9 декабря 2005 г. популярное одесское книжное издательство «Optimum» отметило свой первый круглый юбилей — 10-летие.
Так и должно быть. Ничего лишнего. Как в старом и добром и неспешном позапрошлом веке, о котором они издали столько книжек. Просто, без понтов, тепло и по-домашнему. Подвальчик в тихом центре. Книжные полки. Столы письменные. Стулья. Разумеется, книги — в изрядном количестве. Ну, компьютер — без этого теперь куда. Да никуда. Разве что в баню или в мир иной. Вот и весь инвентарь, весь инструментарий. Что еще? Скромный, но весьма действенный запас хлебобулочных, колбасных, а, ежели очень надо, то и ликероводочных изделий для страждущих авторов — поэтам надо наливать, прозаики напьются сами.
Из роскоши — только рыжий кот, вальяжный такой котяра, символизирующий много чего. Собственно, не кот, а Кот — уважительно, с прописной буквы. Нет, бери выше — Котов. Василий Васильевич. Тот, что в выходных данных всякой книжки значится как «технический редактор В.В. Котов».
В этом мягком приколе лично я усматриваю нечто стратегическое, предопределяющее линию поведения издательства «Оптимум» в лице коллег В.В. Котова. Их немного. Дело не в том, что хороших людей и зверей не бывает много. Но, как правило, их не бывает много на одном и том же пятачке жизненного пространства. Хорошие существа обычно сильно распылены, наподобие межгалактических туманностей. А тут триада гуртом.
Они все такие созвучные и разные. Борис Эйдельман называется громко — директор, Александр Таубеншлак — не менее звучно: главный редактор. В.В. Котов мог бы быть сразу
утвержден главным художественным редактором, но тогда бы его лишили перспективы, а так у него, надо полагать, обнаруживается стремление к росту. Творческому, естественно.
Вот так и должно быть, повторяюсь. Свое дело надо делать весело, без натуги и надувания щек, играючи. Нет, можно, конечно, задекорироваться, как нынче говорят, зашифроваться, назначить главного по рогам и генерального по копытам — в двуспальных апартаментах с видом на море и обратно. Но, как по мне, лучше вот этак. Заходишь, будто в гости к приятелю или давнишнему соседу по лестничной клетке. Говоришь прямиком, без обиняков: «А не замахнуться ли нам, понимаете, на Вильяма нашего, на Шекспира». И тебе отвечают что-нибудь вроде того, что, мол, на Вильяма — это не наш профиль, а на Александра, понимаете, на Сергеича нашего — можете запросто попробовать. Тем паче — на Исаака нашего, на Эммануиловича, который-то уж точно с нашим профилем.
Качество предоставленных автором текстов ему, разумеется, не гарантируется (не все коту масленица), зато качественное, недорогое и в срок исполнение — голову наотрез. Четыреста книг за десять лет — это, согласитесь, не кот начхал, точнее не Котов, который, сами понимаете, Василий Васильевич.
У Бориса Эйдельмана еще и свои «три кита», идеологических, имеются. Первый — по возможности издание качественных текстов. Второй — опять-таки, по возможности дешевизна печатных изданий. Третий — почти безоговорочно выпуск книг об Одессе и одесских авторов, впрочем, и одесситов, обитающих в иных городах и весях, каковое обитание — давным-давно обыденное дело. Декларации эти, надо признать, по возможности же, но успешно реализуются. Здесь хочу сослаться на авторитет известного литературоведа профессора М.Г. Соколянского: «Я бы сказал, что за десять лет издательство обрело свое лицо, и произошло это потому, что в его продукции основное место заняли книги достойные». В их числе Марк Георгиевич отмечает сборник произведений Исаака Бабеля об Одессе, катаевский «Вертер» с отличным комментарием Сергея Лущика, антологию «Где обрывается Россия» — о «смутном времени», двухтомник Вениамина Бабаджана, произведения Владимира Жаботинского, регионально-историческую серию «Одессика» и др.
Можно без тени иронии констатировать, что никогда мы не имели издательства, выпустившего так много книг по истории города, причем недорогих, общедоступных, да еще и столь стремительно. В так называемой «малой белой серии», как бы имитирующей дешевые издания Павленко и Сытина, на сегодняшний день вышло около сорока книг. Авторы: от Ильи Ильфа, Александра Де Рибаса и Семена Юшкевича до Андрея Добролюбского, Александра Третьяка, Михаила Пойзнера, Ростислава Александрова. Параллельно развернулось издание «большой белой серии», уже распечатавшей второй десяток книг. Здесь примечательны републикации текстов Лазаря Кармена, Сергея Уточкина, Леонида Утесова, повесть Георгия Островского о Вере Холодной и др.
Помимо регионально-исторической, «Оптимум» издает много художественной, научно-учебной, справочной литературы и книг для детей. Кстати говоря, серия детских изданий недавно отмечена почетным дипломом Всеукраинского книжного фестиваля во Львове. «Оптимум» получал престижные награды на любой вкус, включая почетную грамоту Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины, дипломы книжной ярмарки «Зеленая волна» в номинациях «Возвращенные имена», «За бескорыстную любовь к Одессе», «Память» и т.д.
В «оптимистическом подвальчике» на Дворянской всю дорогу что-то придумывается, сочиняется, заваривается, бродит, бурлит. Сегодня — проект «Сказки народов Одессы», завтра — «101 вопрос об Одессе», послезавтра — обновленный русскоязычный вариант знаменитой монографии Патрисии Херлихи «Одесса: 1794-1914» и др. Сюда на рюмку чая может заглянуть университетский профессор и маститый писатель, краевед и короед, поэт и искусствовед, старожил и библиофил, начинающий автор и зубы проевший журналюга. «Три кита» всем рады, на берег покуда не выбрасываются, а, напротив, выводят многочисленных своих подопечных, так сказать, на чистую воду, где семь футов под килем.
Проходя мимо «Оптимума», я не прохожу мимо. Хочется непременно зайти и согреться приветливыми улыбками Бори Эйдельмана и Саши Таубеншлака, хитро-мудрым равнодушием с достоинством возлежащего где-нибудь на книжной полке В.В. Котова. Хочется видеть и слышать этих подвижников, у которых нет за душой ничего, кроме совести и любви. Хочется приносить сюда тексты и устанавливать их на незыблемой тверди земной.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
20.03.2006 14:53
Когда наливают - и не то напишешь. Трезвым лучше обхлдить это издательство за три версты.
20.03.2006 16:52
Ну, не все так плохо. Подборка книг, выпущенных "Оптимумом", впечатляет. Да и оформлени стало получше. Ну, и с низкими ценами, разве что "Студия Негоциант" может конкурировать. Но вот, корректор, кот Василий, видать, на всяких умных справочниках даже не леживал. Мало того, что иногда по несколько опечаток на страницу, так иногда такие досадные попадаются, как, например, в "Самсоне Назорее" - вместо "ножн" "ножницы". Представляете, какой облом при чтении!
08.10.2008 08:32
Хорошее издательство Optimum! Я когда в Одессе бываю, всегда их книги покупаю. Таких интересных книг по истории Одессы больше нигде не найти.
08.10.2008 16:39
Хорошее издательство Optimum! Я когда в Одессе бываю, всегда их
книги покупаю. Таких интересных книг по истории Одессы больше нигде
не найти.
В этом виновно не издательство, а авторы - они как раз молодцы, интересно пишут.
13.10.2008 11:17
корректор, кот Василий, видать, на всяких умных справочниках даже
не леживал. Мало того, что иногда по несколько опечаток на
страницу, так иногда такие досадные попадаются, как, например, в
"Самсоне Назорее" - вместо "ножн" "ножницы". Представляете, какой
облом при чтении!
Ой, а где это, кто издал-то? Ножницы - это жестоко.
:)
17.05.2010 11:56
"Оптимум" - один из типичных лоходромов, образовавшихся после крушения настоящих издательств Одессы в 1994 году. Главный редактор "Оптимума" Таубенлак и его соратник Эйдельман за сто долларов способны гадить на брудершафт у входа в Оперный театр.
17.05.2010 18:35
"Оптимум" - один из типичных лоходромов, образовавшихся после
крушения настоящих издательств Одессы в 1994 году. Главный редактор
"Оптимума" Таубенлак и его соратник Эйдельман за сто долларов
способны гадить на брудершафт у входа в Оперный театр.