Тема 87-го номера «Мигдаль-Times» — «Интим на тысячу душ».
Именно интимная, доверительная интонация — главное отличие бардовской песни от эстрадной, будь это небольшая компания или огромная фестивальная аудитория. История авторской песни, богата именами и традициями, и Одесса была одним из центров, в котором это движение активно поддерживалось.
Но актуален ли этот жанр сегодня? Тысячные фестивали, проходящие в Америке и Израиле, десятки имен новых авторов, популярность проекта «Песни нашего века», хоть и вышедшего на эстраду, — доказательство того, что хорошие стихи и особая атмосфера бардовской песни все еще востребованы, несмотря на привычность нашего уха к децибелам, а глаза — к спецэффектам звездных шоу. И очень часто, казалось бы, незамысловатая фраза, а на поверку — исполненная смысла, становится рефреном нашего дня, недели… жизни.
Новые документы пополнили фонды Музея истории евреев Одессы — история Абрама Турия, который трижды был осужден по одному и тому же обвинению — преподавание иврита.
Люди без определенного места жительства, а особенно дети-бомжи — как часто мы проходим мимо.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
70-е годы, на нескольких концертах самодеятельной песни в клубе им. Иванова, я заметила в зале человека колоритной восточной внешности, с женой и двумя маленькими дочерьми. Мне объяснили, что это Марк Меерович – руководитель «Дельфинии». Настало время задать ему вопросы…
Бардовская, она же – авторская, она же – самодеятельная песня – жанр старинный и почтенный. Если вы сейчас тоже вспоминаете разнообразных рапсодов, аэдов, менестрелей и гусляров, вы разделяете эту свежую мысль.
Подборка песен известных бардов
История авторской песни в целом – убедительная иллюстрация тому, насколько развитие культуры сцеплено с историей страны и общества. Рождение и жизнь этого жанра в Израиле, конечно, имеет свои характерные особенности. А количество публикаций, обзоров, книг, фестивалей и вообще еврейских бардов показывает: АП вполне уверенно пустила корни в этой древней земле. Рискну предположить, что на сегодняшний день интереса к АП у израильтян даже больше, чем в бывшем Советском Союзе.
С тех пор, как отзвучал на чимганской поляне последний аккорд последнего доперестроечного фестиваля авторской песни в тогда еще советском Узбекистане, прошло более двух десятилетий. Немало изумленная, откуда в принципе взялась эта прорва лет, земли, воды, неба, встреч-расставаний, я продолжаю радоваться и дивиться тому, что выпало в эмиграции как подарок – американскому феномену авторской песни на русском языке. Жанр пришел из-за океана процвесть, да не умер, в анналы истории на новом берегу не ушел – и продолжает являть себя во всей полноте, не становясь от отсутствия совковой диктатуры бедным суррогатом.
Начало шестидесятых… Ох, и развеселое было время! Шумными компаниями перемещались мы из дома в чью-нибудь мастерскую, оттуда снова к кому-то домой… Читали стихи, обсуждали работы друзей-художников. Обычно кто-то брал в руки гитару. Что пели? Трудно сказать. «Пилигримов», например, хотя имя автора стихов узнали много позднее, и песни Булата Окуджавы.
В музей истории евреев Одессы этим летом пришел одессит, а ныне житель Нью-Йорка Колман Турий, и пообещал прислать уникальные материалы о своем отце. Во времена, когда рушился Советский Союз, ему удалось добыть из архива КГБ «Дело» отца и снять копию с обвинительного заключения.
Эти и другие документы вместе со статьей, написанной К. Турием для «Русского базара», уже находятся в нашем музее.
Их никогда так много не было, людей, лишенных крова («без определенного места жительства» – паскудное чиновничье обозначение этих несчастных, дающее аббревиатуру «бомж»). Их вовсе не было в моем послевоенном голодном детстве. И так много их не бывало в мире людей в самые тяжелые времена жизни!
Виктория Райхер с 1990 года живет в Израиле. Окончила Иерусалимский Университет и Университет Лесли, работает психотерапевтом. Пишет прозу и песни на свои и чужие стихи, вышел диск «Полет шмеля». В 2003 г. стала дважды лауреатом Всеизраильского конкурса литераторов. Участник заключительного концерта «Дуговки-13». В сентябре 2003 г. участвовала в фестивале «Песнь о Земле» в Ткоа. Любимые авторы: Михаил Щербаков, Юрий Лорес и Юлий Ким.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.