БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №80 > «Что? Где? Когда?» в СНГ
В номере №80

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

«Что? Где? Когда?» в СНГ
Роман МОРОЗОВСКИЙ

Возникновение тусовки ЧГК относится к эпохе седой древности, когда многие нынешние игроки еще не родились.
Нет сомнения, что первоначальным импульсом к ее появлению послужила телеигра «Что? Где? Когда?». Но, однажды начавшись, процесс, как говорится, пошел, и пошел очень быстро, как вглубь, так и вширь. Энтузиасты в разных городах стали создавать клубы и команды.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ТУСОВКИ

Серия выездных игр лучших телезнатоков в разных городах еще более усилила процесс создания клубов, тем более что для многих команд появилась возможность сыграть на выезде. Конечно, тут возникали всякие проблемы — ведь в разных городах играли по разным правилам, а иногда и в разные игры. Но все возникающие вопросы решались обоюдными компромиссами, и постепенно сложился некий усредненный кодекс игры и прочие сопутствующие игре ритуалы.

Большинство из них было направлено на обеспечение честной игры, поскольку о телевидении и всех аспектах проблем, связанных со зрителями, никто не думал.

Но желающих посмотреть на игры становилось все больше, и пришлось не очень «смотрибельное» зрелище ЧГК (много команд, получив вопрос, целую минуту — а для зрителя это очень много — шушукаются, а потом сдают записки и получают новый вопрос) как-то приукрасить. Ведь кайф телеигры во многом происходит оттого, что телезритель слышит процесс обсуждения командой вопроса и может сопереживать.

Появились конкурсы для зрителей и игры на опережение, в которых первая правильно ответившая команда выигрывала вопрос. Из множества таких игр и предложенного Борисом Бородиным названия «Брейн-ринг» и возникла идея новой телеигры, которая во многом определила облик нынешней тусовки, ее приоритеты и менталитет.

Поскольку очень трудно рассказывать о становлении всей тусовки, так сказать, «взагалi», я буду рассказывать о становлении одесской тусовки, так называемом «игровом центре». В него Одесса превратилась благодаря множеству факторов, среди которых немалое место занимает наличие большого числа бескорыстных энтузиастов-организаторов.

Из институтского клуба «Коллеги» вырос и стал городским клуб «Эрудит». Там родилось довольно большое количество игр, в которые играет сейчас вся тусовка ЧГК. Организаторами клуба были люди, известные и сейчас: Борис Бурда, Виктор Мороховский, Эдуард Злотников и другие не менее достойные люди — всех, к сожалению, перечислить здесь нельзя из-за недостатка места. Играли в:

ИзменитьУбрать
(0)

- «реалии» — 4-5 характеристик человека, явления или события, все более и более легких для узнавания (но отвечать, правильно или неправильно, можно только один раз), с соответствующим количеством очков;

- «травести» — в отрывке какого-нибудь классического текста заменялись все имена собственные, типы кораблей, характеров и т.п., причем высшим шиком считалось перенесение из одного литературного произведения в другое: допустим, замена персонажей «Книги джунглей» делегатами съезда народных депутатов («...Он демократ, демократ, демократ!» — завыл съезд);

- «покер» — игрок отвечал на вопросы до тех пор, пока не говорил: «хватит» (и оставался с набранными очками) либо не ошибался (и все очки сгорали).

Играли и в другие игры. Отвечать на вопросы — это было наиболее простым заданием в череде конкурсов, которыми изобиловала нормальная одесская игра.

Когда в 1985 г. к нам на игру захотела приехать сборная телезнатоков (Еремин, Латыпов, Казаринов, Черных и др.), это вызвало настоящий ажиотаж в городе. Из лучших игроков клуба была составлена сборная города. Зал Политехнического института на 1000 мест был набит битком.

Но игры прошли с подавляющим преимуществом одесситов, и большинство клубного народа разочаровалось в межгородских играх. Они считали (в достаточной степени справедливо), что наша игра живее, зрелищней и интересней.

Начиная с 1985 г. по Украине (и не только по Украине — мы, например, ездили в Новороссийск, Даугавпилс и Варну) прошла череда межгородских игр. Возник и даже был близок к осуществлению чемпионат Украины по ЧГК, но... тут подоспел Мариупольский конгресс.

ИзменитьУбрать
(0)

Идея объединения всех, кто играет в ЧГК, витала в воздухе, и Владимир Ворошилов (ведущий телепередачи «Что? Где? Когда?» и один из основателей фирмы «Игра») послужил катализатором это-го процесса. В Мариуполь съехались делегаты практически из всех городов, в которых играли в ЧГК. На конгрессе организовали МАК — Международную ассоциацию клубов «Что? Где? Когда?» — некую пирамидальную структуру, по идее — общественную организацию, в которой низшее звено — команда ЧГК, а высшее — Совет МАК во главе с В. Ворошиловым. По тусовке забродил призрак телевидения.

Мариупольский конгресс послужил хорошим трамплином для его главного организатора, приложившего немало сил для проведения весьма масштабного мероприятия, с приехавшим из разных стран (действительно разных — СНГ тогда еще был единым СССР, а в конгрессе участвовали представители Болгарии, Вьетнама, Польши, Чехословакии...) большим числом участников, митингами и фейерверками. В скором времени Андрей Козлов стал членом телегруппы, а в дальнейшем — и ведущим телевизионного «Брейн-ринга».

Призрак телевидения материализовался перед командами в 1989 г., когда впервые был проведен Чемпионат СССР по игре «Что? Где? Когда?», — в его регламенте 1/4, 1/2 и финал должны были транслироваться по телевидению и как минимум 8 команд из 167 принявших в нем участие могли рассчитывать на появление в «ящике». Появилась возможность проверить, чего ты стоишь в масштабе страны. Условия были почти идеальные:

- независимый Оргкомитет, состоящий из игроков и понимающий специфику построения качественного вопроса,

- не знавшее практически никого и поэтому не имевшее любимчиков телевидение,

- отрабатываемая в процессе телесъемок технология игры в «Брейн-ринг», на тот момент не дававшая возможности манипулировать результатом.

Вдохновленная удачей I Чемпионата СССР по игре «Что? Где? Когда?» народившаяся тусовка (лучшие команды которой познакомились на съемках) начала выстраивать график соревнований. Санкт-Петербург, Одесса, Днепропетровск, Москва стали так называемыми «игровыми центрами». Прибавить к ним Муром и Владимир, где в основном проводится отбор на телевизионный «Брейн-ринг», и 2-3 турнира регионального значения — и... карусель закрутилась.

ИГРОВЫЕ ЦЕНТРЫ, БЛУЖДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ И ФЕНОМЕН КОМАНДЫ

Поскольку сформировалась тусовка, сформировался и сленг — профессиональный жаргон игрока. Игровые центры, вопросник, ТПД, интуит, «блуждающие звезды», ландскнехты, гранды — полный набор символов игрового метаязыка. Некоторые из понятий я попытаюсь расшифровать.

«Игровые центры» — города, серьезно влияющие на жизнь тусовки, где существует большое количество команд ЧГК, среди которых обязательно должны быть команды экстра-класса, и где постоянно идут какие-то мероприятия ЧГК и «Брейн-ринга». Турниры в этих городах являются событиями для тусовки, по ним считают рейтинги команд и их положение в иерархии. Существуют команды-гранды, команды-середняки и команды-аутсайдеры — как по качеству игры, так и по скверности общекомандного характера (что не всегда совпадает).

Игровые центры живут своей внутренней жизнью и, бывает, хиреют (по самых разным причинам). И тогда в стареющем центре возникает явление под названием «блуждающие звезды». Высококлассные игроки, по
разным причинам не нашедшие применения в собственном городе, начинают играть за команду другого города. Это доставляет и игроку, и команде множество хлопот, но — страсть к игре... тем более, когда игрок попадает в нужную команде нишу, и команда резко улучшает результат...

ИзменитьУбрать
(0)

Ведь классные игроки — люди неординарные, со сложными характерами, и если команда идет на такие трудности, то, как минимум, рассчитывает на хорошую игру и приличный результат. Хотя есть игроки-ландскнехты (высокий класс, но с очень крутой шизой), которых нанимают на 1-2 турнира с целью улучшить общий рейтинг команды.

Феномен команды ЧГК, в общем, не особенно изучен. Большинство команд собираются по принципу личной приязни и живут, пока существуют приятельские отношения. Но команды, настроенные на результат... Они-то и породили профессиональный подход к построению команды, «блуждающих звезд» и ландскнехтов.
Они породили такую интересную профессию — вопросник: человек, профессионально делающий вопросы. На заре существования тусовки уровень суммарной эрудиции игроков в высококлассных командах намного превышал уровень эрудиции людей, готовивших вопросы. Количество возникавших при этом разборок заставило организаторов находить людей, профессионально создающих миниатюры под названием: «Красивый и правильный вопрос».

ИГРА И ШОУ — ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ

ИзменитьУбрать
(0)

История взаимоотношений тусовки и телевидения — это очень сложный сплав различного рода пируэтов и пассажей, проделываемых как одной, так и другой стороной. Чувства, которые эти стороны испытывают друг к другу, лучше всего описывает слово из произведения С. Лема «Эдем» — «любовисть».
Специфика телевидения в том, что зрелище должно захватывать и держать зрителя в напряжении. И с моей точки зрения как зрителя — это правильно: мне интересна передача, в которой есть борьба, противостояние, накал страстей.

Но ведь есть еще тусовка, есть чемпионат по ЧГК и чемпионат по «Брейн-рингу», есть команды — гранды и аутсайдеры. И не может команда села Широкое противостоять команде «Стирол». А ведь приблизительно таким (по классу) командам приходится встречаться в телеиграх.

Телепередача «Что? Где? Когда?» появилась как игра для зрителей-интеллектуалов. Отбор на нее велся индивидуально, с соблюдением всех требований 70-х годов, вплоть до партийности и национального состава.
Пока на экране играла одна команда, совмещать спорт и «картинку» было достаточно легко. Из 11 вопросов 2 классических неотвечалки (правильный вопрос, на который невозможно выйти за минуту, либо требуется суперэрудиция, либо узкоспециальные знания), 2 элементарных вопроса, а остальное — по силам команды, так, как ее силу понимает ведущий. Ведущий получает психологические портреты игроков, помогающие ему управлять ходом игры. А дальше — выигрыш или проигрыш, желательно со счетом 6:5, но можно и чуть-чуть другим, — и передача сделана.

Все стало гораздо сложнее с появлением на экране «Брейн-ринга», где две команды игроков отвечали на один и тот же вопрос. Затрещала по швам и рухнула вся схема контроля хода игры. Ведь несмотря на то, что в телеиграх «Брейн-ринга» 1989-1990 и 1990-1991 гг. участвовали 8 лучших команд страны, все равно команды были неравноценны, и некоторые игры получались бледными.

Мне кажется, нам, команде В. Мороховского, крупно повезло: в 1990-1991 гг. мы выигрывали все турниры, кроме телевизионного «Брейн-ринга», и, пожалуй, только мы могли составить конкуренцию блестяще игравшей команде А. Блинова.

После финального «Брейн-ринга» сезона 1990-1991 гг., где мы заняли второе место, проиграв Блинову, к нам подошла Н.И. Стеценко — мама передачи — и сказала (я цитирую приблизительно, дословно не помню): «Ребята, вы неплохо сыграли, может, вам пора подумать об уходе. Все-таки, команда вы возрастная...». Тогда мы этого не поняли, ведь мы стояли в одном шаге от чемпионских медалей, а тут...
И вообще, о специфике телевидения мы мало что тогда знали. Брошенные со всего размаха в горнило телеигр 1989-1990 гг., мы не вникли в суть высказывания телеигрока (тех еще времен!) Абрамовича-старшего: «Ребята! Если вы хотите играть на телевидении, вы будете играть по его правилам».
А пока отбор мы прошли, разгромив всех на телесъемках 1991-1992 гг. — правильно построили тактику и выиграли «Брейн-ринг». Сезон телеигр 1992-1993 гг. мы начали в ранге чемпионов. Перед съемками нам сказали: «Вы — ребята сильные, мы будем играть вас, как Ивана Поддубного, но если проиграете — не взыщите, будем играть других».

Методы управления процессом игры все улучшались, и количество их все прибавлялось. Некоторые из них объективно нужны, например, высшая лига. Некоторые служат для уравнивания шансов команд разного класса, т. е. вносят элемент хаоса. Одна неотвечалка — и следующий простой вопрос стоит 2 очка, 2 неотвечалки подряд — и команда, первой нажавшая кнопку на следующем вопросе, выиграла игру, 3 неотвечалки подряд — и неугодная команда (а заодно и другая) вылетают из игры.
В процессе съемок невозможно отспорить неверный вопрос (т. е. вопрос, на который у ведущего в качестве правильного записан неверный ответ), ведь время идет, да и сообразить не успеваешь, а нужный результат налицо. Анализируя нашу игру летом 1991 г., мы насчитали три неверных вопроса. Игра окончилась со счетом 6:4, но из 6 вопросов на 3 мы никогда бы не смогли ответить.

Потом были негодующие письма телезрителей. Но письма обычно не обнародуются, да и поезд уже ушел.
Великий уравнитель шансов в «Брейн-ринге», так сказать, «полковник Кольт» — элементарный вопрос. Тут победит тот, кто быстрее нажмет кнопку. И все команды стали искать кнопочников — людей с быстрой реакцией.

К сожалению, методы телешоу перенесли и на все остальные соревнования.
В результате исчезает дух взаимовыручки, размываются понятия честной игры. Если жюри поступит с командой несправедливо, то практически никогда тусовка за обиженных не заступится. Да и взгляд, которым тусовка смотрит на лидирующие команды, изменился. Высококлассные команды стали просто помехой. Один из капитанов команд в интервью газете «Аргументы и факты» сказал приблизительно следующее: «Мы молодая перспективная команда, но засилье “стариков” мешает нашему росту». А выиграть у них он не пробовал?

В связи с тем, что методы шоу проникли в игру, становится очень трудно правильно определить, «who is who». Правда, проводятся чемпионаты по «Что? Где? Когда?» в Израиле, Германии, США. Помнится, на заре
20 века для выяснения, кто же на самом деле самый сильный, приходилось ехать в Гамбург1...

ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ

ИзменитьУбрать
(0)

В среде ЧГК к некоторым игровым «профессиям» относятся неуважительно, не понимая, что без любого из инструментов оркестр звучит беднее. Разберем профессии подробнее:

Диспетчер. Дирижер, руководитель обсуждения, принимает на себя ответственность за выбор версии и право ответа. Чаще всего он и капитан. Хороший диспетчер — зверь редкий. Спокоен, уравновешен, несуетлив, способен держать команду.

Том прямого доступа. Эрудит, человек набитый знаниями. Это главное его достоинство и главный же недостаток, т. к. ТПД без бзика не бывает, причем часто эти величины коррелируют. Хороший ТПД умеет вытаскивать ответ уже на середине вопроса. ТПД в тусовке — зверь, наиболее часто встречающийся, т. к. многие думают, что шесть ТПД и есть команда. Бывает, что команда состоит из мощного ТПД и обслуживающего персонала, но такие команды редко достигают верха турнирной таблицы.

Интуит. Главная примета интуита — он никогда (или почти никогда) не говорит «я знаю», чаще всего он говорит «мне кажется». Вообще, многое в интуиции — «терра инкогнита», точно известно только одно: хороший интуит умеет вытащить правильный ответ просто из воздуха. Недостатки — ранимость, малая стойкость, обидчивость. Хороший интуит — зверь чрезвычайно редкий (хоть в Красную книгу), потеря же его... Что потеряла команда Блинова с уходом Левинтова-Левитана?

Логик. Отвечает за то, чтобы из вороха версий вычленить и оставить в обсуждении наиболее вероятные. В его ведении попытки понять логику вопросника, отсеять шелуху и затемнения вопроса. Хороший логик — зверь нередкий, но, к сожалению, у разных людей логика бывает очень разной, поэтому только хороший логик умеет в нескольких словах обрисовать ситуацию так, чтобы все поняли. Недостатки у логика тоже есть, и главный из них — он требует от других игроков логичных поступков (в соответствии со своим пониманием логики) и обижается, когда у них не получается.

Трезвая голова. Возвращает ситуацию «к нашим баранам», демпфирует раскачку команды, устраняет трения и гасит эмоции. Хорошая «трезвая голова» делает это легко, быстро и незаметно. Как она это делает — я сказать не могу, поскольку наша «трезвая голова» делает это легко, быстро и незаметно.

Никто не говорит, что каждую функцию должен выполнять один человек. Все мы «немного лошади». Без базового запаса эрудиции, хорошей логики, некоторой интуиции и трезвости головы — хороших игроков не бывает. Классный же игрок имеет, так сказать, некоторую «гиперфункцию», а классная команда состоит из игроков с «гиперфункциями» в оптимальном сочетании.

На мой взгляд, классная команда оптимального состава: диспетчер, два ТПД, интуит, логик и трезвая голова. В нашей команде исполнителей чистых функций нет, хотя в начале нашей карьеры Анатолий Вассерман был чистым ТПД. Психологическими методами Ирина добилась раскрытия его творческой части, и теперь логика и интуиция там работают вовсю, что лично мне как логику команды очень мешает, т. к. меняет кодекс верификации. Теперь я должен учитывать то, что версии Толика не на 100% истинны.

У нас четкий договор: каждый делает свою работу — ту, которую он делает лучше других.

Четкие формулировки Бориса Бурды не позволяют ведущим придираться к ответу. Он спикер команды, большая часть ответов (итог работы всей команды) — его. Кроме того, это еще мини-спектакль, сыгранный талантливым актером. Медленная речь и поглаживание бороды Вассерманом и «красивая женщина с железной логикой» Ирина Морозовская позволяют команде прикрыть примерно 99% ответов. Виктор Мороховский чаще всего говорит слова: «Отвечает...» — и далее идет фамилия. Я и Татьяна Богатырева отвечаем в случаях, когда совсем «аут», знаем только мы, и кнопка уже нажата. Главное — результат, а славой мы всегда сочтемся.

ПОБЕДА ИЛИ КАЙФ

За все хорошее надо платить. За счастье победы приходится терпеть сложных и неудобных в общежитии партнеров по команде (хороший игрок редко бывает без бзика — специфика), режим и сухой закон на турнире, да мало ли еще чего... Зато — чемпионы энного числа турниров, мэтры и прочая, прочая, прочая. А кайф от вопроса, который взяли мы одни? Нет, в этом что-то есть.

За все хорошее надо платить. За кайф от друзей, с которыми и игра, и треп, и преф, все в жилу, которые не обидят и вообще... Ну, не самых высоких кондиций игроки, но... А платить приходится нестабильной игрой, серединой турнирной таблицы...

Каждый выбирает для себя. При формировании команды лучше сразу договориться о главной цели. Отсутствие такого договора, в конечном счете, ломает команду. Правда, появилась когорта ландскнехтов, которые разные амбиции реализуют в разных командах. Может, это будет содействовать продлению жизни команд.
Процесс или результат? Это крайние точки, между которыми лежит весь спектр мотивации игроков и команд. Никто не говорит, что их нельзя совместить, но, как все великое, в полном объеме это бывает очень редко.

1995 г.


1Идиома «гамбургский счет» в значении «подлинная система ценностей, свободная от сиюминутных обстоятельств и корыстных интересов», восходит к рассказанной истории о русских цирковых борцах конца XIX — начала XX вв., обычно определявших победителя схватки заранее, договоренностью, но раз в году сходившихся будто бы в Гамбурге, вдали от публики и работодателей, чтобы в честной борьбе выяснить, кто же из них на самом деле сильнее

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №80 > «Что? Где? Когда?» в СНГ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 06:22:34
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl