БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №67 > «В нирване песен»
В номере №67

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+10
Интересно, хорошо написано

«В нирване песен»
Николь ТОЛКАЧЕВА

«— Вообще это молодость моих родителей, диско я уже не застала... А мне очень нравится его песенка “Salut”, я даже на французском ее учила... Так прикольно.
— Просто улетаю, особенно под песенку “A Toi”.
— Да ладно вам! Прекрасный певец, его “A toi” или “L`ete Indienne” — настоящие шедевры.
— Только вот понять не могу, при чем тут диско? Он никогда не был диско-певцом, скорее, он ближе к шансону.
— А мне нравится Дассен, скорее из-за того, что хорошо знаю французский.
— Для меня диско — любимый стиль музыки, наравне с хард-роком, а Дассен — один из самых любимых исполнителей. И вообще — я на этой музыке вырос, чему рад.
— В школе наша учительница по французскому давала постоянно его тексты переводить.
— Когда он поет, мне почему-то кажется, что в его время меня катали в коляске, и я оттуда слышал его песни...»

Под последней фразой этой дискуссии с одного из форумов в Интернете я и сама готова подписаться: даже не могу вспомнить, когда именно Джо Дассен пришел в мою жизнь, может, действительно, когда я еще сидела в коляске.

Сознательно я соотнесла голос, звучащий буквально отовсюду, с конкретным именем, когда он уже умер. Это, несомненно, добавило трагичности его голосу и усилило действие и так в избытке доставшейся ему мужской привлекательности.
Голос «Джодассена» (это действительно произносилось именно так — одним словом и на одном дыхании) доносился практически из любого окна, благодаря чему Одесса казалась каким-то недалеким предместьем Парижа.

Что же позволило ему так легко взять в плен жителей огромной и очень хорошо вооруженной страны? Может, все дело в том, что его дед был одесским евреем, покинувшим родной город, потому что в Америке, как говорили, нужно всего лишь наклониться, чтобы набрать полные пригоршни золота? Может быть, эту популярность породила волна советско-французской дружбы, золотой эпохи Жискара, и любовь советского народа к Джо Дассену была почти санкционированной?

Несомненным показателем этого в те глубоко советские годы было то, что «Мелодия» выпустила не одну, а две его пластинки. При желании можно найти и объяснение такой лояльности советского правительства к этому хорошему парню, который всего лишь пел песни о любви: его отец пострадал за левые убеждения во время разгула маккартизма в Америке.
Обломки «железного занавеса» похоронили под собой многих кумиров юности и детства. Зазвучали речи о том, что мы жили на окраине мира, а, например, Джо Дассен вообще был популярен только в Союзе: во Франции его не любили, потому что он был американец, а в Америке не слушали, потому что он пел на французском языке. Непонятно только, чем тогда объяснить больше шести миллионов дисков, жесткий и очень напряженный гастрольный график, который он, перфекционист1 во всем, скрупулезно соблюдал.

Думаю, что под его голос до сих пор продолжают соблазнять девушек, и не одно поколение детей обязано своим появлением на свет его романтическим песням. Первым CD-диском, появившимся в нашем доме вместе с самым примитивным прибором для его прослушивания, стал сборник золотых хитов Джо Дассена. И сейчас именно его голос звучит из наушников, пока я стучу по клавиатуре, боясь разбудить спящего сына.

ИзменитьУбрать
(0)

Перечитав о нем все, что нашла, я, кажется, влюбилась в этого молодого человека еще больше. Метр восемьдесят пять, голубые глаза, белая рубашка с жабо, проникновенный баритон, — чем не романтический герой?
Даже прижизненные статьи и интервью разнятся в интерпретации фактов его жизни. Попробуем собрать все воедино. Итак, Джо родился 5 ноября 1938 г. в Нью-Йорке в семье Жюля Дассена и Беатрис Лонер, девушки венгерского происхождения. Отец Джо сменил множество профессий, прежде чем стать актером, а затем и режиссером в одном из театров Нью-Йорка. Вскоре он перебрался в Голливуд. Фильмы, снятые им в этот период, — «Обнаженный город», «Дно Фриско», «Ночь и город» — ставят его в один ряд с выдающимися режиссерами мирового кинематографа.

Беатриса (все звали ее Беа) была виртуозной скрипачкой, работавшей с такими грандами классической музыки, как Пабло Касаль. Когда настали тяжелые времена, и семья «сидела на чемоданах», выручала активная концертная деятельность матери.

ИзменитьУбрать
(0)

В конце концов, семья Жюля Дассена не выдерживает травли и в 1949 году отправляется в Европу, по которой мечется в поисках пристанища. Жюль снимает ставшую настоящей сенсацией «Потасовку среди мужчин» и «Обещание на рассвете» по книге Ромена Гари.

Джо, который на всю жизнь остался нежным и любящим братом для своих сестер — Рики и Жюли, был старшим ребенком в семье. Ему пришлось сменить четырнадцать школ и несколько языков. Впоследствии он шутил: «В нашей семье мы все стали полиглотами по необходимости, ведь нам приходилось жить в стольких странах».

К моменту окончания им школы его родители расстаются. Это стало для Джо большим ударом. Чтобы почувствовать хоть какую-то опору под ногами, он возвращается в Америку. Впрочем, впоследствии у него сложились очень теплые отношения со второй женой отца, актрисой Мелиной Меркури.

ИзменитьУбрать
(0)

В университете в Энн-Арбор (Мичиган) он сначала пытается изучать медицину, но быстро понимает, что это занятие не для него, и переключает свое внимание на этнологию. Он живет жизнью мичиганского студента эпохи Элвиса Пресли — зарабатывает на жизнь мойщиком посуды и водителем грузовика, много учится, иногда вместе с приятелем выступает в барах, где под аккомпанемент гитары они знакомят американок с Жоржем Брассенсом, выдавая эти песни за французский фольклор.

После своих шести американских лет Дассен — доктор этнологии, лауреат Второй национальной премии за рассказ «Wade In Water», свободно говорящий на четырех языках и подумывающий об университетской карьере. В армию его не берут — говорят, какой-то шум в сердце...

ИзменитьУбрать
Мариз Массьера
и Джо Дассен
(0)

Вернувшись в Европу, он обнаружил, что здесь американские этнологи — не авторитет, да к тому же понял, что не так уж его это интересует, как казалось раньше. Жизнь захлестнула его радостной волной успешных начинаний. Ассистент режиссера в фильмах отца, ведущий на «радио Люксембург», Джо пишет для «Плейбоя», с удовольствием посещает вечеринки, и на одной из них происходит встреча, без которой, возможно, жизнь Дассена была бы совершенно иной.
Судьбоносная вечеринка была приурочена к выходу на французские экраны фильма «Этот безумный, безумный, безумный мир». Познакомившись с Мариз Массьера, он, конечно, и подумать, не мог, что находится в начале их десятилетнего романа и многолетнего романа со сценой.

Джо не расставался с гитарой, и, когда к ним приходили друзья, с удовольствием пел американский фолк, блюз, песни Брассенса... К его дню рождения Мариз решила сделать необычный подарок. Ее подруга Катрин Ренье работала в звукозаписывающей компании CBS (Columbia Broadcasting System), и с ее помощью Мариз договаривается записать единственный экземпляр диска со столь любимым ею голосом. Диск был записан, и вместе с ним Джо получил предложение начать музыкальную карьеру.

Два месяца потребовалось CBS на то, чтобы уговорить Джо хотя бы попробовать. Но попытка оказалась не слишком удачной, ему даже советуют больше не петь. Годы спустя он вспоминал: «Я всегда был упрямым, поэтому я решил продолжать. Я не люблю дилетантства и не хочу быть звездой на пять минут».

Именно тогда в его жизни появился Жак Пле, который помог Джо Дассену создать Джо Дассена. Впрочем, единственное, что Жак Пле заставил его сделать, кроме того, чтобы просто петь, — отпустить волосы длинней, а со временем сменить ковбойскую одежду на белый костюм.

ИзменитьУбрать
(0)

Меньше чем за два года бывший студент, вечно сомневающийся и неуверенный в себе, стал самым популярным французским певцом. Зрители его обожают, основывается клуб Джо Дассена, куда записываются тысячи почитателей его творчества. Даже скептики вынуждены признать: феномен Дассена существует.

Его часто приходилось убеждать, что то, что он делает, хорошо. Иногда журналисты выдавали его скромность за недостаток профессионализма. «Джо Дассен — наименее известный из знаменитых певцов», — писали некоторые издания. Он не возражал. Единственное, что он всячески пытался защитить от назойливых репортеров и куда мало кому из них удавалось проникнуть, — это личная жизнь.

За славу он всю жизнь будет расплачиваться работой на износ и постоянной тревогой. Потому что образ неисправимого романтика, улыбчивого и задумчивого поэта, шатающегося по Монмартру в поисках вдохновения, любимца женщин, не спеша допивающего свой утренний кофе в бистро на Елисейских полях, по-европейски аккуратного и подтянутого, по-американски свободного, — это легенда.

ИзменитьУбрать
(0)

Беспечный и романтичный Джо Дассен, отвлекающий издерганных повседневностью людей от тревог и забот, был придуман и создан другим Джо Дассеном — человеком, обладающим весьма трезвым взглядом на жизнь, упорным, любящим свое дело. «Если у тебя нет таланта, нужно работать», — говорил он. Он никогда не верил в свой талант, вечно сомневался, переделывал уже написанные вещи. Соавторы обозвали его очаровательным занудой. Но, когда работа была закончена, всегда оказывалось, что его придирки не были напрасны.

Он говорил своему автору Клоду Лемелю: «Ищи, Клод, ищи, эта песня уже существует, я в этом уверен она там, в Нирване песен. Есть такое место, где все песни, которые еще не написаны, ждут того дня, когда им суждено увидеть свет. Я не волшебник, я скорее исследователь. Я ищу песни, которые будут помогать людям жить».

Джо был очень ранимым, застенчивым, замкнутым человеком и всегда испытывал искреннее удивление, видя публику в зале. Он говорил, что «мандраж начинается, когда я чувствую себя готовым появиться перед публикой в зале, когда я говорю себе, что сейчас я должен создать другой мир, тот, в котором буду существовать все время концерта». Именно для того, чтобы не разрушать создаваемый им другой мир, он не давал автографы после концертов. Но, приручив сцену и публику, почувствовав это удивительное и околдовывающее состояние, он сам окажется в плену у сцены.

«Я не хочу состариться на сцене, — говорил он. — Пора остановиться и снова обрести настоящую радость жизни... Я не могу всю жизнь делать одно и то же, все время петь одни и те же песни. Когда я думаю о том, что повторил Les Champs-Elysees больше двадцати пяти тысяч раз, у меня складывается ощущение, что я на заводе...»

Мариз Массьера, ставшая его первой женой, долгое время была его продюсером, администратором, организатором и незаменимым помощником. Но умирает пять дней назад родившийся и такой долгожданный ребенок, и Джо чувствует, что жизнь рушится. Ничего уже не может быть, как раньше. У него начинается тяжелая депрессия. Близкие друзья пытаются поддержать его. Именно здесь в его биографии встречаются приметы бурных семидесятых, кое-кто говорит о злоупотреблении алкоголем и даже наркотиками.

Одновременно Джо должен готовиться к записи нового альбома. Он с головой бросается в работу — это помогает отвлечься, не сорваться и не сойти с ума. К сожалению, среди новых песен почти нет хитов. Еще некоторое время Мариз и Джо были вместе, но, в конце концов, они развелись.

ИзменитьУбрать
Сыновья Джо Дассена
(0)

Вторая жена Кристин Дельво подарила ему отцовство — двух сыновей, Джонатана и Жюльена. Но почти сразу после рождения Жюльена измученная семейная пара начинает тяжелый бракоразводный процесс. Камнем преткновения становится вопрос, с кем останутся дети.

Измотанный семейными неурядицами и жестким гастроль-ным графиком, во время выступления в Каннах, завершавшего серию блистательных концертов, Дассен упал без сознания и был отправлен в больницу. По настоянию врачей Джо позволяет себе маленькую передышку. Получив временное право опеки над детьми, он едет с ними и близкими друзьями в отпуск на Таити.
Казалось, он абсолютно счастлив в этом райском уголке. В полдень, 20 августа 1980 года, он открыл двери ресторанчика «Мишель и Элиан» в Папеэте, чтобы отобедать с друзьями. Во время обеда он неожиданно потерял сознание, склонившись к плечу своего друга Клода Лемэля. Врач, бывший среди посетителей, тут же принялся делать массаж сердца. Через 15 минут он поднялся с колен и сказал: «Все кончено. Больше ничего нельзя сделать. Он мертв».

Еврейская часть кладбища в Голливуде окружена белой стеной и высокими силуэтами кокосовых пальм на фоне темно-лазурного неба. Были приняты все меры, чтобы никто не знал места и времени похорон, присутствовали только близкие: Жюль Дассен, Мелина Меркури, Ришель, Жюли, раввин и адвокат, всего около десяти человек.

Все друзья Дассена, обе его жены, все кто его знал, говорят о нем с нежностью и любовью. Кажется, что этому парню не был нужен никакой пиар, имиджмейкер и прочие сопутствующие успеху личности: обаяние, которое исходило от него, невозможно было создать никакими уловками.

Не так давно сыновья певца выпустили книгу «В память об отце», составленную из его собственных слов и сокровенных мыслей. Песни Дассена до сих пор звучат на французском радио. В 1994 г. группа молодых французских артистов записала диск с кавер-версиями самых известных его песен. Двадцать лет спустя после его смерти надо видеть глаза французов, представителей самой старой и потому холодной европейской нации, когда в телестудию входит сын Джо Дассена. Его отец оставил после себя столько любви, что достанет и на правнуков.

——————-
«Он обладает несомненным чувством ритма и опытом в шоу-бизнесе, у него очаровательный волнующий голос, на него приятно смотреть — красивый, высокий, с озорной и нежной улыбкой, он способен завести зал одним своим появлением».
Клод Саррот, «Le Monde»

«Бархатный голос с богатым нижним регистром, молодая и уверенная манера... Американская экзотичность сочетается в нем с истинно французской утонченностью».
Поль Карьер, «Le Figaro»


1Перфекционист (от англ. perfect) — человек, который отличается гиперответственностью, пунктуальностью, «правильностью», стремлением к совершенству во всем

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №67 > «В нирване песен»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 03:11:40
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia