БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №38 > Классики одесской карикатуры
В номере №38

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Классики одесской карикатуры
Ольга Барковская

Одессит и чувство юмора — понятия неразделимые. Вспомним, сколько замечательных мастеров смеха, писателей и актеров, подарил миру наш благословенный город. Реже всплывают имена художников-карикатуристов. А ведь газетная и журнальная графика — в своем роде не менее любопытная страница культурной жизни Одессы, чем литература и театр.

Возьмем хотя бы популярный одесский журнал «Крокодил», который выходил в 1911-12 годах. Там работало настоящее созвездие талантливых художников — Федор Сегаль (он же — Крокодилов, Бернгардов), Михаил Линский, Михаил Дризо (Мад), старший брат И. Ильфа Александр Файнзильберг (Фазини), Борис Антоновский, Лазарь Митницкий, Александр Цалюк и многие другие.

Еще в 80-е годы девятнадцатого века известный одесский журналист Михаил Фрейденберг рискнул основать юмористические журналы «Маяк» и «Пчелка». Имена ведущих карикатуристов этих изданий: Вербеля, Чемоданова и прочих сейчас практически забыты. Зато рисунки Леонида Пастернака на тех же страницах, уверена, еще станут предметом специальных изысканий.

ИзменитьУбрать
(0)

Много лет спустя уже немолодой и знаменитый художник, давно уехавший не только из Одессы, но и из России, вспоминал о начале своей карьеры рисовальщика: «Однажды шел я по Дерибасовской и столкнулся с идущим мне навстречу Михаилом Федоровичем Фрейденбергом. “Вот кстати! Вы ведь, кажется, рисуете? Не зайдете ли ко мне на минутку?..”» А дальше события развивались так: Фрейденберг попросил Пастернака сделать рисунок для обложки нового журнала «Маяк». Юный художник (в ту пору — гимназист!) испугался и стал отнекиваться. Тогда «работодатель» сказал: «Мне надо на некоторое время уйти, а Вы вот сядьте здесь — вот бумага, карандаши и... до свиданья! Я даже запру Вас на ключ, чтобы Вы, чего доброго, не сбежали до моего прихода...» С первым в своей жизни ответственным заказом Леонид Пастернак справился успешно, Фрейденберг был в восторге: «Ну, я спасен, слава Б-гу! Молодчина!.. Я знал! Молодец Вы! Я обращался ведь к нашим двум заправским художникам — черт знает, что получалось! А ведь уже объявлено о выходе первого номера, у меня же ничего еще нет... Сам Б-г послал мне Вас — у нас с Вами дело пойдет!»

Действительно, «дело пошло», и страницы той же «Пчелки» изобилуют юмористическими рисунками Пастернака.

О Пастернаке много написано, широко известна книга его воспоминаний «Записи разных лет», поэтому нет нужды пересказывать здесь его дальнейшую биографию. Тем более, что его карьера на поприще юмористической графики этим эпизодом и завершилась. А вот о двух других одесских художниках, самых популярных карикатуристах нашего города в начале ХХ века, Михаиле Линском и Мад'е, знают значительно меньше. Оба были прирожденными газетчиками, их карикатуры и шаржи на известных одесских деятелей буквально заполоняли газетные страницы и иллюстрированные приложения, часто по два-три рисунка в номере.

Михаил Семенович Линский (Моисей Симович Шлезингер) — уроженец Николаева, в 1890-е учился в Одесской рисовальной школе, имя его несколько раз встречается в протоколах художественного совета школы в части «об учениках школы, не посещавших классы и не представивших работ». Школу он явно не закончил. В Одессе имя Линского вновь возникает в начале 1900-х годов, и с этих пор его рисунки, остроумные и точные, регулярно появляются на страницах популярнейших местных изданий — газет «Одесский листок» и «Одесские новости», журналов «Крокодил», «Бомба», «Театр и кино». Это были отклики на политические события, на злобу дня, серии зарисовок «Провинциальные силуэты», «Вся Одесса», «Муниципальная Одесса», «Финансовая Одесса» и другие. Художник, автор скетчей, пародий, киносценариев, журналист, художественный критик, театральный антрепренер — всеобщий любимец, талантливый, обаятельный, небрежно элегантный. Даже ехидные одесские газетчики отзывались о нем с неизменной симпатией. «М. Линский. Известен как карикатурист, но и пишет очень недурно. По внешности вполне европеец, чем (вместе еще кое с кем) заметно выделяется в среде одесских журналистов», — отмечал, к примеру, Ефим Зозуля.

ИзменитьУбрать
М. Линский. Шарж на
журналиста И. Хейфеца
(0)

В 1915 г. Линский уезжает в Петроград, сотрудничает в журнале «Новый сатирикон», пишет сценки для театров миниатюр, пробует себя в кино. Работает в московских изданиях, не порывает связи и с Одессой. А в 1918 г. возвращается на юг, бежит от новой, большевистской власти, против которой резко выступал на страницах собственного журнала «Барабан» (журнал, кстати, закрыли не сразу, он выходил в Петрограде с мая 1917 — до весны 1918 г.). В конце 1919 г., когда иллюзии о возможности возвращения прежней жизни исчезают, Линский эмигрирует — по «классическому» маршруту: через Константинополь — в Париж.

В эмиграции он по-прежнему деятелен: сотрудничает в русских и французских газетах, выпускает журнал «Бич», пишет киносценарии. О последних днях художника рассказал Дон-Аминадо в книге воспоминаний «Поезд на третьем пути»: «...во время оккупации Парижа бывший балетный фигурант и немецкий наймит, по фамилии Жеребков, с удивительной прозорливостью докопался и открыл, что бывший принц де Линь был всего-навсего уроженец города Николаева Шлезингер, на основании чего и по приказу генерала фон Штульпнагеля, в одно прекрасное последнее утро, за крепостными валами Монружа, уже не с легкой проседью в подстриженной бородке, а белый как лунь и белый как полотно, Михаил Семенович Линский был расстрелян и зарыт в братской могиле в числе первых ста заложников».

Мад, он же Михаил Александрович Дризо, родился в 1887 году, в семье одесского врача. Еще студентом юридического факультета Новороссийского университета он начал публиковать свои рисунки в одесских газетах и журналах. Ко времени окончания университета Дризо приобрел опыт карикатуриста, псевдоним Мад (МАД, MAD) — и популярность. В итоге, вместо респектабельной карьеры юриста он выбрал ненадежную судьбу газетчика. С тех пор рисунки Мад'а регулярно появлялись на страницах одесской прессы вплоть до конца 1919 года.

В 1918 году вышла книга Мад'а «Так было...». В 60 рисунках художник рассказал о жизни России с марта 1917 по март 1918 года. Здесь война с Германией, революции — февральская и октябрьская, бедная Россия, у которой «много товарищей и так мало друзей», Керенский, Троцкий, Ленин (кстати, хороших фотографий Ленина в Одессе тогда еще не было, Мад делал рисунки, в основном, опираясь на рассказы очевидцев) и прочее. Книга была конфискована германскими военными властями, большая часть тиража пропала. Сегодня доподлинно известны два сохранившихся экземпляра — в Бахметевском фонде Иллинойского университета в США и в Одесской научной библиотеке им. М. Горького.

ИзменитьУбрать
Мад. Шарж на
С. Юшкевича
(0)

События, связанные с книгой, подтолкнули художника к отъезду из Одессы. Он отплывает в Константинополь, потом ненадолго возвращается, рассказывает в газетном интервью о трудностях эмигрантской жизни — и опять уезжает, уже навсегда, в Берлин, а затем в Париж. Так же, как и Линский, Мад сотрудничает в эмигрантских и французских изданиях, достаточно уверенно находит свое место в новой обстановке. После оккупации Франции в 1942 г. Мад был арестован за ранее опубликованные карикатуры на Гитлера, Геббельса и других «героев» рейха. Чудом было то, что военный суд не счел возможным осудить художника за рисунки, сделанные до капитуляции Франции — несмотря на еврейское происхождение автора. Но вскоре Мад'ом заинтересовалось гестапо. Буквально за два часа он вместе с женой успел покинуть Париж и до конца войны они скрывались в провинции по поддельным документам.

В послевоенное время Мад продолжал работать во французских изданиях. Он дожил до 1953 года.

Сейчас возрос интерес к нашим героям за рубежом: выходят статьи о Мад'е, Линского ставят в один ряд с одним из крупнейших мастеров русской сатирической графики, корифеем «Сатирикона» Н. Ремизовым (Ре-Ми), — о них начали говорить, как о крупных фигурах в истории современной карикатуры. Давайте же будем помнить об этих замечательных художниках и в родной для них Одессе.


Гость-a
02.06.2006 07:01

MAD!
Это мой пра-пра-пра-прадед!
класс...

Гость-9
04.06.2006 05:19

MAD!
Это мой пра-пра-пра-прадед!
класс...


Напишите подробнее. Интересно же. А кроме того, у нас есть еврейский музей. Может, у Вас имеется что-нибудь, чему место там?

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №38 > Классики одесской карикатуры
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 01:54:14
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Dr. NONA Еженедельник "Секрет"