БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №76 > Евсекция
В номере №76

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

Евсекция
Анатолий КАРДАШ, Из книги "Посреди войны. У Черного моря"

В огне погромов 1881 г. выпарились многие надежды русских евреев. Как ни старались они любить Россию, врастать в ее культуру, служить русско-народным нуждам, как ни уповали на прогресс русских умов, на рост образованности, христианское сердоболие и совестливость гуманистов — ничего не меняло положения евреев...

Трезвея, евреи искали: продолжать ассимилироваться? объяснять ненавистникам пользу евреев? драться за будущий социализм, когда общая сытость утихомирит юдофобию? искать землю, где евреев не бьют?..

С 1882 до 1914 гг. из России вытекло три миллиона еврейских беженцев, более всего за океан, где манила Америка; одесские евреи ударились в бегство чуть ли не на следующий после погрома день.
Но еще одна возможность замаячила. Еврейские интеллигенты Европы, разочаровавшись в ассимиляции, голосом М. Гесса еще в 1862 г. предложили: создавать себе прибежище не среди других народов, а рядом с ними, на равных; строить свой дом, свое государство — сионизм зародился.

Одессе — месту погромов и интеллектуальному центру — выпала в создании сионистского движения выдающаяся роль.

В Одессе в 1881 году писатель и публицист П. Смоленский сменил свою двадцатилетнюю просветительскую деятельность на пропаганду коллективной эмиграции евреев в Эрец-Исраэль. В том же духе высказывался в популярной брошюре «О возрождении еврейского народа на Святой земле его древних отцов» одессит М.-Л. Лилиенблюм: «Одна коза, приобретенная евреем в Эрец-Исраэль, важнее десяти гимназий». Другой влиятельный одесский интеллектуал Ахад ha-Ам (псевдоним А. Гинцберга) основал «духовный сионизм». «Идея государственности, не опирающаяся на национальную культуру, способна отвлечь народ в сторону от его духовных устремлений, склоняя его к поискам “чести и славы” путем достижения материального благосостояния и государственной власти; таким образом, порвется нить, связующая его с прошлым», — писал Ахад hа-Ам. Он противостоял «политическому сионизму» — идеологии Т. Герцля.

В 1882 г. в Берлине вышла в свет анонимная брошюра «Автоэмансипация. Призыв русского еврея к соплеменникам». Она разъярила немецких евреев: антисемитизм, говорилось в ней, — это постоянное явление, обусловленное страхом перед еврейским духом, неизлечимой болезнью «юдофобии» (определение автора), старания евреев вписаться в нееврейское общество безнадежны, надо не выпрашивать равноправие, а завоевать его собственными усилиями — автоэмансипироваться.

Автор звал евреев «стать нацией», организоваться, создать руководящий орган и выработать конкретную программу самоосвобождения, предусматривающую сбор средств на приобретение территории будущего государства евреев, создание там сельскохозяйственных поселений и промышленности.
Написанная просто, ярко и резко, «лозунгово», подобно «Коммунистическому манифесту» Маркса и Энгельса, «Автоэмансипация» легко подкупала читателей, и в послепогромной России, в отличие от Германии с ее приспособившимися евреями, брошюру воспринимали восторженно.

Через год, в 1883-м, раскрылся автор «Автоэмансипации»: знаменитый одесский врач Леон Пинскер, сын известного педагога С. Пинскера. Л. Пинскер окончил в Одессе русскую гимназию и юридический факультет Ришельевского лицея, затем медицинский факультет Московского университета, и после стажировки в Австрии и Германии вернулся в Одессу активным пропагандистом ассимиляции Он пошел добровольцем на Крымскую войну, заслужил медаль — редкую для русского еврея награду. Затем лечил одесситов с огромным успехом, писал статьи о необходимости приобщения евреев к русской культуре, участвовал в благотворительности и общественной жизни.

Образцовая биография преуспевающего еврейского интеллигента в шестьдесят лет вдруг вывернулась «Автоэмансипацией» — провозвестницей сионизма. Человек действия,

Л. Пинскер вместе с М. Лилиенблюмом основал движение «Ховевей-Цион» («Любящие Сион»), которое сменило движение «билуйцев» (БИЛУ — см. стр. 6) — первых энтузиастов заселения евреями Эрец-Исраэль. Начавшись в Харькове, оно сместилось в 1882-м в Одессу, откуда несколько десятков молодых идеалистов отправились в Палестину.

Первый опыт, неудачный из-за тяжелых условий Палестины, однако, вдохновляюще подтолкнул деятельность «Ховевей-Цион», которое после долгих и тяжелых хлопот было легализовано петербургскими властями под названием «Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам Сирии и Палестины».

Первая и единственная в России официальная палестинофильская организация, она открылась в апреле 1890 г. в доме своего первого председателя Л. Пинскера. В следующем, 1891 г. он умер.
Палестинофильское общество собирало деньги на покупку земли в Палестине, отправляло эмигрантов, обучало их. В обществе работали известные сионисты М. Усышкин, И. Клаузнер, Ахад .а-Ам, Д. Пасманик. Миша Дизенгоф, в 1885-м арестованный за участие в русской революционной организации «Народная воля», после одесской тюрьмы стал активистом «Ховевей-Цион»; позднее, в Палестине, он уже не Михаил, а Меир — с 1921-го первый мэр Тель-Авива.

Громкие имена. Ярчайшее среди них — Владимир Жаботинский. «В нем было что-то от пушкинского Моцарта, да, пожалуй, и от самого Пушкина», — вспоминал К. Чуковский, одноклассник Жаботинского по лучшей в Одессе Ришельевской гимназии, из последнего класса которой они вместе были вышиблены за выпуск рукописного журнала с насмешками над гимназией.

Уже в двадцать с небольшим Жаботинский в Одессе — известный поэт, переводчик, журналист, драматург, яркий оратор, радетель европеизации евреев: в полицейском «Дневнике наблюдения по гор. Одессе» с 13 января по 22 апреля 1902 г. прослежено по дням и часам, с кем встречался и куда ходил. «Жаботинский Владимир Евлов Евгениев, 22 лет, николаевский мещанин, занимается в редакции газеты “Одесский листок”, кличка Школьник...» Он успел и недолго посидеть в одесской тюрьме в 1903 г. — за связь с революционным социалистическим подпольем.

Модный роман с европеизмом был недолог, с социализмом и того скоротечнее, потому что в том 1903-м взорвался Кишиневский погром. Он столкнул предельно европеизированного интеллектуала с дороги благополучия и признания: подобно Л. Пинскеру после погрома 1881-го, подобно Т. Герцлю после дела Дрейфуса во Франции 1894 г., Жаботинский бросился творить государство гонимых евреев.

В августе 1903-го 22-летним он поехал делегатом от Одессы на Шестой Сионистский конгресс в Базеле, где услышал последнее выступление Т. Герцля; тот вскоре умер. Жаботинский словно принял эстафету.
Он вывернул себя наизнанку, ради спасения евреев отказавшись от надежного успеха, завоеванного на старте жизни, от блистательной литературной карьеры, даже от родного города, который он, как истинный одессит, любил так беззаветно, что и в 1930-м, давно и бесповоротно расставшись с Одессой, в дневниковой записи среди рассуждений о сионизме заметил: «Я люблю такой маленький городок, которому достает наглости считать себя центром мира, — как мой родной город Одесса...»
Создатель первых вооруженных сил палестинских евреев и партии сионистов-ревизионистов, Жаботинский разноголосил с «официальным» сионизмом, «социалистическим» или «духовным», по самым разным вопросам.

Взгляды Жаботинского, да и сама его личность, не могли не раздражать. «Повесить надо вашего сына», — заявил его матери М. Усышкин еще в Одессе. «Горе народу, у которого такие лидеры!» — писал о Жаботинском Шолом Аш, американский писатель. X. Вейцман, будущий президент Израиля, говорил Жаботинскому: «Я не могу, как вы, работать в атмосфере, где все на меня злятся...» Когда Бен-Гурион, признанный лидер «рабочих сионистов», после изнурительных переговоров с Жаботинским в 1935 г. предложил соратникам ради общееврейских интересов объединиться с ревизионистским движением, те своего вождя не поддержали.

Но и они, кляня Жаботинского, признавали за ним интеллектуальное первенство среди сионистских деятелей всего мира.

Источник: «Окна», Израиль, www.jewukr.org/observer


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №76 > Евсекция
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-19 02:35:31
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов Dr. NONA