БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №76 > Автоэмансипация в Одессе
В номере №76

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

Автоэмансипация в Одессе
Михаил Рашковецкий, директор Музея истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим»

Менахем Усышкин, один из выдающихся одесских представителей сионистского движения, посвятил Льву Пинскеру и Теодору Герцлю замечательное эссе — «Учитель и Вождь». Вождь — это Герцль. Учитель — Пинскер.
Вот почему наша пятая конференция «Одесса и еврейская цивилизация» была посвящена 185-летию со дня рождения Льва Пинскера, предтечи сионизма.

Нужно сразу отметить, что на этот раз международное представительство докладчиков было менее заметным, нежели на наших прошлых конференциях. Всего с докладами выступил 21 исследователь из Германии, России и Украины. Учитывая, что Германию представлял «почетный одессит» Марк Соколянский, проблем с переводом мы не испытывали. Обратим внимание — участники из Петербурга, Перми и Екатеринбурга не требовали переводчика и тогда, когда доклады звучали на украинском языке.

Тем не менее, отсутствие предложений из зарубежья не только огорчает, но и заставляет задуматься о причинах такого положения дел. Действительно, в этот раз мы распространили информацию о нашей конференции не за год, как обычно, а за полгода до ее открытия, но, думаю, дело не в наших организационных огрехах — те, кому это интересно, уже знают, что каждый год, осенью, в Одессе проводится конференция с «еврейской проблематикой». Дело в том месте, которое ныне занимает Одесса в глазах европейской и мировой научной иудаики. В лучшем случае, это не место, а местечко.

В свое время, когда я был школьником, отец кратко сформулировал практический закон галутного существования: «Ты еврей, и для того, чтобы быть на равных, ты должен быть в два раза лучше других». В этом отношении Одесса сейчас — «в глубоком галуте». Поездка на конференцию в Лондон или Париж, Стэнфорд или Лейпциг, Москву или Киев гораздо предпочтительнее, нежели в Одессу. Кто больше теряет от такой ситуации, зарубежные исследователи или Одесса, — трудно сказать.

Впрочем, насчет Киева я погорячился. В этом году не состоялась традиционная августовская конференция под эгидой киевского «Института иудаики». Не изданы и материалы киевской конференции 2005 года. Зато мировая научная общественность охотно обсуждает проблемы истории Холокоста в Днепропетровске. Как вы думаете, почему?

Обратим внимание и на то, что проблема эта для Одессы не такая уж новая. Сейчас мы гордимся тем созвездием выдающихся представителей сионистского движения, которое в свое время сияло на одесском «небосклоне». Сионистские партии были одними из самых многочисленных и мощных политических сил Одессы в 1917-1918 гг. А между тем, Жаботинский пенял одесситам за провинциальную пассивность в «продвижении» сионистского дела. Кстати, на конференции никто не взялся за всесторонний анализ причин того, что брошюра Л. Пинскера «Автоэмансипация», этот первый манифест политического сионизма, почти на полтора десятка лет предвосхитивший идеи Т. Герцля, была опубликована в Берлине. Только ли цензурные ограничения были тому причиной?

Впрочем, деньги решают многое, но не все. Все решают люди, личности. Выдающийся филолог и культуролог Ю. Лотман превратил приличный, но вполне «среднестатистический» Тартусский университет в один из крупнейших мировых центров науки и культуры. «Лотманов» может рождать и одесская земля. Вопрос, как их здесь удерживать. Мне кажется, что один из главных результатов нашей конференции — это все более растущий интерес к ней представителей Одесского национального университета им. И.И. Мечникова и других одесских вузов. Но об этом чуть позже.

Впервые открытие конференции и первая пленарная сессия проходили в месте пребывания организатора — Международного еврейского общинного центра «Мигдаль». Все предыдущие «церемонии открытия» проводились по формуле «работа на город», то есть, в престижных и значимых для интеллектуального сообщества Одессы помещениях: в Доме ученых (первые два форума, когда Дом ученых еще соответствовал своему названию), в Литературном музее («бабелевская» конференция), во Дворце культуры им. Леси Украинки.

