БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №82 > Алгебра и гармония
В номере №82

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

Алгебра и гармония
Подбор материала Ольги Ксендзюк

Как обычный современный человек относится к чудесам? Вроде бы предмет тонкий, эфемерный, руками не потрогаешь. А раз так, то и говорить о нем можно приблизительно, неточно и — не совсем всерьез. Так, на уровне передачи «Удивительное — рядом», или в порядке занятного трепа в теплой компании.

Часть рассказов о чудесах порождена жаждой необычайного, влечением ко всему таинственному, волшебному, непознанному. Часто люди ударяются в крайности: одни готовы увидеть чудо везде, где ни попадя, другие же, наоборот, рвутся разоблачать чудотворцев, кудесников, магов, провидцев, ищут, где там у них ниточки припрятаны, кричат «шарлатаны!». Напоминает печально известную «Тройку по рационализации и утилизации необъясненных явлений»...

Но, разумеется, евреи не были бы евреями, если бы не создали своего собственного представления о чудесах. Еврейская история — как скала: ударит в нее молния — и засверкает на изломе драгоценный металл чуда, который еще надо разглядеть, извлечь, обработать — то есть, осмыслить... То же касается и повседневной еврейской жизни — по ней рассыпаны маленькие золотые искорки чудес. Но умеем ли мы видеть их в будничной суете?

Талмуд изобилует рассказами и легендами о чудесах, но запрещает полагаться на чудо. «Никогда не следует стоять на опасном месте, говоря: “Со мной произойдет чудо”, — так как оно может и не произойти, а если оно и произойдет, то заслуга такого человека уменьшается» (Таанит, 20б).

Вопрос о чудесах — одна из наиболее важных и спорных тем в произведениях средневековых еврейских философов. Существует даже классификация чудес. Обыкновенные — например, чудо дождя, исцеление больных; история Пурима, — то есть, когда происходящие события не противоречат законам природы и все же считаются чудесными. Сверхъестественные — такие как Десять казней, расступившиеся воды Красного моря, получение манны. И существует «третья категория чудес, которые большинство людей не считают чудесами просто потому, что они происходят слишком часто. Тот факт, что ежегодно рождаются миллионы детей, не делает рождение каждого отдельного ребенка менее чудесным. Каждый день происходят сотни или тысячи таких случаев... Они являются повседневными чудесами, — пишет Н. Амсель. — Если бы ученые должны были точно описать, каким образом человек делает один-единственный шаг, то они были бы потрясены тем, насколько поистине чудесным он является... В молитве мы благодарим Б-га за все чудеса, которые происходят с нами каждый день».

Давайте просто вспомним события нашей истории — и древней, и современной. Посмотрим на разных людей, чьи имена, так или иначе, связывают с чудесами. Подумаем, какое место занимают в нашей жизни чудеса — самые разные, большие и маленькие...

БИБЛЕЙСКИЕ ЧУДЕСА

Рождение и жизнь

Ш. Гирш (1815-1889) в книге «Религиозная философия евреев» писал, что есть одно чудо, которое не только совершилось в прошлом, но продолжает совершаться и поныне, — это существование еврейского народа, оно служит еще одним доказательством бытия Б-га. Эта мысль проходит через столетия. С. Надлер в статье «Евреи — чудо!» («Менора», №43) говорит: «Как евреи мы должны считать чудо единственной причиной нашего существования. Если принять во внимание Египет и его фараона, персов и Амана, нацизм и Гитлера, то евреев вообще уже не должно было быть! Б-г обещал сохранить нас как народ, и Он чудесным образом исполнил Свое обещание».

«Традиционные источники сообщают, что наша праматерь Сара была физиологически не способна зачать ребенка. И сама не верила своему счастью, когда, войдя в возраст, в котором на потомство обычно уже не надеются, родила Ицхака. Таким образом, в самом зарождении еврейского народа кроется чудо» (р. Ави Шафран).

Как правило, библейские рассказы о чуде преследуют определенные цели: человек должен знать, что Б-г может сделать все, что Ему угодно, в любое время и в любом месте; это случалось в истории много раз, и священная история народа Израиля часто определялась прямым и совершенно явным Б-жественным вмешательством. Такому пониманию чуда соответствует библейское мировоззрение (КЕЭ, т. 9).

Еврейские праздники

Пурим. «В еврейской истории произошло много чудес. И если мы установим праздник на каждое из них, получится, что весь год — это один большой праздник.

Если так, то в чем особенности пуримского чуда?

В тот период евреи были рассеяны по районам империи среди разных народов, у них не было единого правительства. Многие евреи даже отдалились от Торы и заповедей. Когда евреи грешат, Всевышний не сразу наказывает их, так как если Он накажет сразу, у них не будет настоящей свободы выбора. Но Всевышний по Своему милосердию ждет, и только после того как евреи преступают грань, известную Ему, наступает наказание. Всевышний “ослабляет” Свой контроль и дает процессу развиваться “самостоятельно”, по законам природы, согласно которым в Пурим должно было произойти полное уничтожение евреев.

Чудо, которое произошло затем, было облечено в естественный ход вещей, однако, несмотря на это, евреи поняли его величие и заново приняли на себя Тору.

Мы должны праздновать Пурим не только из-за чуда спасения, которое произошло в этот день, но и из-за его последствий: мы удостоились заново принять Тору. Почти сразу после этого была получена возможность отстроить Второй Храм» (р. Яков Дов Блайх).

Ханука. Говоря о Хануке, обычно упоминают о двух чудесах: военной победе малочисленных над многочисленными и чуде масла, которого должно было лишь на один день горения, в то время как на изготовление нового ушло бы 8 дней. Чудо состояло в том, что найденное масло горело все 8 дней. Но в действительности имели место не два чуда, а три.

24 числа месяца кислев евреи выиграли сражение и свергли греко-сирийское иго. Победа позволила отменить дискриминационные законы, запрещающие исполнение заповедей Торы. Евреи получили возможность зайти в Храм и очистить его от установленных в нем идолов.

25 кислева евреи вошли в Храм и обнаружили лишь один ритуально чистый сосуд с оливковым маслом для зажжения Меноры. И это — крайне необходимое чудо. Сказано в книге «Зоhар», что все чудеса Всевышний желает совершать «с привязкой» к материальному миру. Т. е. чудо масла Он сотворит, если будет минимальное количество масла. Не нашли бы тогда этот кувшинчик — не было бы и третьего чуда.

26 кислев проявилось третье чудо — зажженное накануне масло, которое должно было уже догореть, продолжало освещать Храм и окружающий мир. Это чудо убедило евреев в том, что Шхина (Б-жественное Присутствие) не покинула Храм (www.jewish.ru).

ИзменитьУбрать
www.justingerard.com
(0)

Песах. Во время праздника Песах мы благодарим Всевышнего за чудеса, которые Он сделал для наших предков. Чудеса исхода начались в субботу 14-го нисана. Египетские первенцы очень испугались, когда Моше предрек о начале 10-й казни — уничтожении первенцев, и потребовали от своих отцов освободить евреев немедленно. Те отказались выполнить их просьбу, и пошли первенцы против них войной, в которой было много жертв. Но Всевышний сделал так, что большинство египтян осталось в живых, — для того, чтобы они сами смогли освободить евреев 15-го нисана, и дать им с собой, по собственной воле, много золота и серебра.

«...Когда мне говорят, что было бы легче поверить в Б-га, если увидеть чудо собственными глазами, я отсылаю к 32-й главе Шмот. Ни одно поколение в истории не имело более благоприятной возможности поверить в Б-га, чем израильтяне в пустыне. Недавно освобожденные рабы только что были свидетелями Десяти казней, спаслись благодаря чудесному рассечению вод Красного моря и воочию видели Б-жью славу на горе Синай» (р. И. Телушкин). А фараон остался в живых для того, чтобы «увидел собственными глазами чудеса, происходящие с евреями».

ЧУДЕСА СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ

ИзменитьУбрать
1967 г. Израильские парашютисты
возле Стены Плача
(0)

Чудеса происходили не только в древние времена. Они свершаются и в современной еврейской истории.

В 1967 г. Израиль уничтожил намного превосходящие израильские — численностью и оснащенностью — силы арабов. Даже закаленные в боях военные, хорошо осведомленные о широких возможностях и решительности израильской армии, называли совершившееся чудом.

«Успех антитеррористической операции в Энтеббе (см. МТ №56) можно было бы объяснить исключительной проницательностью спецслужб. Однако восприимчивые евреи и в этом разглядели присутствие чуда. Уничтожение иракского ядерного реактора “Озирак” — результат не только прекрасного планирования военной операции под названием “Вавилон”. И здесь евреи ощутили проявление чудесной любви Всевышнего.

Эти примеры даны отнюдь не для того, чтобы умалить усилия и бесспорные заслуги израильской армии. Безусловно, наш мир требует от человека активности и решительных действий. Однако религиозные евреи постоянно помнят о том, что и земной успех, и земное поражение определяются Высшей силой...» (р. Ави Шафран).

Возрождение иврита

ИзменитьУбрать
Элиэзер Бен-Йеhуда
(0)

Элиэзер Бен-Йеhуда (1858-1922) — главная фигура в одном из чудес 20 века — возрождении иврита в качестве живого языка.

Иврит — святой и вечный язык, на котором написаны священные книги и читаются молитвы. Сегодня он еще и официальный язык Израиля. Однако немногим более сотни лет назад никто не пользовался ивритом в повседневном быту. Если смотреть с этой точки зрения, с ним произошло то же, что с латынью, которая умерла как разговорный язык — без надежды на «воскрешение».

Когда Бен-Йеуда и его жена прибыли в Эрец-Исраэль, они приняли обет: говорить в семье только на иврите. Это было не так уж просто в те времена, когда в иврите не было слов для выражения самых элементарных вещей: «солдат», «газета», «зубная паста», «огнетушитель»... Но Бен-Йеhуда уже в 1880 г. настаивал — «чтобы иметь свою собственную землю и политическую жизнь... мы должны иметь язык иврит, на котором мы сможем говорить обо всех сферах жизни».

Составляя словарь иврита, он образовал сотни новых слов. В иврите не было, например, слова «словарь»; обычно говорилось «сефер милим» — «книга слов». Бен-Йеhуда взял за основу слово мила («слово») и образовал от него — милон («словарь»). Выражение «ишцава» («человек из войска») он заменил словом «хаяль» (солдат) и даже снабдил его женским родом (хаелет), что стало популярным термином полвека спустя, когда в израильскую армию стали призывать женщин. Для обозначения газеты Бен-Йеhуда взял слово «время» («эти») и образовал новое — «итон».

Если вы хотите, чтобы вас помнили, говорит пословица, сделайте превосходно хоть одну вещь. Элиэзер Бен-Йеhуда знал в своей жизни и иные увлечения, но сегодня он известен всего из-за одной вещи — возрождения языка иврит.

Голосование в ООН по вопросу о разделе Палестины

В 70-е гг. уже было трудно представить себе, что когда-то ООН придерживалась просионистской позиции. И все же именно ООН в ноябре 1947 г. проголосовала за образование Израиля, несмотря на то, что арабские страны единодушно выступили против раздела Палестины на еврейское и арабское государства.

П. Джонсон пишет в «Истории евреев»: «Это было исключительно критическое для рождения и сохранения Израиля время. В январе 1948 г. по распоряжению Сталина был убит Соломон Михоэлс, и это, казалось, предвещало начало резко антисемитского периода в его политике. Развертывание широкой антисионистской кампании было еще впереди... Однако к тому времени образование Израиля было уже свершившимся фактом. Американская политика также претерпевала изменения, так как дальнейшее обострение “холодной войны”... заставило Трумэна более внимательно прислушиваться к советам Пентагона и Государственного департамента. Если бы эвакуация англичан была отложена на следующий год, то Соединенные Штаты были бы значительно менее заинтересованы в образовании Израиля, а Россия почти наверняка была бы против этого...» Как будто окно в истории в течение нескольких месяцев 1947-1948 гг. оказалось слегка приоткрытым.

«Здесь мы можем объяснить причины голосования каждого из депутатов ООН, можем объяснить присутствие и отсутствие депутатов. Но, кажется, совпадений в этой истории немного больше, чем могло бы быть. Наверное, было бы приятно с уверенностью сказать, что голосование шло по сценарию Всевышнего, но у нас нет пророка, который смог бы засвидетельствовать это, и нам остается только спорить о том, случайность это или преднамеренность. Ясно, что любой историк... не заявит, что исследование голосования в ООН подлежит ведению религии по причине чyдесности событий. Но религиозный исследователь чувствует здесь возможность узреть “стези Всевышнего”», — замечает Меир Левинов.

Война в Персидском заливе

Утверждают, что «чудеса исхода из Египта проявлены сегодня в победе наших дней, — они заключаются в самой этой победе, и также в том времени, когда эта победа произошла». В 1991 г. объединились руководители («первенцы») народов мира, включая руководителей Египта и других арабских государств, в войне против Саддама Хусейна, который пригрозил уничтожить жителей Израиля.

В праздник Пурим Саддам Хусейн был побежден, но Всевышний оставил его в живых, для того, чтобы он сам лично мог принять все условия победителей и освободить пленных.

«В Израиле, ставшем мишенью многочисленных ракетных ударов, после которых снова и снова из-под обломков разрушенных до основания домов жители выходили живыми и невредимыми, чудеса случались ежедневно. На пресс-конференции в связи с окончанием операции “Буря в пустыне” генерал Норман Шварцкопф назвал победу союзных сил в Персидском заливе “чудесной”» (Е. Коган).

Случайность или закономерность?

Вторая мировая война, кроме поистине ужасающих бед и страданий, оставила множество вселяющих надежду свидетельств о спасении людей, казавшемся невероятным. К месту вспомним дневник одесситки Люси Калики «820 дней в подземелье». А вот история, рассказанная р. Ави Шафраном.

«1943-й год. Территория Франции уже более трех лет во власти Германии. Все это время лионская синагога продолжала функционировать. Но 10 декабря 1943-го Лионская милиция — одна из ударных частей правительства Виши — решила положить этому конец.

Была пятница. Во время обычной вечерней службы один из членов милиции бесшумно проник в синагогу и занял позицию в конце зала, где молились евреи. Вооруженный тремя ручными гранатами, он намеревался бросить их сзади в толпу верующих и покинуть синагогу до того, как гранаты взорвутся. Он тихо открыл дверь и проскользнул внутрь. Его никто не заметил, кроме раввина, который стоял лицом к собравшимся.

Нацист выдернул чеку. Однако то, что он увидел, настолько потрясло его, что в самый ответственный момент он застыл, не в силах сдвинуться с места или оторвать взгляд от происходящего в синагоге. И поэтому, перед тем как сбежать, он успел бросить гранаты всего на 2-3 фута. Несколько человек были ранены шрапнелью. Никто не погиб.

Что же так поразило нациста? Почему он не совершил запланированное преступление?

Дело в том, что в тот самый момент, когда он выдернул чеку, собравшиеся, все как один, повернулись и посмотрели прямо ему в глаза.

Как выяснилось, несостоявшийся убийца вошел в синагогу, когда евреи читали последнюю строку гимна “Леха Доди”. Когда произносят эти слова, принято поворачиваться лицом к двери, как бы встречая Субботу...»

~***~

ИзменитьУбрать
(0)

В 1920-е годы Евгений Шварц написал для детей два десятка замечательных книг. Но мы помним его как автора пьес-сказок, в том числе таких шедевров, как «Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо». Он нашел самого себя — драматурга-сказочника, когда ему было уже более 30 лет.

Этому предшествовало сближение Шварца с группой молодых писателей-обэриутов, прежде всего — с Даниилом Хармсом. Нелепость бытия, трагизм повседневности, тоску неодухотворенности они доводили до гротеска и абсурда.

Тоталитарный режим одного за другим исключил из жизни талантливых обэриутов, но — и тут один из удивительных парадоксов судьбы Шварца — на сценах продолжали идти его вполне обэриутские пьесы. И переходит из одной сказки в другую мотив всепожирающей тирании, мотив страха и порожденного им предательства, мотив внутренней противоречивости человека, сложной диалектики добра и зла. Это противоречие беспокоило Шварца еще в довоенные годы и особенно в годы войны, когда он задумался: а что будет с людьми после победы — в Германии, да и в любезном отечестве тоже? Достаточно ли разгромить гитлеровский рейх, чтобы вытравить фашистскую заразу, затаившуюся до поры в подполье человеческих душ? Душ побежденных, душ победителей? О своих опасениях Шварц рассказал в пьесе-сказке «Дракон».

В пьесе «Обыкновенное чудо» (по которой Марк Захаров снял прекрасный одноименный фильм), главным всепобеждающим чудом оказывается любовь. И, с легкой руки Шварца, выражение «обыкновенное чудо» до сих пор гуляет по страницам газет и журналов...

Это может показаться невероятным, но пьесы Шварца — едва ли не единственное в тогдашнем театре явление, примыкающее к традиции Мейерхольда, Чапека, Брехта. Шварц многое позаимствовал у этой традиции, за исключением ее жесткости. Вместо жесткой притчи у Шварца — поэтичная сказка.

В этой судьбе чудесно не только творчество, но и два обстоятельства. Одно — пьесы, которые свободно можно было назвать антисоветскими (и за меньшее люди погибали), шли на театральных сценах СССР в годы страшных репрессий. И второе — несмотря на это, автор выжил... Считать это везением — или историей «о чудесном спасении»?

Чудотворец наших дней

ИзменитьУбрать
р. Ицхак Кадури
(0)

Один из наиболее известных каббалистов Израиля раввин Ицхак Кадури, по каким-то мистическим соображениям, скрывал ото всех, кроме самых близких людей, время своего рождения. После его смерти в 2006 г. выяснилось, что он про-р. Ицхак Кадури жил не менее 104 лет, а может, и больше. До последних недель жизни он не прибегал к помощи врачей. Перед смертью он пришел в сознание и попросил оставить его наедине с четырьмя ближайшими учениками. Затем сказал следующее:

— Если каббалисты исследуют сказанное мною в последние месяцы по поводу прихода Машиаха, то обнаружат его имя, скрытое в моих словах, которое открылось мне 9 хешвана 5764 года (11 ноября 2003). В тот же день я удостоился встретиться с ним. Он здесь, он среди нас, но он не придет и не скажет: я Машиах, следуйте за мной. Каббалисты обязаны обнаружить его среди «скрытых» слов, а после этого народ Израиля должен попросить Машиаха стать царем.

В 1917 г. Ицхак Кадури впервые приехал на Святую землю. Близким людям рав рассказывал, что как-то встретился у Стены плача с пророком Элияhу, а кое-кому даже показывал конкретное место, где произошла встреча. Это можно было бы счесть за розыгрыш, если бы в двух минутах ходьбы от Котеля не находилась иешива каббалистов «Бейт-Эль». А в ней — комната, в которой, согласно легенде, пророк Элияhу являлся великому каббалисту рабби Шалому Шараби (РАШАШу).

Когда великий сефардский раввин Йосеф-Хаим, известный как Бен-Иш-Хай, принял Ицхака Кадури, беседа с глазу на глаз продолжалась несколько часов. Спустя девяносто лет рав рассказал главному раввину Франции, что Бен-Иш-Хай дал ему три благословения — что он проживет очень долго, до самой смерти будет здоров и удостоится увидеть Машиаха (интересно, что третье благословение он получил в 1990 г. и от Любавичского Ребе). О секретах же и тайнах Учения, переданных ему во время этой встречи, рав Кадури предпочел умолчать. Все благословения сбылись...

В 1928 г. рав переехал на Святую землю. Здесь он начал учить Каббалу. На жизнь зарабатывал переплетным ремеслом, поэтому к нему попадали редкие, подчас уникальные издания. Все, что было достойно прочтения, читал. А память у него была фотографическая. Во время занятий с учениками он никогда не заглядывал в книги. Спокойно курил сигарету и слушал, как они занимаются (раву в это время было уже за 90). Если кто-то ошибался, рав его поправлял, называя книгу, где объяснено непонятное место, и страницу.

Кстати, курил рав до 95 лет. Как-то доктор ему посоветовал бросить курить. Рав Кадури ответил, что воскурение, дым — наиболее тонкая материя из всех видов пищи, и табачный дым помогает ему общаться с ангелами...

Чудеса — это была повседневная работа рава. Каждый день он подымался в полшестого утра, долго молился, потом завтракал. Следующий раз уже только ужинал — в 11 вечера, перед сном. С 10 утра до половины первого учил Тору (обязательно включая книгу «Зоhар»), после этого — принимал народ. И каждому нужно было сделать небольшое чудо.

«Амулеты усиливают народ Израиля», — говаривал рав Кадури и раздавал их сотнями, если не тысячами. К раву Кадури приезжала вся израильская политическая элита, а кроме того — тысячи и тысячи простых израильтян приходили к раву каждый день. Сегодня некоторые говорят, что Ицхак Кадури вернул в обыденную жизнь евреев чудеса — то, что было неотъемлемой частью иудаизма на протяжении тысячелетий и что начало постепенно отступать под напором рационализма.

Есть легенда, будто рав совершил поездку по Голанам, когда начали ходить упорные слухи, что правительство собирается их отдавать. И во время поездки проделал какую-то каббалистическую церемонию. Об этом писали светские газеты Израиля: «Как можно верить в такие глупости?» Однако факт остается фактом — Голаны до сих пор у Израиля...

«В Израиле имя рава Кадури окутано атмосферой тайны и почитания. И хотя многие ашкеназские раввины относятся к его чудесам с известной долей скептицизма, среди простого народа, особенно среди выходцев из стран Востока, его авторитет чудотворца непререкаем», — пишет Яков Шехтер.

ИзменитьУбрать
Седьмой Любавичский Ребе
М. М. Шнеерсон
(0)

Вас может удивить, что мы не пишем о Любавичском Ребе — а ведь кто больше него творил чудеса в наше время? Но рассказы о нем могут составить целую книгу, да и трудно представить себе человека, который не слышал или не читал об этом. Если же вы и есть такой человек, загляните на сайт moshiach.ru, в раздел «Чудеса сегодня».

ХОТИТЕ — ВЕРЬТЕ...

Вещие сны

Джон Вильям Дунн построил первый британский военный самолет. Но сегодня он известен как писатель и создатель теории времени.

Дунн вел свой собственный дневник «ночных предсказаний будущего» с начала века. Но только в 1927 г. он оформил свои идеи в книгу «Мысли о времени», которая явилась первой серьезной попыткой разобраться в феномене ясновидения.

Концепция Дунна, которую он назвал «последовательное время», была сложной и противоречивой, но многие нашли, что в ней есть разумное зерно. Писатель основывается на утверждении, что человеческий разум способен постигать только то, что делается или осмысляется в настоящий момент времени, прошлое и будущее для него недоступны.

В то же время, согласно теории Дунна, сознание может постигать то, что делает человек в любой взятый момент, но при этом сознание должно понимать то, что осознает ум человека, и так далее, до бесконечности. Таким образом, по Дунну, человеческий разум — психическая зеркальная дыра.

Если принять эту теорию, то нетрудно, уверяет писатель, сделать еще один шаг и признать, что восприятие времени может быть обманчиво, и вполне вероятно, что ощущение времени во сне не совпадает с ощущением времени в часы бодрствования.

То, что являлось ему в вещих снах, хотя и сбывалось, было в большинстве своем незначительным до 1916 г., когда Дунн увидел во сне взрыв на заводе боеприпасов.

Два месяца спустя, в январе 1917 г., страшный взрыв действительно произошел в Лондоне на фабрике, выпускающей бомбы, погибли 70 рабочих и пострадали более 1000. Вскоре после этого проектировщик самолетов увидел еще один вещий сон, в котором перед его глазами предстала еще не напечатанная газета, заголовки которой сообщали о гибели 4000 человек в страшной катастрофе на Дальнем Востоке, где произошло извержение вулкана.

Не более чем через неделю газета с таким заголовком появилась утром на его столе. Только одна деталь не сошлась: количество жертв было около 40 000, в 10 раз больше, чем он предвидел.

Книга Д.В. Дунна о способности предсказывать будущее по снам была единственным рассуждением на эту тему человека с репутацией ученого. Это ознаменовало начало нескольких серьезных исследований, которые выявили, что люди предчувствуют несчастья гораздо чаще, чем мы полагаем.

В 1966 г. доктор Дж.К. Баркер, английский психиатр, задался вопросом, действительно ли большим катастрофам предшествуют вспышки ясновидения. Взяв в качестве примера Аберфанскую угольную трагедию, которая унесла жизни 144 людей 21 октября того же года, Баркер попросил откликнуться через лондонскую газету «Ивнинг стандард» тех, кто получил весть о грядущем несчастье. Он получил более 100 писем, из которых 35 действительно заслуживали внимания, так как их авторы рассказывали о своих предчувствиях близким и знакомым еще до того, как произошла трагедия. Проанализировав результаты исследования, доктор Баркер пришел к выводу, что в будущем ясновидение может быть поставлено на службу человечеству.

А американский парапсихолог Вильям Кокс доказывал, что люди подсознательно уже используют этот психический феномен. Проанализировав ряд статистических данных о железнодорожных авариях, Кокс обнаружил, что в день происшествия на роковых поездах пассажиров оказывалось меньше, чем обычно в это время. Кокс собрал данные более чем о сотне катастроф, которые произошли за 6 лет, и расхождения в количестве пассажиров были настолько существенны, что это нельзя было приписать случаю.

Парапсихологи считают, что где-то в глубине души люди предчувствовали приближение беды и пытались любыми способами ее избежать. (www.wonderland.com.ru)

Фотографии мысли

Оказывается, помимо обычного фото на паспорт, можно сделать и снимок своих мыслей. В свое время в этом очень преуспел бывший моряк из США, а затем работник гостиницы «Хилтон» в Чикаго — Тед Сириоз. Зачастую ради лишней рюмки спиртного Тед показывал посетителям отеля свой необычайный дар. Скорее всего, о своих необычных способностях Сириоз узнал случайно, когда его фотографировали. Вместо изображения Теда на снимках получались какие-то странные картины из его воображения.

«Фотограф собственных мыслей» получил мировую известность, но лишь после долгих уговоров дал согласие пройти обследование в лаборатории. Сириоз направлял камеру себе на лицо и запросто, одной мыслью, заполнял пленку картинами далеких сцен, создаваемых у него в мозгу. Многие из них оказывались реально существующими, а большинство — знакомыми видами разных зданий в Европе. При экспериментах использовалась фотокамера «Polaroid», что исключало всякую возможность фокусов в темной комнате. Даже скептики после ряда исследований не могли не признать, что Тед Сириоз уникален.

Иногда Сириозу не удавалось реализовать текущую мысль в фотоизображение, но и тогда исследователи получали совершенно белые или черные фотографии, то есть что-то очень яркое или совсем темное. Очень редко встречались и просто кадры: на них было запечатлено сосредоточенное лицо Сириоза.

Много раз эксперименты проводились при большом скоплении народа, в лекционных аудиториях, концертных залах, телестудиях, где использовались фотоаппараты, которые приносили сами зрители. Так что возможность сжульничать была сведена к минимуму. Ученые «загадывали» Сириозу определенную хорошо известную местность, и более, чем в 90% случаев Тед справлялся с заданием, поразительно точно воспроизводя оригинал на фотографии. 10% приходилось на своеобразный брак: Тед изображал не совсем то, что просили, но изображение все-таки было как-то связано с целью задачи.

Например, однажды он продуцировал изображение части здания, которое и сам не смог опознать, но которое позже было идентифицировано как ангар, принадлежащий воздушному отделению полиции Канады. На фотографии слово «Канада» было написано неправильно, хотя, разумеется, на настоящем здании вывеска была исполнена совершенно грамотно.

Наверное, в наши дни, если прибегнуть к помощи новейшей аппаратуры и большого количества сообщников, возможно имитировать мыслеграммы Сириоза. Ни того, ни другого у Теда не было — несмотря на всяческие попытки уличить во лжи, его противники так и не смогли этого сделать.

Вскоре, однако, мыслеграфические способности стали покидать американца: эксперименты по фотографированию мыслей стали срываться, когда он внезапно уходил в запой. Тяга к спиртному убила талант Сириоза, и ученые не сумели разгадать сложный ребус природы в лице бывшего американского моряка. (www.wonderland.com.ru)

ЧУДЕСА БЕЛЛЕТРИСТИКИ

А как же с Гарри Поттером?

Против нападок на книги о Гарри Поттере — мол, эти сочинения прославляют магию и колдовство, — высказались профессор философии иудаизма А. Кельнер из Хайфского университета и его дочь Р. Кельнер, аспирантка университета Бар-Илан, выступившие с лекцией «Чудеса науки и наука чудес. Гарри Поттер против РАМБАМа» на конференции «Литературное научное путешествие с Жюлем Верном». По их утверждению, волшебный мир «Гарри Поттера» — совершенно светский, книги Джоан Роулинг не затрагивают религию и не угрожают ей.

Отец и дочь Кельнеры изучили критерии, по которым РАМБАМ (Рабейну Моше бен Маймон, Маймонид) определял запрещенную иудаизмом магию, и установили, что ни один из ее видов не встречается в книгах Роулинг.

РАМБАМ относил к запрещенной магии ту, которая основана на исповедании иной веры, убежденности в том, что бесы могут искушать или иным образом воздействовать на людей, отвергает рациональные объяснения природных явлений и приписывает сверхъестественную силу магическим амулетам и заклинаниям.

Как считают Кельнеры, в книгах Роулинг магия — методологическая. Она зиждется на законах логики и природы. Такая магия, по существу — вид науки. «Ничего в мире Гарри Поттера не основано на вещах, которые нельзя узнать или на силах, которые не поддаются изучению», — сообщили ученые.

А вот профессор из США Чиа Соттер утверждает, что главный герой популярной серии о Гарри Поттере на самом деле — последователь Каббалы. По мнению ученой, в книгах прослеживается явное влияние этого мистического учения. Она считает, что Каббале известны волшебства, описанные в книгах о Поттере. Свои выводы Соттер обнародовала на первой конференции, посвященной книгам Роулинг.

Так или иначе, в судьбе автора этой выдающейся эпопеи, некогда безвестной школьной учительницы, явно произошло чудо. Как еще объяснить такой бурный и стойкий успех? (www.sem40.ru)

————--

ИзменитьУбрать
(0)

Cознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.
Александр Блок

В Израиле, чтобы быть реалистом, нужно верить в чудеса.
Давид Бен-Гурион

«Необходимо опубликовывать рассказы о чудесах, которые Всевышний делает для нас сегодня. Мы должны знать, что окончательное Освобождение зависит от этого» (из беседы Любавичского Ребе, 1991)

Чудеса иногда случаются, но над этим приходится слишком много работать.
Хаим Вейцман

Чудес не бывает, но ведь когда-то должно оно случиться!
Станислав Ежи Лец

Любое чудо теряет свою прелесть, когда к нему привыкают.
Эдгар Уотсон Хови


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №82 > Алгебра и гармония
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 03:22:20
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов