БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №83 > Чей Иерусалим?
В номере №83

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Чей Иерусалим?
Борис ШУСТЕФ (США)

Рассказывают, что Наполеон, однажды проходя мимо синагоги, услышал доносящиеся оттуда горькие рыдания. Французский император поинтересовался, какая беда обрушилась на молящихся. Ему ответили, что они причитают и горюют о разрушенном в Иерусалиме Храме. Удивленный Наполеон заметил, что ему еще не сообщили эту новость. Тогда кто-то пояснил, что эта трагедия произошла 1800 лет назад.

«Мекка — священна для мусульман, а Иерусалим — для евреев»
Яккут, известный арабский географ, XIII век

Рассказывают, что Наполеон, однажды проходя мимо синагоги, услышал доносящиеся оттуда горькие рыдания. Французский император поинтересовался, какая беда обрушилась на молящихся. Ему ответили, что они причитают и горюют о разрушенном в Иерусалиме Храме. Удивленный Наполеон заметил, что ему еще не сообщили эту новость. Тогда кто-то пояснил, что эта трагедия произошла 1800 лет назад.

Потрясенный император произнес в ответ: «Если народ может так долго скорбеть по поводу разрушения здания, которое никто из его представителей никогда не видел, то, без сомнения, вскоре настанет день, когда еврейский народ станет свидетелем его восстановления».
Сегодня это предсказание французского императора гораздо дальше от исполнения, чем 200 лет тому назад. Ну, откуда великий француз мог знать, что в 1967 г. Моше Даян передаст контроль над самой главной еврейской святыней — Храмовой горой — мусульманам? Как он мог предвидеть, что Йоси Бейлин будет во главе борьбы за передачу большой части Иерусалима палестинским арабам? Где ему было догадаться, что Эхуд Барак станет первым лидером еврейского государства, готовым разделить Иерусалим? Могло ли ему прийти в голову, что через 50 лет после воссоздания своего государства евреи начнут забывать о том, что в течение 2000 лет именно Иерусалим был тем магнитом, который вернул их в Сион?
Если бы из книги Истории можно было вырвать страницу 20 века и сразу же перепрыгнуть из 19 в 21-й, то вопрос о судьбе Иерусалима казался бы просто смешным. Мусульман он не интересовал, христиане смирились с закатом эры крестовых походов, и лишь евреи по-прежнему стремились в Иерусалим, вопреки бесконечным запретам и нечеловеческим условиям, в которых они оказывались, достигнув после неимоверных мытарств города, навечно поселившегося в их сердцах.

На исходе 19 столетия Иерусалим был маленьким провинциальным городишком Османской империи. Его население в 1896 г. составляло всего 45 300 человек, из которых большинство — 28 тысяч — были евреями. Еще более поразительно, что почти за 60 лет до этого, в 1838 г., в Иерусалиме жило лишь 16 тыс. человек, но евреи уже и тогда являлись самой многочисленной группой населения, их было 6 тыс. Если углубиться еще дальше в историю, то окажется, что на протяжении, по крайней мере, двух столетий до этого, население Иерусалима, наверное, самого известного города в мире, не превышало 10 тыс. человек1.

Эти цифры более чем красноречиво свидетельствуют о том, что для мусульман, под чьим контролем Иерусалим прозябал в течение многих веков, город не играл сколько-нибудь значительной роли. Ярким примером этого может служить тот факт, что в 1229 г. египетский султан Эль-Камил отдал Иерусалим императору Сицилии и Германии Фридриху II и сказал при этом: «Я, в принципе, ничего особенного не потерял, лишь церкви и разрушенные дома»2. Не правда ли, странные слова, если учесть, что они относились к «третьей по значению святыне мусульман?»

Такому пренебрежению султана к Иерусалиму не стоит удивляться. В наши дни мусульмане утверждают, что доказательством их любви к Иерусалиму служит то, что он был первым местом, в сторону которого они поворачивались лицом во время молитвы. Однако почему-то никто не удосужится спросить, сколько же их было таких, «молящихся» лицом к Иерусалиму. А спросить стоило, ибо тогда выяснилось бы, что их было-то всего не более 400-500 человек. Разве можно сравнивать это мизерное количество с миллионами евреев, которые из поколения в поколение мечтали о возвращении в Иерусалим? Стоит упомянуть, что, когда мусульмане через 16 месяцев «поклонения Иерусалиму» получили указание Аллаха повернуться лицом к Мекке, «сам Пророк был очень рад такому изменению, о котором он втайне мечтал, но не решался попросить [Аллаха]»3.

Достаточно взглянуть на статистику, относящуюся к росту населения Иерусалима, чтобы убедиться, что мусульмане стремились в Иерусалим лишь тогда, когда он не находился под их контролем. За 20 лет, с 1900 по 1922 гг., т. е. когда в Иерусалиме правили турки, мусульманское население города увеличилось лишь с 10 тысяч до 13 500 человек. Количество евреев за этот период времени осталось таким же, как в 1900 г. — 34 400. Стоило мировому сообществу вручить Британии мандат на воссоздание в Палестине еврейского государства и потоку евреев в Палестину возрасти, как соответственно возрос приток туда и арабов.
«С 1921 по 1933 гг. в Иерусалим прибыло 20 тыс. евреев и 21 тыс. арабов. Арабы, как и евреи, приезжали из дальних стран, в том числе, из Марокко, Алжира, Ливии и Йемена»4. К 1939 г. еврейское население Иерусалима возросло еще на 26 тыс. человек, в то время как арабская иммиграция добавила за этот же период к населению города «15 тыс. арабов, большинство из которых прибыло из Сирии, Трансиордании, Египта и Ирака»5.

В 1948 г., на момент воссоздания еврейского государства, в Иерусалиме проживало 100 тыс. евреев. Число арабов, в подавляющем большинстве живших в части города, подпавшей под контроль Иордании, составляло 65 тыс. человек. К 1967 г., т.е. к моменту воссоединения города, еврейское население города удвоилось и достигло 195 тыс. человек. За те же 20 лет арабское население, если не учитывать изменений в процентном соотношении между мусульманами и христианами, численно почти не изменилось, составив 67500 жителей6

Объединение Иерусалима и его полный переход под еврейский контроль в 1967 г. вновь привел к всплеску в росте арабского населения. Если еврейское население продолжало расти стабильно и к 1992 г. опять удвоилось, достигнув 402 тыс. человек, то в росте арабского населения произошел огромный скачок. После двадцатилетней стагнации оно более чем удвоилось, дойдя до 155 тысяч, причем весь прирост имел место за счет мусульман, ибо число арабов-христиан за этот период увеличилось лишь на 600 человек7.

Неправдоподобно аритмичная картина прироста арабского населения города однозначно говорит о том, что «тяга» мусульман к Иерусалиму носит политический характер. Не будь в Иерусалиме еврейского присутствия, город быстро захирел бы, как это с ним уже происходило при различных мусульманских владычествах. Мечети Омара и Аль-Акса так и остались бы полуразрушенными строениями, каковыми они были в начале 20 века. Возведение этих мечетей в ранг главных мусульманских святынь стало политической задачей англичан с момента их появления в Палестине. Роберт Сторс, назначенный военным губернатором города, писал: «Северный фасад мечети Омара был спасен [от полнейшего разрушения] совершенно без какой-либо арабской инициативы, и только благодаря англичанам и английскому архитектору»8.

Имя иерусалимского муфтия Хадж Амин эль-Хусейни, бесспорно, знакомо всем, как и его преступная деятельность по натравливанию палестинских арабов на евреев. Возглавляемые им террористические банды привели к гибели многих тысяч арабов и евреев. Однако мало кому известно, что именно Хадж Амин явился тем арабским лидером, который в 20 веке в корне изменил отношение мусульманского мира к Иерусалиму. Крупнейший английский историк нашего времени Мартин Гильберт написал: «[Начиная с января 1924 года] Хадж Амин эль-Хусейни с огромной энергией и искусством принялся за работу по укреплению статуса Иерусалима в мусульманском мире. Его главное усилие, которому он придавал чрезвычайное значение и в котором он преуспел, было направлено на то, чтобы мечеть Омара и мечеть Аль-Акса заняли бы гораздо более значимое, чем раньше, место в мыслях всех мусульман»9.

При помощи значительных средств, собранных им в исламском мире, Хадж Амин организовал реставрацию разрушенного фасада мечети Аль-Акса и покрыл золотом купол мечети Омара. Историк Егошуа Порат написал: «Эти реставрационные проекты были чрезвычайно важны. Они увеличили ценность и значимость двух иерусалимских мечетей как в глазах мусульман Палестины, так и в глазах мусульман других стран... Как Хадж Амин и рассчитывал, Иерусалим приобрел в глазах мусульман ту значимость, которую он до сих пор никогда не имел»10.

Иерусалимский муфтий прекрасно понимал, что только политизация Иерусалима и игра на религиозных чувствах мусульман могут дать шансы арабам перехватить инициативу в арабо-еврейском конфликте. Он, как и его современники, отлично знал, что Иерусалим был еврейским городом. Еврейский характер города подчеркивался не только абсолютным численным превосходством евреев среди иерусалимцев, но и распределением евреев в районах самого города.

Сегодня подавляющее число жителей Иерусалима даже и не подозревает, что до 1917 г., т.е. до прихода англичан, в Иерусалиме не существовало арабского квартала. Были «еврейский, армянский, христианский и смешанный кварталы»11. «Хотя в 1914 г. 70% жителей смешанного квартала составляли евреи, англичане из политических целей переименовали его в арабский квартал». Это именно англичане изгнали из «арабского» квартала евреев под тем предлогом, что не смогут их защитить от мусульман. В 1920 г., перед тем как евреи были оттуда выселены и квартал переименован, «1160 из 1840 жителей (63%) Халдии, главной улицы квартала, были евреями. На улице находилось 22 синагоги, две иешивы и несколько еврейских общественных организаций»12. Официальные турецкие и английские документы однозначно свидетельствуют, что «до начала арабских волнений в 1920 году евреи являлись большинством не только в Иерусалиме и в Старом городе, но и в самом "арабском" квартале»13.

Кэнон Ханауэр написал в своем путеводителе по Иерусалиму в 1926 г.: «Город в большой степени является еврейским. Это особенно заметно в субботу — в еврейский шабат, когда еврейские магазины закрыты, и крестьяне не считают имеющим смысла даже привозить продукты на рынки в этот день. На улицы возвращается субботний покой, традиция, начавшаяся еще при Нехемии 2372 года тому назад»14.

Ни один народ за всю историю существования человечества не демонстрировал такой преданной и безграничной любви к городу, как это делали на протяжении тысячелетий по отношению к Иерусалиму евреи. Из поколения в поколение этот факел вечной любви освещал еврейскому народу дорогу назад, домой, в Сион. Великий еврейский поэт одиннадцатого века Иеhуда Галеви выразил свои чувства к великому городу такими словами:

ИзменитьУбрать
Э. Лилиен. Мольба о возвращении в Сион
(0)

Если бы крылья были у меня,
чтоб полететь к тебе,
Иерусалим,
Я сердцу бы разбитому велел
найти к тебе дорогу
средь руин.
Я бы лицом прильнул к твоей земле,
ведь нет услады боле, чем губам
Дать волю твои камни осязать
и целовать твоих развалин пыль,
И воздухом земли твоей дышать,
вселяя жизнь в пустоту души.

Израильский биограф Иерусалима 20 века Амос Элон написал: «Среди многих поверженных городов-столиц древнего мира лишь Иерусалим остался в памяти живших когда-то в нем изгнанников, как и в памяти их наследников из поколения в поколение... [Он] стал их великой Столицей Памяти. Память дала им их культуру и осознание себя как народа. Другие народы тоже населяли земли и города, а затем теряли или оставляли их. Суть была в том, что они не помнили. А евреи помнили».

Даже в самую страшную минуту своей жизни сотни тысяч евреев в Освенциме и Дахау, Берген-Бельзине и Треблинке на исходе Судного Дня не молили Всевышнего о своем спасении, а восклицали: «В будущем году в Иерусалиме!» Назавтра многие из них уходили пеплом в небо, через трубы крематориев, а клич-призыв о возвращении в Сион подхватывали их соплеменники.

ИзменитьУбрать
Иерусалим, 1920 г.
(0)

Евреи стремились в Иерусалим всегда. И не только стремились, но постоянно жили там. В 438 г., через триста лет после того, как римляне сравняли город с землей, императрица Евдокия сняла запрет на моление евреев на месте разрушенного Храма. Это событие было воспринято евреями как важное знамение. Лидеры еврейских общин в Галилее, куда евреи бежали после разрушения своей столицы, обратились с призывом к «великому и могучему еврейскому народу»: «Знайте же, что конец нашего изгнания настал!»15

Евреи вновь устремились в Иерусалим. И, когда в 614 г. персы вторглись в Палестину, евреи в союзе с ними победили византийцев, владевших до того Иерусалимом, и в течение последующих трех лет сами правили городом16

Огонь еврейской жизни в Иерусалиме не угасал никогда. Иногда казалось, что он еле тлеет, но всякий раз он разгорался с новой силой. Когда в 1267 г. Мозес бен Нахман — Рамбан — приехал жить в Иерусалим, в городе было всего два еврея, переживших кошмар монгольского нашествия. Рамбан и его ученики вновь возродили еврейскую общину в городе и в течение последующих 700 лет еврейское присутствие в Старом городе Иерусалима не прерывалось ни на один день.

Евреи старались связать свою судьбу с Иерусалимом, несмотря на выпадавшие на их долю неимоверные тяготы и унижения. Отец-иезуит Мишель Науд написал в 1674 г.: «Евреи Иерусалима платили большие деньги туркам за свое право находиться там... Они предпочитали быть пленниками в Иерусалиме возможности наслаждаться свободой, которую могли приобрести где-либо еще. Любовь евреев к своей земле просто неправдоподобна»17

Только всепоглощающая любовь, которую евреи испытывали к Иерусалиму, может объяснить их тягу к городу, где само существование их было ужасающим. Английский дипломат Вильям Янг писал в марте 1839 г. в своем репортаже, посланном в Лондон, о положении евреев: «Еврей в Иерусалиме ценится немногим более собаки — я почти ежедневно слышу о каких-либо актах насилия и варварства по отношению к евреям. ...мусульмане разместили городскую скотобойню на окраине еврейского квартала, тем самым подчеркивая еврейскую неполноценность»18.

Английский путешественник Вильям Бартлет писал во время посещения Иерусалима в 1842 г.: «Если у путешественника хватит мужества вдыхать зараженный воздух узких иерусалимских аллей, полный гнилостных миазмов, он поспешит убраться оттуда побыстрее, находясь под тягостным впечатлением нищеты и социальной деградации ее несчастных обитателей»19. Крик отчаяния, сорвавшийся с пера Бартлета в конце его описания посещения города, говорит сам за себя: «Нет такого другого города на земле, который путешественник хотел бы поскорее покинуть, чем Иерусалим»20.

Непосредственная близость к еврейскому кварталу скотобойни, куда сбрасывались все нечистоты, приводила к бесконечным эпидемиям, уносившим ежегодно сотни еврейских жизней. Тем более поразительным должен быть признан тот факт, что число евреев в городе постоянно увеличивалось. И это при том, что жизнь еврея оценивалась, буквально, не больше копейки. Если еврей осмеливался пройти мимо христианских святынь, ему грозила смерть. «Существовал документ, подписанный турецким султаном, согласно которому христианам позволялось бить еврея, замеченного проходящим по улице перед церковью Гроба Господня. Даже если в результате такого битья еврей погибал, цена за пролитую еврейскую кровь составляла лишь десять пиастров, или три фартинга, или один цент»21.

Когда сегодня арабы кричат об «иудаизации» Иерусалима, им не мешает напомнить, что эта иудаизация началась не вчера, и не в 1967 г. в результате Шестидневной войны, и не в 1948 г., когда было воссоздано еврейское государство, и даже не в те беспросветные для евреев дни, когда еврейская жизнь в Иерусалиме стоила один цент. Она началась еще при царе Давиде, когда «он купил у джебуситской женщины участок земли, чтобы построить на нем Храм»22. Так что иудаизируемая земля по всем правилам купли-продажи принадлежит евреям, она их собственность, купленная на собственные деньги.

Как это все так быстро забыли, что турки, то есть мусульмане, в 1917 г., при отступлении из Иерусалима, приготовились разбомбить находящиеся там мечети, о которых мусульмане сегодня так пекутся?

Иерусалим упоминается в Ветхом Завете 657 раз. О нем бессчетное число раз говорят еврейские пророки. В Коране слово «Иерусалим» не встречается ни разу. Да и Ясир Арафат, почему-то при участии в 1965 г. в написании Палестинской Хартии ни разу не удосужился вспомнить об Иерусалиме. Хартия хранит молчание о «третьем по святости» для мусульман городе и вовсе не предлагает сделать его «столицей палестинского государства».

Еще совсем недавно мусульмане не задавались вопросом, кому принадлежит Иерусалим. Первородство евреев даже не оспаривалось. Одной из привилегий, дарованных евреям, жившим под турецким владычеством, была «церемония вручения главному раввину ключа от городских ворот, всякий раз, как на трон всходил новый султан»23. Эта процедура символически подтверждала, что евреи «опять владеют городом своих праотцов»24.

Ведь даже после того, как Иордания, население которой на три четверти состояло из палестинских арабов, оккупировала Иерусалим в 1948 г., арабов туда особо не тянуло. И это при том, что иорданский король Абдулла из политических соображений назвал город своей «альтернативной столицей». Однако одно дело — назвать, и совсем другое — заботиться о развитии города. За девятнадцать лет иорданского владычества население оккупированного Иерусалима увеличилось лишь на 2 500 человек, а население Аммана, за более короткий срок, с 1948 по 1961 год выросло с 22 тыс. до 250 тыс. человек!

Арабы и сами иногда не скрывают правды. Халид Дуран, историк марокканского происхождения написал, что «важность Иерусалима для евреев и их неразрывная связь с ним теперь узурпирована палестинскими мусульманами»25. Как это не стыдно признать, но скорее не мусульмане узурпировали Иерусалим, а евреи добровольно готовы отдать его на откуп семье Хуссейни. Именно иерусалимский муфтий Хадж Амин эль Хуссейни привлек в 20 веке внимание мусульманского мира к Иерусалиму.

Однако главная роль в отрицании еврейской души Иерусалима принадлежит внучатому племяннику Хадж Амина. Его имя — Абдул Рауф эль-Кодби эль-Хуссейни, но более он изве-
стен под именем — Ясир Арафат. Выступая в Марокко на 18-й сессии Иерусалимского Комитета Организации Исламских государств, Арафат заявил: «Любое соглашение, которое не гарантирует возвращение Иерусалима под арабский и палестинский суверенитет, и его освобождение... обречено на провал и не жизнеспособно. Мир и стабильность на Ближнем Востоке невозможны, пока Иерусалим не возвращен его законным владельцам».

Как это ни парадоксально звучит, но в заявлении Арафата есть очень важная частица правды. Мир и стабильность, действительно, недостижимы на Ближнем Востоке, пока Иерусалим не возвращен его законным владельцам — евреям. Не только арабскому миру, но и всему цивилизованному человечеству пора, как это было всегда до 20 века, признать, что Иерусалим — это сердце и душа еврейского народа. Давно настало время для ОOН выковать большой иерусалимский ключ и, как это делали на протяжении нескольких веков турки, вручить его на вечное пользование евреям. А на ключе том выгравировать надпись: «Еврейскому народу от бесконечно благодарного человечества».

Источник: www.rjews.net


1Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
2Eliahu Tal: Whose Jerusalem? Israel, 1994
3Adil Salahi: Muhammad: Man and Prophet. Barnes Noble, NY, 1995.
4Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
5Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
6Статистические данные из книги: Nachum Tim Gidal: Jerusalem In 3000 Years. Konemann. Cologne, 1995.
7Статистические данные из книги: Nachum Tim Gidal: Jerusalem In 3000 Years. Konemann. Cologne, 1995.
8Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
9Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
10Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
11Eliahu Tal: Whose Jerusalem? Israel, 1994
12Eliahu Tal: Whose Jerusalem? Israel, 1994
13Eliahu Tal: Whose Jerusalem? Israel, 1994
14Eliahu Tal: Whose Jerusalem? Israel, 1994
15Samuel Katz. Battleground: Fact and Fantazy in Palestine. Bantham Books, 1973.
16Samuel Katz. Battleground: Fact and Fantazy in Palestine. Bantham Books, 1973.
17Samuel Katz. Battleground: Fact and Fantazy in Palestine. Bantham Books, 1973.
18Martin Gilbert. Jerusalem — Reburth of the City. Viking Penguin Inc. New York, 1985.
19Martin Gilbert. Jerusalem — Reburth of the City. Viking Penguin Inc. New York, 1985
20Martin Gilbert. Jerusalem — Reburth of the City. Viking Penguin Inc. New York, 1985.
21Martin Gilbert. Jerusalem — Reburth of the City. Viking Penguin Inc. New York, 1985.
22Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
23Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
24Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
25Daniel Pipes. Are the Palestinians Zionists? The Jerusalem Post. 8/30/00

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №83 > Чей Иерусалим?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:05:37
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Dr. NONA Еженедельник "Секрет"