БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №78-79 > С войной покончили мы счеты
В номере №78-79

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

С войной покончили мы счеты

Когда говорят о Холокосте, то в первую очередь, конечно, упоминают лагеря смерти в Польше. Есть даже мнение, что эти лагеря были построены именно в Польше из-за особого антисемитизма поляков и, конечно, из-за большого количества «сырья» для этой немецкой машины уничтожения.
Однако не все так однозначно. Предлагаемая подборка материалов позволяет проанализировать эту тему под несколько другим углом.

Евреи в армиях западных стран (1939-1945 гг.). Польша

Из 3,5 млн. евреев Польши — 10% ее населения, 150 тысяч (19%) было призвано в армию.

Несмотря на дискриминацию евреев: они не имели права учиться в офицерских училищах, служить в авиации, военно-морском флоте и бронетанковых частях, — некоторые евреи имели младшие офицерские звания. Только врачи и военные раввины могли дослужиться до звания полковника. В Польской армии был единственный генерал-еврей — Бернард Мунд.

ИзменитьУбрать
Варшава.
Могилы польских
воинов-евреев,
погибших в 1939 г.
(0)

В боях погибло около 30 тыс. евреев, а примерно 60 тыс. попало в плен. Вначале военнопленные-евреи содержались вместе с другими военнопленными в немецких транзитных лагерях на территории Польши. Позднее, в соответствии с приказами о содержании военнопленных, от 16 февраля 1939 г. командующего ОКВ Кейтеля, евреи были отделены от других военнопленных и направлены в Германию.

Впервые разделение военнопленных по национальному признаку началось в ноябре-декабре 1939 г. Поляки, украинцы, белорусы, литовцы, евреи — все размещались отдельно.

Разделение по национальности полностью соответствовало Женевским Конвенциям, одной из целей которых — обезопасить военнопленных разных национальностей и религиозных воззрений от межнациональных и религиозных конфликтов.

Однако с первых дней пребывания в лагере было очевидно, что участь солдат-евреев намного хуже, чем солдат других национальностей. Рацион, санитарные условия, отношение к военнопленным-евреям — все это напоминало положение узников немецких концентрационных лагерей, что противоречило Женевским соглашениям о военнопленных.

Но, кроме издевательств со стороны немцев, евреи столкнулись с еще более обидными для себя издевательствами, оскорб-лениями и предательством со стороны своих вчерашних «товарищей» по оружию, служивших в Польской армии. Многие пленные перестали разговаривать с евреями. Подобное отношение провоцировалось и поощрялось немецким руководством лагерей. Так как некоторые евреи скрывали свое происхождение, в лагере возникла система доносчиков: «За выдачу еврея можно было получить обувь, рубашку, иногда даже мундир».

Большинство польских военнопленных-евреев, отправленных в шталаги на территории Германии, погибло в результате голода, болезней, издевательств или было расстреляно... К весне 1940 г. в шталагах погибло около 25 тыс. польских военнопленных-евреев.

Уже с самого начала войны немецкая экономика стала испытывать потребность в дополнительной рабочей силе. Западных военнопленных, учитывая Женевские соглашения, особенно на первом этапе войны, Германия не решалась широко использовать. Однако евреев, лишенных статуса военнопленных, можно было использовать на военных объектах, не вступая в противоречие с международными нормами.

8 ноября 1943 г. в Майданеке произошел массовый расстрел 18 500 евреев. В их числе — по разным сведениям от 500 до 2500 человек — военнопленных-евреев. Это были последние оставшиеся к этому времени в лагерях польские евреи-военнопленные.

Судьба военнопленных евреев-офицеров оказалась более счастливой. Около 18 тыс. польских офицеров было захвачено немцами в плен, среди них около 700-900 офицеров-евреев. Вначале они содержались вместе с польскими офицерами, но в течение 1940 г. офицеров-евреев отделили и отправили в Офлаги — II-C (Вольденберг), VI-E (Дорстен), VI-B (Доссель) и др. Убийство офицеров-евреев не было характерным явлением. Однако известно, что 200 польских офицеров-евреев были убиты в Офлаге VI-В (Доссель). Несмотря на жестокий режим, на неприязнь собратьев по оружию, к 8 мая 1945 г. остались в живых 166 польских офицеров-евреев.

Всего из 60 тыс. военнопленных-евреев дожили до победы 500 человек.

Судьбы польских военнослужащих-евреев, оказавшихся в плену в СССР 20 тыс. польских солдат-евреев были взяты в плен Красной Армией в результате вторжения СССР в Польшу 17 сентября 1939 г. Многие военнопленные-евреи, попавшие в плен Красной Армии, вернулись домой до конца 1939 г.
Пленные офицеры-евреи были направлены в лагеря Козельск, Старобельск, Осташково и другие, разделив судьбу польских офицеров, расстрелянных в этих лагерях и в печально известной Катыни. Всего в апреле-мае 1940 г. в Советском Союзе было расстреляно 456 польских офицеров-евреев.

На сегодняшний день установлены имена около 700 польских военнопленных-евреев, ставших жертвами сталинской антипольской политики. Среди убитых был и Главный военный раввин Польши майор Барух Штайнберг.

Среди высших по воинскому званию убитых евреев были награжденные орденом «За мужество, проявленное в бою» полковник Флештин и писатель и журналист Мечислав Биренбаум.

Убийство польских военнопленных-евреев не носило характера национального геноцида, а преследовало политические цели. Сталин, как нацисты, истреблял польскую интеллектуальную элиту, способную возглавить сопротивление и способствовать возрождению польского государства. Что же касается непосредственно польских офицеров, погибших в СССР, необходимо отметить, что число погибших в СССР во много раз превышает число погибших в немецком плену.

После нападения Германии на Советский Союз в СССР из числа польских военнопленных началось формирование Польской армии во главе с генералом Андерсом. В составе Польской армии генерала Андерса, созданной на территории СССР в 1941-1942 гг., к моменту ее перевода из СССР в Иран, из 75 400 солдат, по разным данным, было от 600 до 1000 евреев.

После ухода армии Андерса в 1943 г. в СССР началось формирование 1-й Польской пехотной дивизии им. Костюшко, которая была развернута в корпус, а затем в 1-ю Польскую армию.

Из общего числа 400 000 солдат, в том числе 38 490 офицеров, в 1-й Польской армии евреев было более 20 000, включая 3 200 офицеров. Один из этих офицеров — Виктор Гроз в годы войны стал генералом.
За мужество и героизм, проявленные в первых боях, которые дивизия вела в октябре 1943 г. у села Ленино Могилевской области в Белоруссии, польский еврей — заместитель командира 1-го стрелкового полка — Юлиус Хюбнер был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны Юлиус Хюбнер стал генералом Войска Польского.

После поражения Польши польские евреи продолжали сражаться с фашизмом в составе армий стран, ведших войну с Германией. Так в составе польской армии, сражавшейся во Франции в 1940 г., из 72 тыс. 14 тыс. были евреи.

Арон Шнеер

ПАРАДОКСЫ ПОЛЬСКО-ЕВРЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Трагедия лета 1941 г. в маленьком польском городке близ восточной границы Польши Едвабне взбудоражила всю Польшу, напомнив о черной странице ее истории. Это связано с тем, что польский историк Ян Томаш Гросс, живущий в Нью-Йорке, опубликовал очерк «Лето 1941-го в Едвабне», в котором со слов очевидца рассказал об уничтожении поляками евреев этого городка, затем вышла его книга «Соседи» с подробным описанием этого преступления.

До войны в Едвабне проживало 1600 евреев (60% населения). В начале войны, в понедельник 23 июня 1941 г., в городок вошли немецкие войска, а 25 июня поляки приступили к еврейским погромам. Они убивали своих соседей топорами, протыкали вилами, вырезали им языки, выкалывали глаза, топили в пруду, рубили головы. Простые обыватели играли в футбол отрезанной головой учителя иврита. Местный ксендз отказался остановить кровопролитие, потому что считал всех евреев коммунистами.

ИзменитьУбрать
Унижение евреев
(одного из них заставили
обрить другому бороду)
служит развлечением
(0)

10 июля гитлеровцы отдали приказ об уничтожении всех оставшихся в живых евреев, и исполнителями этого приказа стали поляки. Они согнали евреев на центральную площадь, а затем повели их в сарай на окраине городка, куда раньше уже побросали тела растерзанных жертв. Там и сожгли всех вместе, живых и мертвых. По дороге к месту сожжения поляки постарались сделать шествие евреев шутовским. Их построили в колонны по четыре во главе с девяностолетним раввином, которого заставили нести красное знамя, принудили играть оркестр, заглушавший крики жертв...

Местная жительница Антонина Выжиковская спрятала семерых евреев от расправы. Позднее ей пришлось скрываться, опасаясь мести своих земляков, после того, как они избили ее за сострадание к евреям.
Следует, однако, отметить, что спустя 4 года после войны, в мае 49-го года, в Ломже состоялся процесс, в результате которого большая часть обвиняемых получила от 8 до 15 лет тюрьмы, а один был приговорен к расстрелу, но позднее приговор заменили 15 годами лишения свободы. Сам процесс прошел без огласки, и в стране об этом практически никто не знал.

Поляки расправлялись с евреями и в других местах.

Нельзя не признать, что антисемитские настроения в Польше подогревал тот факт, что в состав польского руководства входили несколько евреев — Якуб Берман и Хиляри Минц. Кроме того, несколько евреев было в органах безопасности на ответственных постах, и это обстоятельство ловко использовалось антисемитскими элементами.

В середине 60-х в Польше была развязана злобная антисемитская кампания по инициативе партийного руководства во главе с тогдашним первым секретарем Центрального Комитета Польской объединенной рабочей партии В. Гомулкой. Многие оставшиеся в живых евреи, в основном представители интеллигенции, вынуждены были покинуть Польшу.

Новый всплеск антисемитской кампании произошел в 70-е годы, хотя евреев в то время оставалось в стране всего несколько десятков тысяч.

Именно тогда мировая печать заговорила о специфическом польском феномене — «антисемитизме без евреев». Антисемитская пропаганда, которая велась в Польше на официальном уровне в течение многих лет, дала свои «плоды». 49,2% поляков сейчас считают: хорошо, что ныне в Польше меньше евреев, чем было когда-то. Противоположного мнения придерживаются 11,6 %. Неудивительно, что антисемитские эксцессы в Польше продолжаются и по сей день.

Так, 11 ноября 2000 г., в день Независимости страны, в нескольких городах прошли демонстрации скинхедов, националистов и неонацистов, которые по сложившейся традиции выкрикивали: «Евреи, вон из Польши!» — и сжигали флаги Израиля. Как и каждый год, главари экстремистских группировок в очередной раз известили местные власти о планируемых демонстрациях, а чиновники, как всегда, не нашли основания их запретить.
Однако, как отмечает газета «Впрост» 90% поляков все же против разрешения подобных демонстраций, а 85% — за то, чтобы наказывать распространение высказываний фашистского толка. Зарегистрированная в 1999 г. организация «Национальное возрождение Польши» в своей идейной декларации заявила: «Евреи из Польши будут удалены, их имущество ликвидировано. Планомерное и радикальное удаление евреев — это последний этап политики по еврейскому вопросу».

В этих условиях опубликование книги Яна Томаша Гросса вызвало колоссальный шок среди польской и международной общественности. Трудно было представить, что поляки, так пострадавшие в годы нацистской оккупации — погибло почти 3 миллиона человек — участвовали в уничтожении евреев.

«В нашей истории тоже есть темные пятна, и мы не можем их дальше замалчивать, как бы это ни было для нас больно, — заявил в начале апреля 2001 г. президент Польши Александр Квасьневский израильской газете «Едиот Ахронот». — Подобные страшные события могут иметь разное происхождение, но не должно быть забыто главное: массовые убийства евреев поляками. Евреи должны услышать из наших уст, из уст поляков, просьбу о прощении». Квасьневский признался в этом интервью, что не мог осилить более двух страниц в день, когда читал книгу «Соседи», — до такой степени его шокировали подробности погрома.

На траурной церемонии в Едвабне, посвященной 60-летию погрома, при большом стечении людей президент Польши Александр Квасьневский от себя лично и от имени тех поляков, которые переживают боль и стыд за эту трагедию, попросил прощения у еврейского народа.

Но сказать только о том, что какая-то часть поляков виновна в истреблении евреев в Польше в годы войны, это значит сказать не всю правду о польско-еврейских отношениях. Польские правые организации, в отличие от большинства стран Европы, не встали на путь сотрудничества с нацистами, несмотря на существование в Польше довольно стойкой антиеврейской традиции.

«Польские антисемиты сражались против Гитлера, а некоторые из них даже участвовали в акциях спасения евреев, хотя за это им грозила смерть, — подчеркивает известный польский публицист и политолог еврейского происхождения Адам Михник, — так возник специфический польский парадокс: на оккупированной польской земле можно было одновременно быть антисемитом, героем антигитлеровского сопротивления и участником операций по спасению евреев».

Адам Михник пишет, что известный польский интеллектуал Ян Блоньский опубликовал в еженедельнике «Тыгодник повшехны» эссе именно об этом парадоксе. Он напомнил о громком воззвании католического фронта возрождения Польши, написанном католической писательницей Зофией Коссак-Щуцкой. В этом воззвании, прозвучавшем в августе 1942 г., говорилось: «В Варшавском гетто, отделенном стеной от мира, несколько сот тысяч смертников ждут смерти. У них нет надежды на спасение. К ним никто не придет на помощь. Количество убитых евреев перевалило за миллион, и эта цифра увеличивается с каждым днем. Гибнут все. Богатые и бедные, старцы, женщины, мужчины, молодежь, грудные дети... Они виновны лишь в том, что родились евреями, приговоренными Гитлером к уничтожению. Мир глядит на эти преступления, самые страшные из всех, что видела история, и молчит...

Тот, кто молчит перед фактом убийства, тот сам становится пособником убийцы. Кто не осуждает — тот разрешает. Поэтому поднимем голос мы, поляки-католики». Но далее польская писательница заявляет: «Наши чувства в отношении евреев не изменятся. Мы по-прежнему считаем их политическими, экономическими и идейными врагами Польши. Более того, мы отдаем себе отчет в том, что они ненавидят нас больше, чем немцев, что возлагают на нас вину за свое несчастье. Почему, на каком основании, — это остается тайной еврейской души, неустанно подтверждаемой фактами. Осознание этих чувств не освобождает нас от обязанности осудить преступления... В упорном молчании международного еврейского сообщества, в увертках немецкой пропаганды, стремящейся сбросить вину за резню евреев на литовцев и поляков, мы чувствуем враждебную для нас акцию».

Но поляки, спасавшие евреев, меньше всего исходили из концепции Зофии Коссак-Щуцкой. Среди Праведников народов мира — это почетное звание присваивается Национальным институтом памяти Катастрофы и Героизма Яд-Вашем в Иерусалиме лицам, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации, — поляки занимают первое место. На 1 января 1992 г. из 9949 праведников 3558 были поляками. Среди тех, кто оказывал помощь в спасении евреев, была семья Папы Иоанна Павла II.

Владислав Бартошевский, выдающийся государственный деятель Польши, писатель, узник Освенцима и сталинизма, активный участник Варшавского восстания, в годы оккупации был одним из организаторов «Комитета помощи для спасения евреев». Он удостоен звания Праведника народов мира.

Другой известный польский политический деятель и дипломат — Ян Карский неоднократно проникал в Варшавское гетто, где собирал информацию об истреблении нацистами евреев, которую затем передавал польскому правительству в Лондоне и союзникам. Он писал: «Тысячи и тысячи евреев участвовали в подпольном сопротивлении... но они скрывали свое еврейское происхождение, чтобы не подвергать себя двойному риску. После войны я узнал, что мой непосредственный начальник, Ежи Маковецкий — еврейского происхождения. Я нередко с ним виделся... Он не хотел, чтобы даже я знал о том, что он как-то связан с евреями».

Ян Карский настаивал на более активных действиях против нацистов, в частности на «бомбардировках возмездия», призывал союзников разбомбить железнодорожные пути, ведущие к Освенциму, а также газовые камеры и крематории. Как отмечал заместитель директора Королевского колледжа в Лондоне И.Д. Гейсфорд, «влиятельным людям, близким к президенту Рузвельту и премьер-министру Черчиллю, трудно было понять, что отчеты Карского — не преувеличение, и они отказались ему верить».
Помощь, оказанная польскими антифашистами евреям в годы войны, — одна из светлых страниц в истории Польши. И нельзя не согласиться со словами Адама Михника, что «тот, кто пытается вырвать преступление в Едвабне из контекста эпохи и построить на нем некое обобщение, тот, кто утверждает, что так вели себя только поляки и все поляки, — тот насаждает ложь такую же мерзкую, как многолетнее вранье о преступлении в Едвабне».

Яков Этингер, «Лехаим»

КАК ПОЛЬСКИЙ СКИНХЕД СТАЛ ЕВРЕЕМ

Во время нацистской оккупации, а потом в годы правления коммунистов немногочисленные евреи, оставшиеся в Польше, часто предпочитали скрывать свое происхождение. Сейчас их потомки с удивлением узнают этот «страшный» секрет.

Павел работает в кошерном ресторане в самом центре Варшавы. Не так давно Павел был одним из скинхедов. «Я родился в семье католиков. Меня крестили. Мои родители и сейчас католики», — говорит он. «Когда я был скинхедом, я бродил по улицам и говорил: ох уж эти евреи. Вы только посмотрите, что они натворили».
Теперь Павел понимает, что это было чистое сумасшествие, поскольку скинхеды ничего не знали ни о евреях, ни о еврейской культуре. Единственное, что они знали, — это лозунги типа: «Евреи правят миром». По его словам, доставалось не только евреям. «Молодежи всегда надо иметь какого-то врага. Для нас врагами были евреи, чернокожие и цыгане», — рассказывает Павел.

Но шесть лет назад Павел узнал, что он — еврей, потому что его родители — евреи. Еще до его рождения они крестились.

«Я смотрел на себя в зеркало и думал, ну почему именно я должен быть евреем? Для меня это было страшное потрясение. Всю свою сознательную жизнь я ненавидел евреев. Вначале я никак не мог смириться с этим», — говорит Павел.

Потом Павел понял, что ему хочется узнать больше об иудаизме, и он начал ходить в синагогу. Сейчас ему 30 лет, и он хочет стать ортодоксальным евреем. Однако в ермолке на улице он чувствует себя неуютно.
«Я надеваю кепку, но это не всегда помогает, потому что я отрастил бороду. Прохожие смотрят на меня и отворачиваются. Иногда я слышу, как они говорят: смотри, вон еврей пошел. Но я не обижаюсь. Я и сам так говорил когда-то», — вспоминает Павел.

Он не встречается со своими бывшими друзьями, потому что не знает, как они отреагируют на произошедшие с ним перемены. Но его родители гордятся тем, что Павел и его жена-еврейка живут по еврейским законам, хотя они сами не хотят возвращаться к своим корням.

«Я сказал отцу, что ему будет полезно вернуться к иудаизму. Но он говорит, что привык к костелу, и ему трудно переиначивать свою жизнь. Однако это их решение, и я не настаиваю. Для меня важно, чтобы они были счастливы», — говорит Павел.

По официальной статистике, в Польше проживают всего несколько тысяч евреев. Но, по некоторым оценкам, подлинное число людей с еврейскими корнями может достигать 30 тысяч. «Евреев в стране гораздо больше, чем принято считать. Мы организовали группы поддержки, потому что многие, когда узнают о том, что они — евреи, просто не знают, как им быть. К нам приходят люди, которые хотят побольше узнать об иудаизме. Многие из них готовы принять его и жить по-новому», — говорит главный раввин Польши Михаэль Шудрих. — «Но это нелегко. Нужно большое терпение, и я лично преклоняюсь перед этими людьми, потому что я не знаю, как я бы повел себя на их месте».

Адам Истон, BBC ijc.ru

————————

Еврейский заговор 1968 года

По мнению исследователей, занимающихся изучением еврейской культуры в Польше, ее окончательное исчезновение приходится на более поздний период — на 1968 год. Именно в это время из страны были фактически изгнаны две трети из
30 тысяч евреев, находившихся тогда в Польше. Первый секретарь стоявшей у власти Польской объединенной рабочей партии Владислав Гомулка обвинил евреев в организации студенческих волнений в марте 1968 г. Он заявил, что речь идет о «сионистском заговоре», и фактически дал «добро» на новые преследования евреев, перед которыми встала необходимость выбора: эмигрировать, либо полностью отказаться от национальной, культурной и религиозной идентичности. Большинство покинули Польшу.

www.jn.com.ua

8 марта 1968 г. мы организовали на территории университета митинг, на который пришло несколько тысяч человек. Мне выпала честь зачитать резолюцию. Такая масштабная студенческая акция протеста прошла в Польше первый раз.

... Буквально на следующий день начались новые митинги. По всей Польше университеты «просыпались» один за другим. Студентов арестовывали, отчисляли, забирали в армию.
...сначала нас обвиняли в том, что мы — агенты Израиля, агенты генерала Даяна... Многие из нас были еврейского происхождения, но и тех, кто не был, обвиняли в том, что они — евреи. К тому же были арестованы люди с еврейскими фамилиями, которые вовсе не имели отношения к нашим событиям. Это было время разгула антисемитизма в Польше.

#19-го марта Гомулка выступал перед партактивом. Это было его программное выступление, в котором он изложил свое политическое кредо. По сути это было выступление против интеллигенции... В нем звучали фамилии Киселевского, Ясеницы... Он назвал большой список интеллигентов, бывших «партийных ревизиони-
стов» и — евреев-сионистов. В этом выступлении он, фактически, уговаривал евреев уезжать из Польши. «Мы, — говорил он, — не будем препятствовать гражданам Польши еврейского происхождения выехать». А актив скандировал: «Сегодня, сегодня». То есть пусть уезжают прямо сегодня. ...это выступление было страшным. Особенно его тон. ... Мне кажется, что раньше ни один вождь в Польше не обращался к толпе, которая была объята такой ненавистью.... Мы чувствовали — эта атмосфера висела над нами месяца два, — что правящая коммунистическая партия готова превратиться в банду, которая будет бить интеллигентов, ревизионистов, евреев.

#Тогда из Польши уехало 20 или 30 тысяч евреев. Людей выгоняли с работы... А потом — все быстро успокоилось.

Ирэна Лясота


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №78-79 > С войной покончили мы счеты
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 05:40:40
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов