БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №7 > Пастернак, «Пчелка» и Оса
В номере №7

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Пастернак, «Пчелка» и Оса
Ольга Барковская

Среди многих славных имен, подаренных миру Одессой, не последнее место занимает имя художника Леонида Осиповича Пастернака. Известный живописец, график, один из лучших иллюстраторов Л. Толстого, он родился и вырос в нашем городе.

Учился в Одесской рисовальной школе у Ф. Бауэра и Л. Иорини, затем — в Королевской академии художеств в Мюнхене. Дальнейшая его судьба связана с Москвой и Петербургом, а после 1921 года, в эмиграции, — с Берлином, Лондоном и Оксфордом. Но начинался его долгий творческий и жизненный путь в Одессе...

ИзменитьУбрать
(0)

Впервые Леонид Пастернак выступил как художник на страницах одесских иллюстрированных юмористических журналов «Маяк» и «Пчелка», о чем сам он впоследствии не без юмора вспоминал в автобиографической книге «Записи разных лет»:

«Однажды шел я по Дерибасовской и столкнулся с идущим мне навстречу Михаилом Федоровичем Фрейденбергом. «Вот кстати! Вы ведь, кажется, рисуете? Не зайдете ли ко мне на минутку?..» — Я очень обрадовался этому. Оказалось потом, что он просто хотел меня проэкзаменовать».

Фрейденбергу, затеявшему в это время издание нового журнала «Маяк», требовался рисунок для обложки. Пастернак пытался отказаться, и тогда Фрейденберг для достижения своей цели воспользовался не слишком корректным, но зато эффективным приемом:

«Все-таки попробуйте! Авось удастся!.. Мне надо на некоторое время уйти, а Вы вот сядьте здесь — вот бумага, карандаши и... до свиданья! Я даже запру Вас на ключ, чтобы Вы, чего доброго, не сбежали до моего прихода...» Как умный и решительный человек, он сразу понял, что только таким насильственным путем он добьется чего-нибудь. Когда же он возвратился — и позже, конечно, чем обещал, — он пришел в такой восторг, что только повторял: «Ну, я спасен, слава богу! Молодчина!.. Я знал! ...У нас с Вами дело пойдет!»

И действительно, «дело у нас пошло»! Еще будучи гимназистом-восьмиклассником, я стал заправским художественным сотрудником журнала «Маяк», а потом «Пчелка». Главным же было то, что мы искренне привязались друг к другу и стали друзьями на всю жизнь; он стал даже моим зятем, женившись на младшей сестре моей».

Из воспоминаний Пастернака трудно понять, что солидному издателю и «решительному человеку» ненамного больше лет, чем художнику — в 1880-м, когда начал выходить журнал «Маяк», М.Ф. Фрейденбергу исполнился всего 21 год. К этому времени он прошел хорошую журналистскую школу, с 1875 года сотрудничая в московском журнале «Развлечение», где публиковал «злободневные фельетоны из одесской и парижской жизни». В Одессе он вместе с популярным карикатуристом Евгением де-Брюксом затеял выпуск юмористического листка с рисунками «Оса» и литературно-художественного журнала «Калейдоскоп». Издания эти были для Одессы новинкой — ранее ничего подобного не было. Тогда же Фрейденберг начал сотрудничать в газете «Одесский вестник» — как воскресный фельетонист и рецензент; несколько позже — в «Одесском листке», где вел постоянный ежедневный отдел фельетонных бесед «О чем говорят». Именно здесь стал по-настоящему популярным его псевдоним Оса.

В 1880 году, как уже говорилось, начал выходить иллюстрированный журнал «Маяк». В 1881-м Фрейденберг приобрел у В. Кирхнера арендные права на выходившую ранее газету «Пчелка» — и превратил ее в юмористический журнал. «...Текст, состоявший из 8-12 страниц рассказов, фельетона и юмористических безделушек, печатался особыми тетрадями, обложкой для которых служил лист карикатур. Из них первая и четвертая страницы иллюминовались красками», — вспоминал Михаил Федорович. Цветные обложки тоже были для Одессы новшеством, которое почитатели журнала мгновенно оценили. В «Пчелке» работали лучшие одесские художники-карикатуристы: М. Вербель, М. Чемоданов, Н. Белый, публиковали свои рисунки Н. Алексомати и сам Оса-Фрейденберг. И, конечно, продолжал работать вместе с Михаилом Федоровичем Леонид Пастернак.

Пастернак «...незадолго до встречи со мною окончил курс Ришельевской гимназии и, собираясь надеть студенческий мундир, мечтал о лаврах художника. Благодаря ему я возобновил выпуск «Пчелки», но молодому художнику не сиделось в Одессе... Притом душа его не лежала к карикатурам, которые он находил низшим родом искусства. Он принимал участие в «Пчелке», уступая лишь моим пламенным уверениям, что без него придется закрыть журнал», — писал Фрейденберг. Журнал закрыли по цензурным соображениям, затем арендные права были переданы владельцем В. Кирхнером другому лицу, В. Навроцкому, но это — другая история.

К 1900 году, когда все одесские газеты очень уважительно отметили 25-летие журналистской деятельности М.Ф. Фрейденберга, его «Пчелка» стала частью истории одесской журналистики. А Фрейденберг, с высоты своего опыта, советовал художникам: «Пока одесситы научатся дорожить своими даровитыми согражданами, не один из них сойдет в могилу, устав бороться и страдать. Послушайте моего совета, гг. Кузнецов, Размарицын, Буковецкий, Нилус, Кишиневский, Ладыженский, махните рукой на неблагодарный город. Вам место не здесь, а в Москве, Петербурге, Париже, Милане, Флоренции, где понимают и ценят талант».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №7 > Пастернак, «Пчелка» и Оса
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:25:56
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов