БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №8 > Еврейская корона
В номере №8

Мигдаль Times №8
Еврейская корона

Эта история случилась с одним из моих знакомых, сразу же после свадьбы. Утром, гордый новым статусом мужа, он, гуляя по квартире, обнаружил дедушку жены. Дедушка — религиозный кишиневский еврей — читал утреннюю молитву «Шахарис». Все как положено — в талесе, с тфиллин... Новый муж — николаевский еврей — никогда в жизни не видел тфиллин (вы же понимаете, что Николаев — это вам не Кишинев), но зато он был молод и умел логично мыслить. Вот и сообразил, что старичок накрылся покрывалом (т.е. талесом) и, чтоб лучше было видно, повесил на голову фонарик (речь шла о головных тфиллин). Но почему лампочка не светится? Набравшись храбрости, подошел он к тестю и, как старый электрик, предложил помочь новому родственнику — разобрать, почистить контакты... Тесть удивленно посмотрел на зятя и сказал: «Йолдэню, это же тфиллин!». «А-а-а, — сказал йолдэню, — тфиллин...»

Сказано нашими мудрецами: «Кто невежда? Тот, кто не надевает тфиллин» (Талмуд, трактат Брахот, 47б). Это правда, но, увы, в нынешние времена встречаются люди настолько невежественные, что не только не надевают тфиллин, но даже и не знают, что это такое. Между тем, тфиллин, которые Талмуд называет «славой Израиля», являются, помимо прочего, ярким свидетельством того, что на горе Синай Моше-рабейну получил одновременно Письменную и Устную Тору. Каким образом? Давайте разбираться...

Заповедь тфиллин упоминается в Торе четыре раза, и каждый раз дается указание, что текст с определенными словами и понятиями должен быть прикреплен к руке и голове. Из этого мы делаем вывод, что все отрывки из Торы, содержащие эту заповедь, должны быть включены в текст тфиллин. Таким образом, тфиллин содержат четыре отрывка, которые обычно называются их начальными словами:

1) Шма (Дварим 6:4-9) — утверждение Единства Б-га;

2) Вэайя им шамоа (Дварим, 11:13-21) — ответственность человека перед Б-гом;

З) Кадэш (Шмот 3:1-10) — обязанность помнить об исходе;

4) Вэайя ки иевиаха (Шмот, 13:11-16) — обязанность передать эту память детям.

Говоря о тфиллин, надеваемых на руку, Тора называет их от («знак» — ивр.), причем слово это употреблено в единственном числе. О тфиллин же, надеваемом на голову, сказано во множественном числе — тотафот (это слово обычно переводят как тфиллин). Поскольку о ручных тфиллин сказано в единственном числе, то все четыре главы в них написаны на одном свитке пергамента, вложенном в одну коробочку. В головных же тфиллин главы написаны на четырех свитках, помещенных в четыре коробочки, соединенные вместе.

И, кроме этого, в Торе (Письменная Тора) о тфиллин не сказано ничего. То есть абсолютно ничего — ни описания их формы, ни малейшего намека на то, как их следует изготовлять... Тора говорит только об их содержании — и более ничего!

На первый взгляд, это удивительно, странно и нелогично: очень важная заповедь, предмет, в котором каждый из элементов глубоко символичен, да и сама форма тфиллин неочевидна, поэтому надеяться, что евреи интуитивно поймут, как их нужно изготовлять, не приходится... И вот же, ни слова о «тактико-технических характеристиках»... Откуда же мы знаем, какими должны быть тфиллин?

И вновь вернемся к Устной Торе. Устная Тора (Тора шэбэальпэ — «Тора, которая на устах» (ивр.)) — это не книга на полке. Устная Тора — это жизнь народа. Полученная одновременно с Хумашем на горе Синай, она в течение полутора тысяч лет передавалась изустно от учителя к ученику, пока, в результате жестоких гонений римлян, не возникла опасность забвения устного учения. И тогда, 1700 лет назад, Устная Тора была записана в том виде, в котором дошла до нас в Талмуде. И на все «узкие места» Письменной Торы имеются обширные комментарии Торы Устной. Например, тфиллин... Их материальное воплощение совершенно неочевидно, и в Письменной Торе этого описания нет. Других письменных указаний от Вс-вышнего мы не получали; значит, утверждение, что, помимо письменного «конспекта», евреи получили развернутые толкования каждой заповеди (своеобразную «техническую документацию»), вполне логически согласовано. Таким образом, тфиллин может служит ярким свидетельством одновременного получения Письменной и Устной Торы (что категорически отрицают, например, караимы).

Существуют, естественно, некоторые различия в «практике иудаизма» между разными общинами. Так, например, европейские евреи (ашкенази) надевают тфиллин (принято говорить «накладывают») тфиллин стоя, в то время как евреи восточных стран накладывают их сидя... В некоторых общинах ремни навивают в направлении «от себя», а в некоторых «на себя». Это из различий. А теперь поговорим о сходствах.

Все части тфиллин изготовляются из материалов животного происхождения (т.е. никаких полимеров, нейлона, целлофана...), причем используются только животные кошерные.

В Устной Торе, полученной Моше-рабейну на Синае, есть десять основных законов, касающихся тфиллин:

— пергамент (клаф), на котором написаны главы из Торы, должен быть сделан из кожи кошерного животного;

— текст должен быть написан специальными черными чернилами;

клаф должен быть связан с текстом волосом кошерных животных;

клаф с текстом должен быть помещен в квадратные кожаные коробочки;

— на внешней коробочке головных тфиллин должна быть начертана буква «шин». На правой стороне коробочки обычно пишется трехглавая буква «шин», а на левой ее стороне — четырехглавая;

— коробочки тфиллин помещаются на основании (титуре), которое шире их;

— в основании имеются отверстия для ремней, которые называются маабарта;

— коробочки должны быть сшиты нитями из сухожилий кошерного животного;

тфиллин прикрепляют к голове и рукам кожаными ремнями, с внешней стороны выкрашенными в черный цвет;

— ремень головных тфиллин завязывается на коробочке узлом в форме буквы далет, а ручных — узлом, напоминающим букву йуд.

На тфиллин должны быть начертаны три буквы — шин, далет и йуд, составляющие одно из Имен Б-га — Ш-ддай, переводимое обычно как Вс-могущий. Те же буквы, как вы помните, написаны и на мезузе (см. «Мигдаль Times», №7). Как и мезузу, изготовлять тфиллин имеет право только квалифицированный переписчик священных текстов — сойфер. Текст пишется особым шрифтом, называемым стам (Сейфер Тора, Тфиллин, Мезуза), и правила написания текстов тфиллин аналогичны правилам для написания мезузы.

Талмуд называет тфиллин венцом еврейской уникальности. Вы надеваете тфиллин на левое предплечье, ближе к сердцу — сосредоточию эмоций, и на голову (разум), посвящая тем самым эмоции и разум служению Б-гу. Ремешок тфиллин наматывается на руку до самой ладони в знак того, что дела и поступки вы тоже посвящаете служению Б-гу.

Да, кстати, а как же и когда надевают тфиллин?

Тфиллин надевают мужчины, начиная с тринадцати лет (бар-мицва) и вплоть до ста двадцати (понятно, о чем тут идет речь?). Тфиллин принято надевать во время утренней молитвы, но если у вас по каким-то причинам это не получилось, вы можете его надеть в течение всего светлого времени суток. И так каждый день, за исключением суббот, праздников и полупраздничных (холь hа-моэд) дней. «Почему за исключением?» — спросите вы?

Дело в том, что некоторые заповеди Тора относит к категории от («знак»), т.е. они служат знаком связи между евреями и Б-гом. Так, Суббота названа в Торе от; праздник — это тоже от; к этой же группе «знаков» относится и заповедь тфиллин. Кроме того, в категорию «знаков» попадает и обрезание (брит-мила), следовательно, в будние дни еврей имеет при себе два знака — тфиллин и брит-мила, а в Субботу и праздники, когда таких знаков тоже должно быть два, ими оказываются брит-мила и суббота (праздник). Поскольку тфиллин надевают только днем, то они также являются «положительной (побуждающей) заповедью, связанной со временем», и женщины от нее освобождаются.

Сначала надевается ручной тфиллин, но если человек молится в талесе, то сначала надевают талес. Здесь действуют два принципа. Первый: «более постоянное идет первым» (т.е. из двух заповедей или из двух молитв, время для которых наступило одновременно, сначала выполняют ту, что выполняется чаще; и поскольку талес надевают ежедневно, а тфиллин — только в будние дни, то талес предшествует тфиллин). Второй принцип: «в святости повышают, а не понижают». Талес — это одежда, сделанная по установленным Торой законам, а тфиллин обладают собственной святостью, поэтому сначала надевают талес, а потом тфиллин.

Ручной тфиллин помещают на бицепс левой руки на уровне сердца. Отверстие, через которое продевается ремень, должно быть над коробочкой. Перед затягиванием ремня произносят соответствующее благословение. Затем затягивают ремень тфиллин и дважды оборачивают его вокруг предплечья и кожаного выступа основания ручного тфиллин (ремни при этом образуют букву «шин»), после чего ремень оборачивают семь раз (т.е. делают семь полных оборотов) вокруг руки. Остальную часть ремня оборачивают вокруг ладони. Сразу после этого вынимают головной тфиллин и помещают на голову, прямо надо лбом, а узел — в нижней части затылка. Надо следить за тем, чтобы коробочка находилась достаточно высоко надо лбом, т.е. чтобы ее нижний край не выходил за линию волосяного покрова, и чтобы она располагалась по центру, на равном расстоянии от глаз.

Надев таким образом головной тфиллин, разматывают ремень с ладони, чтобы этим ремнем сделать три витка на среднем пальце руки: первый — на фаланге, ближайшей к ладони, второй — на средней, а третий — опять на первой фаланге. Оставшуюся часть ремня затем оборачивают вокруг ладони.

Во время надевания тфиллин запрещено отвлекаться для произнесения каких-либо слов или жестикулировать. Единственное, что допускается, — это ответить «Омэйн» («Аминь») на благословение, которое кто-то другой скажет на тфиллин. Если человека все-таки что-то вынуждает отвлечься, он должен сказать благословение «Аль мицват тфиллин» перед надеванием головного тфиллин.

Процедура снятия тфиллин следующая: ремень со среднего пальца разматывают стоя и наматывают его на ладонь. Затем левой рукой снимают головной тфиллин, складывают и убирают в специальный мешочек. После этого снимают ручной тфиллин, складывают и тоже убирают в мешочек. Обычно головной тфиллин кладут в мешочке справа, а ручной — слева.

Тело, на которое накладывают тфиллин, должно быть чистым, поэтому перед наложением тфиллин желательно сходить в туалет. Человек, страдающий расстройством желудка, свободен от исполнения заповеди о тфиллин.

Ремешки и корпус тфиллин должны быть всегда черного цвета. Если окрашенная поверхность повреждена, то ее окрашивают специально приготовленной краской (никакой другой краской это делать нельзя). Помимо этого, следует обращать внимание на исправность текстов, помещенных внутрь корпуса. Принято проверять тфиллин всякий раз, когда в жизни человека происходят изменения: например, беременность жены или переезд на жительство в другую страну...

Заповедь тфиллин не отнимает много времени, но наши мудрецы говорят: тот, кто ежедневно тщательно соблюдает заповедь о тфиллин, заслуживает долголетие и жизнь в мире грядущем. Так что думайте, взвешивайте... делайте...

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №8 > Еврейская корона
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-01-24 06:02:57
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет"