многое совпадает. Итак, евреи просто созданы для журналистского ремесла!

Конечно, можно спорить об истинности стереотипов, но бесспорно, что исторические факторы немало сказались на еврейском характере. Коммуникабельность выработалась у нас в странствиях, гибкость — под давлением внешнего пресса (не приспособишься — не выживешь), и даже склонность всюду сунуть свой нос, во всем «дойти до самой сути», умение находить в мелочах глубокий смысл, уходит корнями в еврейскую галахическую схоластику и многовековую привычку к изучению Торы. Так что кажущаяся легковесность базируется на серьезной основе. Запреты на профессии и невозможность зачастую заняться практическим делом, научили «делать деньги из воздуха», торговать информацией. Любое посредничество — издавна еврейское занятие, а что же такое журналистика, как не своего рода посредничество при передаче и разъяснении информации? Хозяин «Нью-Йорк Таймс» Артур Сульцбергер сказал: «Мы, журналисты, говорим публике, куда прыгнула кошка. Дальше публика уже сама занимается кошкой».

До сих пор в разных странах спорят, где появилась первая печатная газета. Известно, что в 1609 г. в Германии стали издавать «Avisso Relation, oder Zeitung», а в 1622 г. в Англии появился еженедельник «Weekly News». Первой еврейской газетой считается издававшаяся с 1675 г. в Нидерландах «Газета де Амстердам», которую около 15 лет выпускал на языке испанских евреев печатник Давид де Кастро Тартас (подробнее об истории еврейской прессы см. «МT» №22). Как видим, евреи и в этом не отстали от прогресса.

Судьба еврейских изданий была такой же суровой и переменчивой, как и судьба самого народа. Их постоянно закрывали, запрещали, а то и сжигали вместе со всеми сотрудниками (как в Германии после прихода к власти национал-социалистов). Поэтому евреи, склонность которых к журналистике была неистребима, с неизменным успехом работали и в нееврейских изданиях, зачастую скрываясь под псевдонимами.

Вклад некоторых из них в историю печати невозможно переоценить. Достаточно назвать хотя бы Исраэля Бер Иошафата Ройтера, прославившегося как барон Пауль Юлиус фон Рейтер (см. «МТ» №№ 48-49), основателя всемирно известного английского телеграфного агентства, которое до сих пор остается одним из самых авторитетных источников информации. Самая престижная американская премия для журналистов, писателей и драматургов носит имя Джозефа Пулитцера, реформатора газетного дела, отца современного американского искусства репортажа. Его фраза «Никогда не печатай в газете того, чего не может понять твоя служанка», — повернула журналистику «лицом к народу».

Эта установка до сих пор работает. Журналистика следует за вкусами «народа», желающего «хлеба и зрелищ», и часто не поднимается выше уровня той же служанки. Отсюда успех многочисленных таблоидов, заботящихся о том, чтобы всем все было понятно и чтобы читатель ни в коем случае не переутомился и не заскучал. Первое правило журналистики состоит в том, чтобы не спорить с предрассудками читателя, а опираться на них. Бульварная газета, как и ее недалекий читатель, радуется чужим неприятностям, смакует сплетни; ведь одно известие о громком судебном процессе, разводе знаменитостей или жестоком преступлении зачастую вызывает больший интерес, чем целый поток позитивной информации.

Даже Антон Павлович Чехов побаивался одесских репортеров. Они были известны своей бесцеремонностью и вездесущим нахальством. Разумеется, среди них было много «писак», гнавшихся за «жареными» фактами, а среди них — немало евреев. Но и в приличных изданиях еврейские фамилии не редкость. Перелистывая сохранившиеся экземпляры старых одесских журналов «Мельпомена» и «Фигаро», в списке авторов я нашла не одну такую фамилию (а если еще учесть псевдонимы...): Н. Топуз, Гр. Моргулис, Семен Кессельман, Незнакомец (Б. Флит), иллюстраторы Израиль Мексин, Семен Зальцер...

ИзменитьУбрать
Г. Стерн
(0)

Власть СМИ в современном мире практически безгранична. В Америке, например, «самым влиятельным журналистом самой влиятельной в мире газеты «Нью-Йорк таймс» считается Томас Фридман. Говорят, что каждый американский президент первым делом читает по утрам его материалы. Еще один еврей — Говард Стерн — одна из самых популярных и скандальных фигур в мире масс-медиа США. Его радиопрограмма занимает первые места в мировых рейтингах.

Когда-то считалось, что напечатать «утку» (недостоверную или заведомо ложную информацию) — вполне приемлемое средство для увеличения тиража, читателям нравятся газетные скандалы. Затем, когда роль прессы в жизни общества возросла, ответственность «четвертой власти» тоже увеличилась. Судебное преследование за публикацию ложной информации стало нормой, не говоря уже о непоправимом ущербе для репутации издания и автора. Но, кроме прямой лжи, существует полуправда, достигаемая специальным подбором фактов и тенденциозной подачей.

Таким образом, даже используя правдивую информацию, можно извратить действительные события и оболгать человека, организацию или целую страну. Кому это может быть нужно? Не секрет, что практически не существует независимой прессы: все, так или иначе, зависимы — от тиражей и рекламодателей, от определенных властных структур или политических сил. Пресса — мощное оружие, и оно стоит денег. Правда, Альбер Камю говорил, что свободная печать бывает хорошей или плохой — но несвободная печать бывает только плохой. Остается лишь развести руками, выводы о качестве современной прессы читатель может сделать сам.

Кроме материальной зависимости, на прессу влияет сама общественная жизнь. Поэтому и еврейская периодика, выходившая на разных языках, бывала разного толка — религиозного, сионистского, ассимиляторского, социалистического. В сионистском движении пресса играла одну из главенствующих ролей. Талантливыми журналистами были Теодор Герцль, Зеев Жаботинский, Ахад hа-Ам...

ИзменитьУбрать
А. Гербер
(0)

Особая тема для евреев-журналистов — Холокост. Известный российский журналист Алла Гербер, пишущая о проблемах современного российского общества, при этом входит в число организаторов Российского антифашистского центра и возглавляет фонд «Холокост». Широко известны ее публицистические выступления против антисемитизма и фашизма. Вообще в современной журналистике евреи часто берут на себя правозащитные функции. Вот только несколько имен — Раиса Лерт, сотрудничавшая еще в самиздате, автор статей и эссе демократической направленности («Трактат о прелестях кнута» и др.).

ИзменитьУбрать
Е. Альбац
(0)

Евгения Альбац — бывший обозреватель «Московских новостей» и «Известий», сейчас независимый политический журналист, — пишет резко и нелицеприятно («любимые» темы — КГБ, «еврейский вопрос»). Александр Минкин из «Московского комсомольца» дважды становился «Журналистом года», он автор репортажей из «горячих точек» и статей об антисемитизме.

ИзменитьУбрать
Д. Пинскер
(0)

Вообще политика — одна из излюбленных тем наших журналистов. В любой стране, при любом режиме нетрудно отыскать еврейских публицистов, вносящих свою лепту в политическую пропаганду. Спектр их мнений и позиций необыкновенно широк. Интересно почитать современных журналистов-политологов, например, Сеймура Герша, лауреата Пулитцеровской премии, обозревателя «Нью-Йорк Таймс», автора книги об американской внешней политике и ядерном вооружении Израиля «Выбор Самсона»; россиянина Дмитрия Пинскера, который был постоянным автором журнала «Итоги», «Еженедельного журнала», работал на радиостанции «Эхо Москвы». (К сожалению, статьи Пинскера теперь можно найти только в архиве: журналист умер в 2002 г.)

ИзменитьУбрать
А. Окс
(0)

Евреи активно участвуют в общественной жизни стран, куда забросила их судьба. Многие из них достигли не только известности, но и ключевых постов в области печати и информации. Самый влиятельный редактор в истории американской журналистики — Адольф Окс, родившийся в семье иммигрантов, начинал типографским рабочим и офисным клерком. Приобретя в 1896 г. «Нью-Йорк Таймс», находившуюся в то время на грани банкротства, Окс понизил цену за номер до 1 цента, чтобы сравняться в этом с более популярными конкурентами — газетами «World» или «Journal», и выиграл: за 5 лет тираж газеты увеличился с 9 тыс. экземпляров до 780.

ИзменитьУбрать
И. Лесневская
(0)

Еще один пример настойчивости и предприимчивости — успех Ирены Лесневской, основателя и президента первой независимой российской телекомпании REN TV. В августе 1991 г., в дни путча, она ушла с Центрального телевидения и вместе с сыном Дмитрием учредила REN TV. Лесневская заложила свою квартиру и начала делать то, что никто до нее делать на постсоветском телевидении не сообразил — астрологический прогноз. Успех пришел сразу — вместе с рейтингом.

Еврейская пресса присутствует не только в Штатах и просвещенной Европе, но и в таких экзотических местах, как Мексика, Уругвай или Новая Зеландия. Журналисты-евреи, будь то известные публицисты или простые репортеры, регулярно подвергаются нападкам: их обвиняют в сионистской пропаганде, предательстве национальных интересов, говорят, что не их дело совать свой длинный нос в дела страны проживания, советуют «валить в Израиль» — но и последнее не спасает. Израильские журналисты тоже всегда виноваты — хотя бы в «необъективном освещении» арабо-израильского конфликта.

Однако все это не делает журналистское ремесло менее привлекательным, потому что еще одна национальная черта евреев, которая уже приносила им много неприятностей, — желание переделать мир к лучшему.

——————--
Если вы увидите, как сотни тысяч нормальных людей пытаются выбраться откуда-то, а кучка психов лезет им навстречу, знайте: это репортеры.
Г.Р. Никербокер

Журналистика — искусство превращения врагов в деньги.
Крейг Браун

Журналистика — это когда сообщают: «Лорд Джон умер», — людям, которые никогда и не знали, что лорд Джон жил.
Г.Честертон

Радио никогда не заменит газету, потому что им нельзя прихлопнуть муху.
Уинстон Черчилль

Окно в мир можно закрыть газетой.
С.Е.Лец

Журналистика есть организованное злословие.
Оскар Уайльд

Не дай нам Б-г дожить до того дня, когда все будет так плохо, как об этом пишут газеты.
У.Роджерс


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №63 > Вездесущий жанр
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 12:04:20
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia