БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №81 > «Мазл Тов!» или «Броха ве hАцлоха!»?
В номере №81

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

«Мазл Тов!» или «Броха ве hАцлоха!»?
Нехама-Дина САМУЭЛЬ

Одним из ярких событий молодежной конференции c громким названием «Философия успеха» стал психологический тренинг Геры Шпатаковской: студенты писали письма своему успеху. Попробуем и мы повторить их путь.

Здравствуй, успех!

Вокруг только и слышишь слова восторга о тебе. Но каждый описывает тебя по-своему.

Какой ты, успех? Какова цена знакомства с тобой? И где тебя найти?

Часто можно услышать, что известность и популярность — вот он, успех! Но стоит «прокрутить» жизнь успешного (известного) человека, понимаешь, что не каждый из нас готов занять его место. Папарацци, пресса, непозволительность промахов. Одна ошибка перевешивает в сознании людей все достижения, вместе взятые!

А народ может быть успешным?

Черчилль однажды сказал (вероятно, в шутку): «Вообще евреев мало, но в каждом отдельном случае их много». Его, народ, знают все, на него устремлено множество взглядов, даже если он этого не хочет. Еврею не удается скрыться от внимания. Даже если он покидает этот мир, то находятся «поклонники», оскверняющие еврейские могилы и в темную ночь с завидной точностью находящие еврейские мемориалы, чтобы оставить на них отпечатки ненависти. Известность налицо. Это ты, успех?

Если известность — самоцель, то нужен ли ты нам, такой успех? В хорошем деле популярность — не больше, чем побочный эффект. Может быть, успех — иметь смелость оставаться евреем?

А может быть, успех, ты измеряешься в наградах и победах? Сложно назвать область человеческой деятельности, в которой не найдется выдающихся представителей еврейского народа. Мне попалась статья Леонида Радзиховского «Шведская Симхас Тора» («Еврейское слово», №41(214), 2004 г.). Автор просчитал «нобелевскую плотность» в течение ХХ века. Результаты впечатляют. У немцев, англичан и англоамериканцев — 1 лауреат более чем на 1 млн. чел., у шведов и швейцарцев — 1 лауреат на 500 тыс. чел. У евреев «нобелевская плотность» — 1 лауреат на 100 тыс. человек. Вопрос в том, была ли для этих людей награда самоцелью?

А сколько вещей невозможно оценить конкурсом и дипломом! Какой орден можно надеть на грудь еврейского народа за то, что человечество получило законы морали? Может быть, успех в том, чтобы делать добро, не ожидая наград?

А может быть, успех, ты имеешь денежный эквивалент? Крайние проявления бедности и богатства являются серьезным испытанием для человека. «Те, кто погибли от меча, пронзенные, истекшие кровью, были счастливее тех, кто гибли от голода» (Эйха 4:9). Но «чем больше имущества — тем больше забот» (Пиркей Авот 2:7), постоянная проблема — уберечь его от потерь и грабежа.

Много денег — это сколько? Кто богат? Ведь ценность всего материального относительна!

Интересны результаты исследования, проведенного профессором социологии Лизой Кейстер. В исследовании участвовали 4950 человек, которых в период с 1985 по 1998 гг. раз или два раза в год посещали социологи, работающие над этим проектом. Выяснилось, например, что средний объем капиталов «на душу еврейского населения» США составляет 150 890 долларов. Это больше, чем средний по стране показатель (48 200 долларов). «Я вижу, что семья оказывает огромное влияние на выбор стиля жизни, а религия является важной частью жизни семьи, — говорит Кейстер. — Исследование показало, что те, кто посещает синагогу, обычно богаче тех, кто не ходит в нее».

Да... Может быть, в йешивах преподают специальный курс «Как заработать миллион»?

Хотя в Талмуде обсуждение различных вопросов, связанных с деньгами, занимает довольно большое место, отдельно тема денег не рассматривается. Деньги и богатство — всего лишь средство, инструмент, а не цель.

Любопытно: когда злые языки подсчитывают еврейские капиталы, учитывают ли они расходы на благотворительность? Может быть, денежный эквивалент успеха измеряется не размером кошелька, а способностью достать из него содержимое для нуждающихся. Тогда успех — это желание и возможность помогать другим?

Когда люди женятся или рождается ребенок, мы желаем: «Мазл Тов!». Может быть, это твое имя, успех? Тогда почему взрослому в его делах желают «бе-hацлоха»?

Мазл — счастье, удача, везение. Говорят: «Ему улыбнулась удача (мазл)». Даже азартные игры имеют название «мазл». Знаки зодиака — «мазалот». Восклицая «Мазл Тов!», мы просим, чтобы ребенок родился под счастливой звездой. Так значит, все зависит от звезд, от везения? И если кто-то, не дай Б-г, родился неудачником, то никогда не встретиться ему с тобой, успех?

Еврейский закон запрещает обращаться к астрологам за предсказаниями. Иудаизм признает, что многое в судьбе человека предопределяется условиями его рождения и влиянием среды. Да, человек от рождения наделен определенными свойствами характера и темпераментом, но он обязан управлять своими поступками и мыслями, творить собственную судьбу. Мы обладаем свободой выбора между добром и злом. И именно наш выбор, а не влияние звезд и планет, определяет ход событий и нашу жизнь.

В книге «Брейшит» (гл. 15) рассказывается о том, как Всевышний показал Авраму звездное небо. Мидраш, комментируя этот фрагмент, объясняет, что в молодости Аврам занимался астрологией и вычислил по звездам, что у него не должно быть детей (и действительно, до глубокой старости он был бездетен). Всевышний сказал ему так: у Аврама не было детей, но у Авраhама дети будут. Благодаря служению Творцу Авраhам поднялся на иной духовный уровень, где астрологическое предопределение потеряло силу. Так значит, успех, ты не «в руках» звезд?

Ричард Ворзель, футуролог и писатель, отмечает, что «успех организаций и народов основывается на качестве их информации». В статье «Древний еврейский интернет» Дарен Фридман пишет: «“Успех” еврейского народа прямо связан с качеством нашей информации — Торы, которую мы получили на Синае, и которая передавалась из поколения в поколение с величайшей точностью. Как инструмент Тора позволяла евреям производить оценку ценностей и распределять по категориям огромную по объему жизненную информацию».

В Мидраше (Брейшит Раба) сказано: «Как король, желающий построить дворец, не делает этого беспорядочно, а сверяется с планами архитектора, так и

Б-г смотрел в Тору и творил мир». Тора предшествовала сотворению мира, став чертежом, генеральным планом по его построению. Для понимания любого явления самый верный путь — обратиться к первоисточнику.

Мидраш приводит несколько причин, почему Б-г дал Тору именно в пустыне.

Одна из них — как в пустыню может беспрепятственно вступить всякий, так и человек должен быть смиренным. Смирение есть сознание своей малости.

Зачем нам сознание своей малости? Оказывается, оно привносит комфорт в наши отношения с миром.

Мы получаем умение наслаждаться жизнью, не обращая внимания на материальные обстоятельства. Высокомерие же порождает убеждение, что все в долгу перед нами за наши заслуги; в нас растет ощущение, что мы недостаточно вознаграждены.

Пустыня — сплошной песок. Надо быть скромным, как песчинка.

Как идущий по пустыне должен остерегаться змей и скорпионов, так мы должны остерегаться своих дурных желаний. Когда нам кажется, что мы достигли высот и познакомились с тобой, успех, нам стоит вспомнить слова праотца Авраhама: «...я прах и пепел» (Брейшит, 18:27). Если Авраhам мог сказать такое о себе, то мы уж точно можем повторить это для себя.

Но если тебя посетило отчаяние, вспомни: «Мир был создан ради меня» (Мишна, Санhедрин, 4:5). Тора провозглашает: всегда есть путь к исправлению ситуации. А главное, Тора призывает нас к действию! Каждый приходит в этот мир с особой миссией, неповторимой и незаменимой. Для каждого из нас уготовлена специальная работа. И никто не сделает ее вместо нас. В этой работе нас никто не может «подсидеть». Старая идишистская поговорка гласит: «Если я стану таким, как он, то кто же будет таким, как я?». Может быть, успех — быть на своем месте в этом мире?

Тора обладает уникальным инструментом — hалахой. Эта детальная система заповедей вырабатывает в человеке самоконтроль. Цель каждой заповеди — возвысить человека. Нам выбирать: подниматься или падать. Может быть, успех — «карьера» духа?

ИзменитьУбрать
(0)

Одна из самых ярких личностей ТаНаХа — Йосеф. В еврейской традиции Йосеф — это цадик, праведник. Одна из причин, по которой его называют цадиком, связана с рассказом о том, как жена египетского вельможи Потифара не смогла соблазнить Йосефа. Это было серьезное испытание для молодого и одинокого человека.

Для современного общества Йосеф — яркий пример возможности подняться из низших социальных слоев общества (чужак, бывший раб и заключенный) и приобрести громадную власть — фактически править Египтом! Может быть, успех — контроль над своим животным началом?

Говорят, что hацлоха — «успех» — удача, которая, в отличие от «мазл», зависит от самого человека. Известное пожелание Любавичского Ребе: «Броха ве-hацлоха!» («Благословение и успех».)

Ребе Иосеф-Ицхак Шнеерсон любил повторять: «Броха, благословение похоже на дождь. Чтобы от дождя была польза, поле должно быть распахано и засеяно».

Для каждого из нас есть эксклюзивное благословение, но чтобы собрать воду — необходим сосуд. А вот сосуд — это уже наша работа. И главное, с размером не промахнуться, чтобы форма и содержание гармонию нашли. Ювелирная работа, я тебе скажу, успех!

Так, может быть, успех, это и есть твоя формула:

«броха» (от Всевышнего) + «поле, распаханное и засеянное» (наша работа в этом мире) = hацлоха (успех).

Спешу закончить письмо. «Поле» не ждет!
Броха ве-hацлоха!

P.S. Ах, да. Совсем забыла упомянуть одну пикантную подробность! Тот Йосеф, о котором я тебе писала, успех, имел серьезную «крышу». «И был Б-г с Йосефом, и стал тот преуспевающим человеком» (Брейшит,39:2). Ты спрашиваешь, как наладить такие связи? Мудрые люди говорят: «Возьмите Б-га к себе в партнеры, предложите Ему 10% чистой прибыли — Он не откажется». (Ребе)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №81 > «Мазл Тов!» или «Броха ве hАцлоха!»?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 11:21:59
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет