БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №66 > На шине через море, или «Веселые ребята»
В номере №66

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

На шине через море, или «Веселые ребята»
Матвей ГЕЙЗЕР

Хочу рассказать всего об одном этапе жизни Утесова, когда советская эстрада только начиналась и когда снималась первая музыкальная комедия...

Однажды в декабре 1933 года, после очередного спектакля утесовского джаза «Музыкальный магазин», в гримерную к Утесову зашел Б.З. Шумяцкий, тогдашний руководитель всей советской кинематографии, и сказал: «А знаете, из этого можно сделать музыкальную кинокомедию. За рубежом этот жанр давно уже существует и пользуется успехом. А у нас его еще нет». В тот же вечер начались переговоры, приведшие, в конце концов, к созданию фильма «Веселые ребята». Шумяцкий легко согласился со всеми предложениями Утесова, кроме одного — пригласить в качестве композитора фильма Исаака Дунаевского (Шумяцкий считал Дунаевского композитором «непролетарским»). Но в те годы начальство еще шло на компромиссы: «Берите своего Дунаевского, — сказал, наконец, Шумяцкий, — но режиссера фильма дам я». И предложил ученика Эйзенштейна — Григория Александрова, только что вернувшегося из Америки.

ИзменитьУбрать
(0)

Так как создаваемая кинокомедия родилась из «Музыкального магазина» (тот же авторский коллектив), то и главным героем ее оставался Костя Потехин. Правда, из крестьянина-единоличника он превратился в фильме в колхозного пастуха. (Дань времени или любимая профессия «отца народов»? Через несколько лет появится фильм «Свинарка и пастух».) В 1934 году, когда вопросы идеологии вышли на первый план в государственном масштабе, когда в печати появились письма-обращения деятелей культуры, типа: «Мы с вами, рабочие Австрии!», под которыми подписывались Немирович-Данченко, Мейерхольд, Книппер-Чехова, взяться за создание «безыдейной» музыкальной комедии было затеей авантюрной. Выход нашли — воплотить идею через тексты песен. Как вспоминает Г. Александров, «газета “Комсомольская правда”, активно помогавшая нам.., объявила конкурс на тексты песен. Множество поэтов, среди которых были и известные, представили слова для “Марша веселых ребят”... Одни из них томно и скучно писали про любовь, другие, в погоне за комедийностью, сочиняли, например, такие слова для припева:

Так будь здорова,
гражданка корова,
Счастливый путь,
уважаемый бугай!»

Утесов, вспоминая эту «поэтическую эпопею», писал: «...пришло время съемок, и ничего не оставалось, как пройти в первой панораме под “Марш веселых ребят” и, скрепя сердце, пропеть такие безликие слова:

Ах, горы, горы, высокие горы,
Вчера туман был и в сердце тоска...

И так еще несколько куплетов, которые теперь я даже уже и не помню. Но конец припева запомнился мне на всю мою долгую жизнь. Обращаясь к стаду, я пел:

А ну, давай, поднимай выше ноги,
А ну, давай, не задерживай, бугай!

Несмотря на то, что я изображал пастуха, этот литературный бугай был мне антипатичен».

ИзменитьУбрать
(0)

Но не только этот бугай был антипатичен Утесову, не устраивали его и все тексты песен уже почти отснятого фильма. Вернувшись в Москву после натурных съемок в Гаграх, Утесов встретился с В. Лебедевым-Кумачом и тайно попросил его написать стихи, которые соответствовали бы характеру Кости Потехина. И тот написал ставшие знаменитыми слова «Марша веселых ребят». Песне этой суждено было стать символом своего времени.

Удивляет попытка режиссера Г. Александрова «обновить» фильм «Веселые ребята» в конце 50-х годов. «Обновление» это состояло лишь в том, что фильм (не только без согласия, но и без ведома Утесова) был «частично» переозвучен — песни Кости Потехина вместо Утесова в нем исполнял «дублер». Вернуть фильм в первозданное состояние решительно и безоговорочно потребовали зрители — и добились своего. Об этом мне рассказывал И.С. Козловский.

Сразу после выхода на экран успех фильма превзошел все ожидания. Правительственный просмотр состоялся в доме Максима Горького. «Веселые ребята» получили высокую оценку сильных мира сего, а уж о его успехе у массового зрителя и говорить не приходится. Ошеломляющим был триумф фильма на Западе. До «Веселых ребят» американцы знали только Россию Достоевского. Теперь они увидели большие перемены в психологии людей. «Люди смеются (за рубежом фильм демонстрировался под названием «Москва смеется». — М.Г.). Это — большая победа. Это агитирует больше, чем доказательства стрельбой и речами», — писал Чаплин. Фильм получил премию на кинофестивале в Венеции. Во время премьеры фильма в Москве Утесов оказался в Ленинграде. «Получив “Правду” и “Известия”, я с интересом стал читать большие статьи, посвященные “Веселым ребятам”, и не мог не удивиться. В обеих статьях были указаны фамилии режиссера, сценаристов, поэта, композитора, всех исполнителей даже второстепенных ролей, и не было только одной фамилии — моей. Будь это только в одной газете, я бы счел это опечаткой, недосмотром редактора, но в двух, и центральных, — это не могло быть случайностью...»

Это действительно не было случайностью. Вскоре на праздновании пятнадцатилетия советского кино отмечали заслуги создателей «Веселых ребят». «Призы» распределились следующим образом: Г.В. Александрову вручили орден Красной Звезды, Л.П. Орлова была удостоена звания заслуженной артистки, а Л.О. Утесов получил... фотоаппарат.

ИзменитьУбрать
(0)

Подобных примеров можно привести еще немало (вспомним, что звание народного артиста СССР Утесову присвоили лишь в 70 лет — и это при таком всенародном признании!), и они выстраиваются в планомерную, хорошо организованную травлю. Было ли это связано с национальностью Утесова или с его настойчивым обращением к идеологически «чуждому» искусству (джазу) — сейчас ответить трудно. В какой-то мере объяснение этому можно найти в воспоминаниях Аркадия Райкина: «Хорошо помню свой давний разговор с одним из руководителей искусства... Он, будучи в весьма миролюбивом настроении, попросил меня объяснить, что такое эстрада и с чем ее едят... Услышав имя Утесова, он неожиданно побагровел и ударил по столу кулаком:

— Об этом проходимце ты мне ни слова не говори!

Разумеется, я выразил удивление, почему вдруг любимец народа вызывает у него такую ярость. То, что он мне ответил, было за такой гранью здравого смысла, что я бы и не поверил, если бы не услышал своими ушами:

— Утесов хотел на шине Черное море переплыть, удрать в Турцию.

Я сначала даже не нашелся, что сказать. Но передо мной вроде бы не сумасшедший сидел. Во всяком случае, человек при должности, и не маленькой». После убедительного возражения Райкина его собеседник сказал:

— Ты правду говоришь? Если это правда, мы пересмотрим к нему свое отношение.

ИзменитьУбрать
(0)

Впрочем, «грустная история с «Веселыми ребятами» этим не ограничилась, Утесову еще «повезло». Инициатор фильма Б.З. Шумяцкий, оператор фильма В.С. Нильсен были расстреляны в 1938 году, автор сценария Н.Р. Эрдман немало лет провел в местах более чем отдаленных... А фильм «Веселые ребята», так же, как его главный герой, жив и будет жить еще долго. Быть может, самое точное объяснение этому феномену дал Алексей Симонов: «Как этому человеку удалось сохраниться? Как его до сих пор не разоблачили, не скинули с пьедестала, не возвели на пьедестал и не надели тернового венца? Чудо, да и только. А ведь он спел столько песен, что их хватило бы целому народу для памяти о целой эпохе. Наверное, дело в том, что он никогда не был непререкаемо монументален. Наоборот, он был прекрасно несовершенен, превосходно, победительно несовершенен и потому не был обоготворен и остался безнаказанным. Звали его Леонид Осипович Утесов».

Источник: (Из готовящейся к печати книги о Л. Утесове)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №66 > На шине через море, или «Веселые ребята»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 11:27:49
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Всемирный клуб одесситов