Я рад тому, что конференция открылась в «Мигдале». Надеюсь, и последующие конференции будут открываться именно у нас. За последние годы центр «Мигдаль» уже заработал престиж одного из крупнейших культурных центров всей Одессы, оставаясь в то же время вполне еврейским. Это право заслужено не только и, может быть, даже не столько нашими конференциями или мероприятиями музея «Мигдаль-Шорашим», координирующего подготовку конференций, но и всем комплексом «мигдалевской» деятельности. Достаточно упомянуть лишь его издательскую продукцию: от «лауреатозванного» ежемесячника, который вы сейчас держите в руках, до солидных научных сборников, не говоря уже о грандиозном фестивале «Радуга еврейской диаспоры», проведенном центром «Мигдаль» в мае-июне этого года.

Итак, впервые конференция открывалась в «Мигдале», и в пятый раз на открытии выступал профессор В. Попков, представляющий национальный университет, сотрудничество с которым стало замечательной традицией.

При всей моей легко объяснимой любви к Музею истории евреев Одессы ясно, что один музей никогда не справится со всем комплексом научной проблематики. Дальнейшее развитие научной иудаики в Одессе возможно лишь при активном участии в этом процессе местных академических институций и, в первую очередь, университетов «во главе» с ОНУ. Дело не только в количестве и качестве конкретных докладов, прочитанных на конференции представителями этих институций. Главное то, что обозначилось стремление придать изучению тем, связанных с историей евреев Одессы, более систематический и организованный характер. Это прозвучало и в выступлении В. Попкова, и в еще большей степени — в приветственном слове декана исторического факультета ОНУ В. Кушнира.

Парадоксальное отсутствие на конференции израильских представителей отчасти было компенсировано активным участием в ней Израильского культурного центра, который на открытии представлял его директор А. Ошмянский.

И, наконец, нельзя не упомянуть об активной работе на этой конференции представителей КИВЕН — Клуба исследования и возрождения еврейского наследия им. А.М. Келиной.

Пленарные заседания открылись блоком докладов о жизни и деятельности Л. Пинскера. Б. Гельман (Севастополь) представил свой обновленный материал о Пинскере-медике в период русско-турецкой войны. О Пинскере-враче и о круге его коллег и друзей в контексте истории одесской медицины второй половины 19 в. рассказал проф. К. Васильев (Сумы).

Нужно отметить, что второй доклад в некоторых отношениях удачно дополнил первый, но в нем выявился, на мой взгляд, серьезный недостаток. К. Васильев — одессит, окончил Одесский медицинский институт, давно и успешно занимается исследованием истории одесской медицины. Но отсутствие специальных знаний в этносоциальном аспекте этой темы приводило порой докладчика к формулировке казусных тезисов.

Отнюдь не из желания «говорить без акцента» ряд медиков еврейского происхождения принимали решение о смене вероисповедания. Во-первых, многие из еврейских интеллигентов в этот период говорили по-русски чище многих православных. Кроме того, акт крещения не избавляет от картавости. А вот возможности карьерного роста, вероятно, расширялись в значительной степени.

Такого рода казусы еще раз убеждают — нельзя в полной мере говорить о глубоком раскрытии той или иной исторической проблематики, будь то история науки, или культуры, или политического движения, без учета этнокультурной составляющей этого вопроса. Особенно если речь идет о том, «как это делалось в Одессе», и тем более — евреями, хоть трижды аккультурированными или даже ассимилированными.

М. Соколянский посвятил свой доклад категориальному аппарату статьи Л. Пинскера «Автоэмансипация». В этом исследовании даже ссылки на специальную медицинскую терминологию приобретали концептуальный характер и подводили к более глубокой «стратегии мысли» в работе Пинскера.

Наша конференция всегда отличалась междисциплинарностью и своего рода уникальной «общинностью»: не только история, но и философия, политика, литература, искусство являются предметом исследования ее участников, причем это происходит не в узком кругу специалистов в форме так называемых секционных заседаний, а на общих заседаниях. Те участники (в основном — местные специалисты, как правило, «закрепощенные» расписанием своих лекций), которые не имеют возможности присутствовать на конференции в течение всей ее программы, по их же признанию, многое теряют.

Профессор И. Матковская (философский факультет ОНУ) темой сообщения избрала контакты и взаимовлияние Т. Герцля и И. Франко. В частности, речь шла и о поэме Франко «Моисей», одним из импульсов к созданию которой стало впечатление поэта от личности Т. Герцля. Профессор Р. Розенберг, представляющая не только Одесскую музыкальную академию им. Неждановой, но и клуб «КИВЕН», продолжила тему докладом об опере «Моисей» М. Скорика.

Помимо общегуманитарного интереса, эти доклады наметили один из лейтмотивов конференции — сравнительный анализ еврейского и украинского национальных движений за создание собственной государственности.

Несмотря на то, что конференция была посвящена истории сионизма, а проблемы изучения Холокоста поднимались на нашем предыдущем форуме, нельзя было не отметить дату 23 октября — день начала массового террора в оккупированной Одессе. Поэтому в программу конференции был включен доклад профессора Р. Мирского из Львова «“Новый” антисионизм в контексте современных интерпретаций Холокоста в Украине». Этот доклад стал своеобразным связующим звеном между пленарными заседаниями и презентацией (в музее на Нежинской) фундаментального сборника статей и материалов «История Холокоста в одесском регионе».

ИзменитьУбрать
(0)

При всем академизме презентация носила выраженный эмоциональный характер, столь присущий атмосфере нашего музея. Говоря простым человеческим языком, Аня Мисюк с трудом сдерживала слезы, рассказывая о своем первом, еще детском восприятии истории сожжения евреев на Люстдорфской дороге. Данью памяти этой одесской трагедии стал ее краткий очерк истории евреев Одессы в сборнике. А профессор Василий Щетников, еще один постоянный участник нашей конференции, начал свое выступление с того, что посмотрел на часы и негромко заметил: «Вот в эти минуты и было взорвано здание комендатуры на Маразлиевской-Энгельса, после чего только в Одессе погибло около ста тысяч евреев...»

Обычно участники наших конференций не успевают осмотреть музей целиком, их внимание сосредотачивается на выставке, связанной с тематикой самой конференции. В этот раз мы решили провести экскурсию по всей экспозиции, акцентируя внимание на материалах, связанных с историей сионизма в Одессе. А завершился этот тур презентацией «видеоэкспоната» — историко-документального фильма «Одесса — Врата Сиона». Фильм представляли авторы — А. Фабрикант и Н. Ямпольская, члены клуба «КИВЕН».

Пленарные заседания второго дня работы конференции традиционно проходили на историческом факультете ОНУ.

Е. Меламед (Киев) представил проект путеводителя по материалам об истории евреев, находящимся в архивных фондах постсоветского пространства, и рассказал о некоторых хранящихся в Киеве документах, иллюстрирующих историю одесского сионизма.

А. Мучник (Полтава), как обычно, совмещающий свою личную пристрастность со стремлением давать объективную картину исторической ситуации, прочитал доклад на тему «Черносотенное движение в Одессе. Сионизм и “Союз русского народа”».

Доклад представителя центра «Петербургская иудаика» Александра Иванова был посвящен малоизвестным фактам деятельности ОРТа в Одессе и, казалось бы, не был связан с темой конференции, за исключением одного, но очень важного факта: многие еврейские ремесленники и колхозники одесского региона, начинавшие свою работу здесь при поддержке ОРТа, впоследствии оказались в Палестине.

Честно говоря, докладом доцента ОНУ С. Секунданта я хотел бы открыть конференцию. Содержание соответствовало названию: «Концепция самоосвобождения, ее формирование, смысл и всемирно-историческое значение». Конечно, его тезисы не бесспорны, но лестны для одесских представителей сионизма, которых философ С. Секундант ставит выше «зарубежных» сионистов.

Сообщение И. Шкляева (ОНУ) «Блок еврейских политических партий в Одесской городской думе 1917-1918 гг.», интересное само по себе, напомнило и о необходимости привлечения студентов и аспирантов к изучению истории евреев Одессы. «Двадцать лет я уже ищу таких молодых людей, которые бы смогли обратиться к богатейшим фондам этого периода в одесском архиве», — сознался докладчик. Надеюсь, вскоре найдем. Общими усилиями.

Блестяще выступал А. Музычко. (Тема — «Дмитрий Донцов и Владимир Жаботинский между социализмом и национализмом: некоторые параллели к истории украинского и еврейского национальных движений первой половины 20 ст.»). Лично я концептуально являюсь противником политических пристрастий этого молодого ученого, не скрывающего своих симпатий к радикальному крылу украинского национализма. Где-то лет с 35-ти я весьма негативно оцениваю большинство радикальных политических движений (во многих случаях — и еврейских). Но Музычко на кафедре — это не политик, а ученый, достаточно строго придерживающийся принципов научности и историзма, что на сегодняшний день встречается не так уж часто среди исследователей, активно и искренне вовлеченных в актуальные политические процессы.

И наконец, В. Савченко, редактор альманаха «Юго-Запад. Одесса», выступил с интересной гипотезой о деятельности сионистского движения в Одессе в период 1922-26 гг. и начале серьезных репрессий против сионистов лишь после смерти Ф. Дзержинского.

Затем состоялся «круглый стол» в Израильском культурном центре. Его тема — «Антисионизм и юдофобия: тождество или различие?» провоцировала грех, который присущ многим круглым столам — публицистика и политические манифесты вместо попыток научного анализа проблемы. В этот раз благодаря активности и в то же время сдержанности участников (среди них нужно выделить В. Попкова, А. Мучника, А. Музычко, А. Захарченко, представлявшую одесский филиал национального института стратегических исследований, А. Мисюк и М. Соколянского) круглый стол оказался более плодотворным. Немалую роль в этом сыграли отличная организация мероприятия и верная тональность, заданная хозяевами: работу «круглого стола» открыла Алла Ошмянская, вице-консул Израиля, а в качестве со-модератора выступил Александр Ошмянский.

ИзменитьУбрать
(0)

В третий день работы конференции запомнились доклады Ольги Барковской, представлявшей Научную библиотеку им. Горького («От Одессы до Израиля. Сионист Я. Перемен и его коллекция молодой одесской живописи»), проф. Н. Петровой из Перми («Сион в изображении С. Фруга»), Г. Малиновой, главного научного сотрудника Государственного архива Одесской области («“Расстреляны по обвинению в сионизме”. Преследования еврейских священнослужителей в 1930-е гг.»), ну, и конечно, наших любимых Е. Каракиной и А. Мисюк. Но еще более заметным стало их выступление, вместе с А. Розенбоймом, как авторов «свежеиспеченного» «Путеводителя по еврейской Одессе», уникального во многих отношениях издания центра «Мигдаль».

Завершить рассказ о конференции мне хочется одесским изданием «Марша сионистов». Это было темой сообщения еще одного «старого» участника наших конференций Т. Максимюка. Он же придумал «изюминку» — по сохранившимся нотам вживую исполнить этот марш в финале конференции. Что и было сделано, благодаря И.Л. Нудельман, известному музыканту и, опять же, члену клуба «КИВЕН». Приятно, когда конференция, посвященная сионистам, завершается музыкой марша сионистов по нотам, изданным в Одессе около столетия назад.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №76 > Автоэмансипация в Одессе
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-19 10:31:01
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Всемирный клуб одесситов