БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №86 > В тумане легенд
В номере №86

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+10
Интересно, хорошо написано

В тумане легенд
Анна МИСЮК

«Моссад» на иврите означает «учреждение», «институт», «организационная структура». Полное название Моссада на иврите звучит «ѓа-Моссад ле модиин ве ле тафкидим михадим» и переводится как Институт разведки и специальных задач

Я была знакома с тремя руководителями израильской разведывательной службы Моссад. Нет, конечно, правильнее было бы сказать: я с ними познакомилась. Они мне не представлялись. В группе израильских туристов, как всегда, доминировали люди золотого возраста, с ними – дети и внуки, сопровождавшие дедушек и бабушек в Одессу.

«Среди этих ветеранов – два бывших начальника генштаба и три руководителя Моссада», – с гордостью отрекомендовал мне свою необычную компанию переводчик. Группа, и правда, оказалась необычной. Эти весьма пожилые люди прекрасно знали литературу и историю, о Жаботинском и поэте Бялике говорили как о личных знакомых, цитировали Пушкина и спорили по любому поводу.

Правда, был человек, который споры разрешал, вернее – прекращал. Когда к нему обращались или ему казалось, что обсуждение маршрута или обмен впечатлениями переходит в пустую трату времени, то этот хрупкий невысокий старик только вставал со своего места и тихо говорил пару слов, – почему-то с ним тут же соглашались. «Он возглавлял "Моссад" десять лет», – прокомментировал этот феномен переводчик. Что еще бросалось в глаза: эти люди совершенно не заботились о комфорте – ну, остановился автобус в неудобном месте, так они спокойно пройдут или даже пробегут лишние сто метров, или бойко преодолеют барьер заграждения, отделяющий тротуар от мостовой. Вопрос о необходимости отдохнуть, перекусить даже не ставился, пока мы не осмотрели все уголки Одессы, связанные с именами «отцов-основателей» государства Израиль.
Эти личные впечатления волей-неволей определяют мой интерес к тому, а что же это – Моссад и его люди? Интерес этот есть, и суждено ему, наверное, остаться неудовлетворенным.

«Ну что вам рассказать про Сахалин?» – пели советские романтики в семидесятые. Так и хочется сейчас повторить: «Ну что вам рассказать про Моссад?» В той песне про Сахалин сообщались факты не очень новые и оригинальные: погода – нормальная, океанский прибой – соленый, восход – рядом, почта – с перебоями, местонахождение – дальнее. Но поскольку песня пелась, так, может быть, и про Моссад нужно рассказать столь же не новые и мало оригинальные факты.
Моссад – израильская разведывательная служба, «таинственная», «могущественная», «неэффективная», «беспощадная», «всепроникающая», «коварная», «действенная»... Список можно продолжать эпитетов этак до семидесяти. Потом из списка каждый читатель может вычеркнуть неоправданные, лишние в его глазах определения. Кстати, именно так поступают авторы многочисленных текстов, посвященных израильской разведке.
Эти тексты могут быть репликами в Интернете, а могут быть – толстыми томами. Выбирают определения и повторяют одни и те же известные факты, домыслы и вымыслы. Вы понимаете, что одно и то же действие можно назвать жестким, а можно – жестоким, можно определить некоего деятеля как проницательного человека, а можно – как хитрого? Вот по такой методике пишутся книги о спецслужбах.

Да и то: что за разведслужба, о которой можно написать солидную выверенную монографию? Если такая книга есть, значит, уже самой разведывательной организации не существует. Поэтому любой том, авторы которого берутся повествовать о разведке Израиля, посвящен на восемьдесят процентов ее истории, то есть тем организациям, которые прекратили свою деятельность и были расформированы как минимум лет сорок тому назад.

ИзменитьУбрать
Одиннадцать израильских
спортсменов, захваченных
террористами и убитых
во время Мюнхенской
Олимпиады 1972 г.
(0)

Так, люди пишущие вплетают в историю Моссада группы, действовавшие нелегально при британской администрации в Палестине и против нее, но также и партизанские группы, которые уже в сотрудничестве с британскими войсками были заброшены в гитлеровский тыл.
Есть джентльменский набор успехов Моссада: «дело Эйхмана» – разыскание и нелегальная доставка в Израиль знаменитого нацистского палача, а также операция «Черный сентябрь» – розыск и физическое устранение убийц израильских спортсменов-олимпийцев.

Есть и история о том, как израильская разведка отыскала мальчика Иоселе, похищенного по наущению собственного деда у атеистов-родителей и нелегально вывезенного за границу. На этой истории стоит остановиться, потому что в ней нет государственных и военных секретов, и эта операция, казалось бы, может предстать в чистом выверенном описании. Не тут-то
было...

Итак, дед – член ортодоксальной общины «Нетурей карта», отрицающей государство Израиль и сионистскую доктрину, – организовывает похищение внука. Мальчик исчезает. Родители – в отчаянии, деда сажают в тюрьму, но потом выпускают, так как становится ясно, что от него ничего не добьешься. Мальчика ищут пожарные, ищет полиция... ищут все. И даже становится популярной песенка «Где Йоселе?» – именно этот вопрос выносится на первые полосы газет и начинает выпуски новостей на радио (действие происходит в пятидесятые годы, и телевидение еще не так всеохватно).

Наконец, становится ясно, что маленькая страна уже прочесана так, что и иголку бы нашли, но – мальчика-то не нашли, и значит, его нет в стране. Тут и подключается Моссад, так как теперь придется действовать за границей, а это уже поле деятельности внешней разведки.
Дальше ряд источников сообщает, что некая дама, живущая в Брюсселе, растрогалась, узнав о страданиях родителей Иоселе, призналась, что это она его увезла, переодев девочкой, а также сообщила адрес в Нью-Йорке, где ребенок с тех пор находился. Вопрос: почему эта история включается в книги, называемые «Секретные миссии», «Моссад за полвека», «Тайные войны» и т.п.?
Ну, искали пропавшего ребенка, ну, сообщали, что мать в горе и отчаянии, и расчувствовалась женщина, которая взялась ранее спасти ребенка от его собственных погрязших в атеизме родителей... При чем здесь служба внешней разведки?

Наконец, наскребаю по разным книгам коллекцию дополнительных подробностей. Оказывается, в это время разведка взяла под контроль зарубежную переписку всех членов общины «Нетурей карта». И вот в одном солдатском письме, отправленном из части, расположенной в пустыне Негев, нашли невинную, в общем-то, реплику. «Как поживает малыш?» – спрашивал автор письма свою мать, проживавшую в Бельгии...

Дальше расследование показало, что ни младших братьев, ни племянников у солдата не имеется, и вот тут-то соответствующий резидент Моссада взялся за брюссельскую даму. Это не в газетах бельгийских она прочла о материнских горестях, это ей личные письма от родителей мальчика доставляли, – вот и дрогнуло сердце. Такая операция.

Если мы с вами серьезно интересуемся методами разведки, то согласитесь, что, по крайней мере, полтора любопытных приема открывает нам эта история. Забудем на секунду, что чужие письма читать нехорошо (телефонные разговоры прослушивать – тоже), и усвоим, что кто-то, весьма неглупый человек, дал указания цензорам: искать в письмах знаковые слова. Слово «малыш» среди них было. Это сколько же пришлось отследить «малышей», «мальчиков», «Йоселе» и проч. – судя по тому, что уцепились за эту мелочь, то отслеживали все, исполнительность оказалась так же на высоте, как и аналитика. Второе – персональное воздействие на мадам, ее звали Рут Фрай, через обаяние резидента и личную переписку.

Вот почему история о поисках малыша Иоселе попадает в историю разведки. Это тот редкостный случай, где обнажаются методы. Во всех остальных случаях речь идет, скорее, о предположениях.
Итак: въедливая аналитика, высокая дисциплина исполнения и личный фактор как основной фактор влияния на объект.

В интернете на англоязычных сайтах — около 600 тысяч упоминаний Моссада, на русскоязычных — около 40 тысяч.

Моссад – «знаменитая и таинственная» израильская служба внешней разведки, ее упоминают всегда в одном ряду с американским ЦРУ, советским КГБ-ГРУ, британской Интеллидженс Сервис (Ми-5). «Как это возможно даже сравнивать? – удивлялся Леонид Млечин, автор хорошей книги «Моссад. Тайная война», – Моссад несопоставим с монстрами мировой разведки. Это маленькая компактная организация, ее финансирование и штат затерялись бы в недрах американской и советской служб как незначительное подразделение».

Может быть, дело в образах, созданных литературой и кинематографом? Только недавно в свет вышли очередной фильм об охоте за «Черным сентябрем» («Мюнхен» Стивена Спилберга) и роман Амоса Оза «Познай женщину», главный герой которого – агент Моссада. В этих образах нашла свое отражение особая структура израильской разведки. В ней не служат простые исполнители.
Легендарные израильские разведчики соединяют в себе тех, кто собирает информацию, анализирует ее и принимает на ее основе решения, да еще и приводит эти решения в исполнение. Говорят (точнее – пишут), что Моссад – «уникальная разведывательная организация и не копирует ни одну зарубежную спецслужбу». Ну, не знаю – другие источники определяют влияние структур ЦРУ и КГБ на молодую в сравнении с ними израильскую разведку. Правда это или нет – мы, естественно, не знаем и знать не можем, если, конечно, не настолько наивны, чтобы доверять мемуарам или книгам, которые написаны «со слов заслуживающих доверия источников».
Конечно, гораздо больше, чем успехи, известны провалы израильских разведчиков. Целая серия таких провалов омрачила кризисные 90-е годы. То в Германии, то в Швейцарии полиция накрывает агентов, ведущих наблюдение за мусульманскими организациями и их деятелями. С чем это было связано – и к гадалке не ходи: ясно, что после трагедии на мюнхенской олимпиаде 1972 года европейские страны поняли – заботу о безопасности израильтян лучше передать в их собственные руки. Поэтому Моссад действовал под прикрытием. В 90-е годы после соглашений в Осло и разворачивания мирного процесса наступило время нового политического решения: израильская разведка должна уйти из Европы.

Еще более страшным оказался провал в Иордании (1997), когда была задержана целая группа, пытавшаяся убрать одного из лидеров палестинского террора. Тогда выкупать агентов из иорданской тюрьмы отправился сам руководитель Моссада, а одним из условий оказалась его отставка. Тогда же пришлось отпустить из тюрьмы ряд террористов, в том числе бесноватого Ясина.
С тех пор об операциях Моссада не слышно, и это хорошо – успех разведки в невидимости и неслышимости. Во всяком случае, то, что до сих пор израильскому разведывательному сообществу удается предотвратить 8-9 из десяти планирующихся террористических нападений, свидетельствует о том, что старая установка первых разведчиков действует: «Израильская разведка должна выполнять роль гаранта безопасности евреев по всему миру. Тайная деятельность должна основываться на современной технологии, использовать новейшие достижения в области шпионажа, поддерживая связи с дружественными службами» (Рувен Шилой – первый директор Моссада).

ИзменитьУбрать
Меир Амит
(0)

Я рассматриваю фотографии руководителей Моссада и пытаюсь определить, кто же из них приезжал в Одессу, кто был в этой туристической группе, так мне запомнившейся? Неужели хрупкий почитаемый старейшина – это был легендарный Иссер Харрел, руководивший службой с 1952 по 1963 год? Тогда в 2003 году ему должно было исполниться 89 лет... Могло ли это быть, чтобы в таком возрасте прилететь в Одессу, отправиться в турпоездку? Этот – мог. Аскет, железный аналитик и руководитель, прославившийся своей честностью и четким разумным руководством. Кажется, тогда прозвучало и имя Цви Замира – ему достался период от Шестидневной войны до войны «Йом-Кипур» (1968-1974). А кто был третий – Меир Амит (1963-1968)? Или Ицхак Хофи (1974-1982)? Простите, не помню. Если бы я к тому времени прочла столько о Моссаде, сколько знаю сейчас! Запомнила бы как родных.

ИзменитьУбрать
Иссер Харрел
(0)

Герой романа Амоса Оза «Познай женщину», – разведчик, израильтянин, мужчина в ситуации личной драмы и жизненного надлома. «Его задача, – пишет автор, – спасать жизнь соотечественников, предотвращая террористические акты. Даже оставив работу в разведке, Иоэль стремится спасать человеческие жизни».

ИзменитьУбрать
Цви Замир
(0)

Этот герой – метафора, напоминающая нынешний новый взлет легендарности Моссада, взлет, обусловленный подъемом волны террора в мире...

Что же дальше?


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №86 > В тумане легенд
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 01:46:41
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl