БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №96-97 > Призвание
В номере №96-97

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+7
Интересно, хорошо написано

Призвание
Сергей КНЯЗЕВ

Бывает, что люди, достигшие вполне взро­с­лого возраста, на духовном уровне остаются маленькими детьми. Годы не измеряются отметкой в паспорте. Достигший преклонных лет человек, с точки зрения его истинного, духовного возраста – может быть, вовсе застрял на месте, как «ребенок, забавляющийся под столом».
К счастью, мы можем видеть и прямо противоположные примеры: художнику, который стремится постичь смыслы бытия, даются свыше силы на то, чего он не мог бы создать сам.

ИзменитьУбрать
(0)

«Праведник как пальма расцветет,
как кедр ливанский вознесется...»
Псалмы Давида

Некоторые зрители и рецензенты сравнивали работы Островского с наследием великого Шагала. Между тем, здесь лучше указать на принципиальное различие. И дело не только в том, что во времена Шагала мир штетла еще существовал, хоть это уже был период его пути «с ярмарки». Но где бы ни находился Шагал, что бы ни делал, он всегда артистично «разворачивал» мир местечка до планетарных масштабов. Не свернутость, а щедрая эксплицитность характерна для Шагала.
Конечно, и тот, и другой – романтики. И прин­цип «двоемирия», ухода от реальности, присущи им обоим. Но все дело в том, что для Шагала – еврейский мир реальнее всех прочих. А у Островского это уже «Мир иной».
И тем острее, пронзительнее ощущение того, что даже ушедшее безвозвратно в чем-то самом существенном – непреходяще. И чем глубже «еврейские» сны Островского, тем явственней становятся ценности, которые называют общечеловеческими/
(М. Рашковецкий, директор Музея истории евреев Одессы)
В картинной галерее на Софиевской состоялась уникальная, привезенная из Израиля, выставка одессита Иосифа Островского.

Окончив училище, Островский очень рано, в 20 лет, был принят в Союз художников. Он много выставляется, есть мастерская, приходит мастерство и достижения. Но художник все время в поиске, проходит различные периоды и влияния, как бы чувствуя, что ему еще предстоит иная, особенная участь.

Постепенно появляются персонажи шепетовского детства: немного смешные, неловкие провинциальные «старички» – толкователи и спорщики, наивные мудрецы и местечковые философы. Вместе с ними приходит раскрепощение и свобода формы. Художник почув­ствовал, что нашел свою большую тему, и тут уж он пошел до конца, подобно праотцу «обрезал себя»: нашел совершенно новый художественный язык, лишенный даже намека на пафос, наоборот, стремящийся к непосред­ственности детского рисунка и простоте прит­чи. Сумел отказаться от наработанного годами мастерства, уведя его вглубь картины.

ИзменитьУбрать
(0)

Только поэтическое, возвышенное сознание может отобразить пульсацию, протекание жизни. Но Островский поставил перед собой на порядок более сложную задачу – передать духовную жизнь, ее свободные и светлые структуры, пронизывающие все сущее.

В 80-е годы запрещенная живопись жила не только в формате квартирных выставок, многие мастерские становились выставками произведений, показать которые официально было невозможно. У А. Ацманчука стояла огромная картина «Полет», у А. Фрейдина – десятки его «Девушек», в мастерской Островского «появлялись» все новые и новые «евреи».

ИзменитьУбрать
(0)

Казалось, что от стены, у которой были сложены сотни холстов, исходит мерцающий свет. В них, несомненно, присутствовала мистическая сторона. Каждая картина звучала новой мелодией, и все вместе они составляли полифоничное и единое произведение.

ИзменитьУбрать
(0)

Среди его героев не было реформаторов и ортодоксов, левых и правых. Мастер создал портрет народа, и «старые ребе» словно дожидались очередной волны эмиграции, когда каждый отъезжающий хотел увезти с собой работу Островского. Присутствие в доме такого произведения стало тогда и осталось сегодня неким отличием и определенным знаком.

А что останется в Одессе? Несколько прекрасных работ, которые еще до отъезда Островского в Израиль приобрели или получили в подарок одесские музеи и коллекционеры. Фотографии Осика, его друзей, членов семьи – вместе с рисунком «Старик с козой», подаренные Меиром Музею истории евреев Одессы.
Может быть, еще несколько работ останутся здесь благодаря усилиям новых меценатов, коллекционеров, музеев? Будем надеяться.
(М. Рашковецкий, директор Музея истории евреев Одессы)
В 1989 г. переехал в Израиль вместе с семьей и сам художник. Не так просто оставить город и друзей, мастерскую и море, не просто полюбить полупустынный пейзаж и изнурительный зной Израиля. Для Островского, очень любившего Одессу, отъезд не был эми­грацией, это был духовный долг, призвание, завершение жизненного пути и исполнение предначертанного.

ИзменитьУбрать
(0)

Символично, что сын художника стал религиозным человеком, и теперь, исполняя сыновний долг, Меир Островский показывает отцовские работы в Днепропетровске, Одессе, Киеве, Нью-Йорке и Иерусалиме.

Каждая картина на выставке сделана искренне, нет проходных вещей, и можно утвер­ждать, что имя Островского входит на наших глазах в ряд самых крупных мастеров 20-го века: Шагал, Сутин, Модильяни...

Самый «еврейский» из одесских художников-евреев, в жизни Иосиф Меирович или, как называли его друзья, «Осик», был очень мягким, тактичным человеком, а в своем творчестве возвысился до тех праведников, которых писал. Он исполнил «заповеди» искусства и вошел в его тихий свет, свет настоящей живописи.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №96-97 > Призвание
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 07:45:07
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia