БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №76 > Крепость, устремленная в небо
В номере №76

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Крепость, устремленная в небо
Геннадий ПИТЕРСКИЙ

В Эрец-Исраэль его именем названы улицы и площади почти во всех городах и поселениях, а также большой концертный зал в Иерусалиме. Ряд поселений в Верхней Галилее носит общее название Мецудот Усышкин («Крепости Усышкина»).

ИзменитьУбрать
(0)

«У народа столько неба над головой, сколько у него земли под ногами».

М. Усышкин

Авраhам Менахем-Мендл Усышкин (1863-1941), в отличие от многих ассимилированных евреев, не русифицировал свое имя. Его семья была редким примером того, как можно достичь желаемых высот, не изменяя своей религии, народу, самому себе. Оставаясь хасидом из местечка Дубровна Могилевской губернии (Белоруссия), его отец стал купцом первой гильдии и получил право жительства в Москве, куда и перевез семью в 1871 г. Там, наряду с еврейским образованием, о котором очень заботился отец, Менахем получил образование в реальном училище (отец добился разрешения, чтобы сын не ходил на занятия по субботам), а затем — в Московском высшем техническом училище. Частные учителя углубляли его познания в иудаизме и иврите.

Всю жизнь Менахем Усышкин оставался верен традиции и боролся за внедрение иврита в повседневный быт. Он даже убедил Герберта Самюэла, первого английского наместника подмандатной Палестины, сделать официальными языками английский, арабский и иврит, что в 1920 г. было серьезным шагом к формированию нынешнего разговорного и письменного иврита.

Усышкину не было и двадцати лет, когда вспыхнули погромы 1881-82 гг. Отныне ему ясно: будущее евреев — на их родине, в Эрец-Исраэль. Его биография становится похожей на стенограмму — решительных поступков, должностей, свершений. Из сухого «послужного списка» вырисовывается горячий, порывистый человек («великий моветон», по словам Жаботинского), обладавший, судя по всему, сильнейшей харизмой.

В 1881 г. он присоединяется к движению «Ховевей Цион» и вместе с И. Членовым организовывает в Москве палестинофильский кружок. После передачи в общую кассу средств для отправки первой партии билуйцев в Эрец-Исраэль, по результатам голосования Усышкин не попадает в число репатриантов — он выходец из богатой семьи и может не выдержать испытаний.

Лишь в 1891 г. ему удается попасть в Эрец-Исраэль: в свое свадебное путешествие он отправляется в турецкую Палестину. Вернувшись в Россию под сильным впечатлением, он публикует в журнале «hАмелиц» серьезную статью, где возражает тем, кто пессимистически относится к возможности создания в этой земле Еврейского государства.

Последующие 15 лет Усышкин «прописан» в Екатеринославле (ныне Днепропетровск), где живет семья жены, но хроника событий не свидетельствует о какой-либо «оседлости».

В 1896 г. — поездка в Вену и Париж для знакомства с Теодором Герцлем и Максом Нордау. Между Герцлем и Усышкиным завязались узы дружбы, и когда позднее Герцль обратился к Усышкину с просьбой участвовать в подготовительной работе по организации Первого сионистского конгресса, тот ответил телеграммой: «Располагайте мною целиком и полностью».

1897 г. — I Сионистский конгресс. Усышкин решительно отказался поддержать чисто политический сионизм и выступил одним из самых энергичных сторонников практического освоения Эрец-Исраэль (предположительно, по этой причине он не был избран тогда в руководящие органы движения).

1898 г. — II конгресс. Усышкин стал членом Исполнительного комитета Всемирной сионистской организации.

1899 г. — III конгресс. Усышкину поручено возглавить сионистскую деятельность на юге России. В 1901 г. по его инициативе состоялась конференция сионистов Кавказа, и тем самым был сделан первый шаг к вовлечению неашкеназских общин в сионистское движение.

На V конгрессе (1901 г.) он страстно выступил против фракционности в сионистском движении. Предложил создать Англо-Палестинское общество в качестве филиала Еврейского колониального банка. Усышкин занял прагматическую позицию в конфликте между сионистским движением и бароном Э. де Ротшильдом, воспротивившись требованиям Ахад ha-Ама отказаться от финансовой поддержки бароном еврейских поселений.

Значительную роль сыграл он на Минской конференции (1902 г.), призвавшей еврейскую молодежь к халуцианству. В 1903 г. после кишиневского погрома организовал отправку сирот в Эрец-Исраэль и потребовал безотлагательных мер по созданию там безопасного убежища для всех преследуемых евреев. В том же году он отправляется в Эрец-Исраэль, где в Зихрон-Яакове собирает руководителей общин, очень многочисленных, но не связанных между собой. 80 тысяч евреев турецкой Палестины тогда группировались по месту работы, по странам исхода и т.д., но ни один централизованный орган не занимался защитой их общих интересов или общего языка, иврита, который еще не был признан.

Собрание в Зихрон-Яакове 1903 г. не добилось больших успехов в деле объединения общин (наступившего лишь в 1920 г.). Напротив, более скромное собрание достигло более плодотворных и длительных результатов.

Усышкин созвал совещание преподавателей иврита и наметил программу, которой они неукоснительно следовали: во всех сельскохозяйственных школах преподавать только на иврите; унифицировать произношение; подготовить школьные учебники и научные материалы на иврите.

Находясь в Эрец-Исраэль, Усышкин не присутствовал на VI сионистском конгрессе в Базеле, на котором Герцль предложил евреям убежище в Уганде. В Зихрон-Яакове в разгар своей деятельности Усышкин получает телеграмму: «Герцль предлагает Уганду». Его первой мыслью было, что телеграмма зашифрована. С несколькими друзьями он целую ночь пытается ее расшифровать. Когда новость подтверждается, Усышкин потрясен. В конце октября 1903 г. он собирает в Харькове делегатов со всей России на Сионистский конгресс. Герцлю направлен ультиматум: отказаться от Уганды.

Усышкин создает фракцию «Ционей Цион» и в брошюре «Наша программа» (1904 г.) впервые формулирует основные принципы «синтетического сионизма». Конфликт между Усышкиным и Герцлем достиг апогея в апреле 1904 г., когда в Вене собрался совет Сионистской организации. Герцль спросил Усышкина: «Вы действительно верите тому, что мы сможем получить Палестину?» И Усышкин с присущей ему прямолинейностью ответил: «Да, верю. А если вы не верите, то не должны возглавлять сионистское движение».

(Чтобы яснее представить ситуацию, с которой столкнулся Герцль, нужно знать, что представлял собой «центральный нападающий» Менахем Усышкин: крупный мужчина с неимоверно широкой грудью, здоровенными ручищами и вполне соответствующим его комплекции голосом.)

Не прошло и трех месяцев, как Герцль, который был болен уже во время конгресса, умер. Потрясенный Усышкин тотчас же выехал в Вену на похороны. Их конфликт был противоборством идеалов и принципов, но он уважал Герцля и даже восхищался им.

В 1906 г. Усышкина избрали главой Одесского сионистского комитета (он оставался им до 1919 г.). В 1908 г., после революции младотурков, он совершил поездку в Стамбул, установил контакты с лидерами влиятельной сефардской общины Турции и участвовал в создании там сионистского бюро.

Во время I мировой войны Усышкин противился созданию Еврейского легиона, считая, что сионистскому движению не следует ввязываться в межгосударственные конфликты. Встретив в Одессе мать Жаботинского, бросил ей: «Повесить надо вашего сына!» В чем же он видел вину Жаботинского перед сионистским движением?

Во-первых, в грубом нарушении традиции, выработанной горьким опытом многих поколений: не высовываться, сохранять нейтралитет в «господской войне». Участие в войне на стороне Англии могло навлечь месть турков на евреев Палестины. Во-вторых, победа над Германией и ее союзниками — это триумф антисемитского русского самодержавия.

Свое мнение он поменял после декларации Бальфура, вызвавшей у него глубокую радость.

2 декабря 1917 г., спустя месяц после Декларации, Усышкин организует в Одессе демонстрацию: десятки тысяч евреев прошли через всю Одессу к английскому консульству. Там Усышкин выразил консулу благодарность от имени еврейского народа. Он произнес речь на иврите, ибо не хотел публично выступать ни на каком другом языке.

27 февраля 1919 г. состоялось заседание Мирной конференции в Париже, которая должна была решить судьбу прежних турецких владений на Ближнем Востоке. Сионистскую делегацию пригласили выступить перед «Советом десяти», представлявшим страны-победительницы. Для евреев это был торжественный момент. Когда очередь дошла до Усышкина, он горячо, на «языке пророков», изложил требование «потомков народа пророков»: вернуться на землю предков.

В ноябре 1919 г. Усышкин окончательно уезжает в Эрец-Исраэль. Его назначают главой сионистской делегации, на которую возложено временное руководство политической, экономической и культурной деятельностью евреев Палестины, ставшей подмандатной территорией Англии.

Усышкин живет в Иерусалиме, но бороздит всю страну, занимаясь покупкой земли для первопроходцев. Ничего удивительного, что в 1924 г. его выбрали председателем комитета директоров «Керен-Каемет ле-Исраэль» — фонда, который занимался закупкой земли в Палестине на деньги, собранные в еврейских общинах всего мира (он занимал этот пост до конца жизни). Ему удается купить земли в Изреэльской долине, у Хайфского залива и еще во многих местах.

Будущее Эрец-Исраэль решалось в годы между двумя мировыми войнами, и Усышкин это ясно видел. Его часто упрекали в растрачивании огромных сумм на покупку заболоченных или засушливых земель. Но в нем жила непоколебимая вера, и будущее показало, что он был прав. Благодаря работе ККЛ, благодаря провидческим усилиям Усышкина и тяжелому труду пионеров, Израиль превратился в зеленый оазис в песках пустыни.

Усышкин многое сделал и в области культуры. Он помог в 1925 г. купить землю на горе Скопус — для еврейского университета в Иерусалиме. Будучи членом административного совета университета, он не жалел сил и на этом поприще.

Менахем Усышкин скончался в 1941 г. в Иерусалиме, не дожив нескольких лет до официального провозглашения государства Израиль. К счастью, он не дожил и до чудовищного потрясения — Холокоста. Но именно ему пережившие этот ужас во многом обязаны тем, что у них оказалась «земля под ногами»...


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №76 > Крепость, устремленная в небо
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-19 03:15:11
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов