БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №29 > «Шма, Исраэль» на бастионах
В номере №29

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

«Шма, Исраэль» на бастионах
Борис Гельман

«Повелеваем обратить евреев к отправлению рекрутской повинности», — гласил указ царя Николая I от 26 августа 1827 года. Указ установил повышенную норму для иудеев: по десять рекрутов с тысячи человек ежегодно, тогда как у христиан брали по семь с тысячи и раз в два года. В отличие от других народностей, еврейских мальчиков призывали, начиная с двенадцати лет. Совершеннолетние направлялись на действительную службу, а ребят в возрасте с двенадцати до восемнадцати лет определяли в школы кантонистов «для приготовления к военной службе».

ИзменитьУбрать
Борис Гельман
(0)

Принимая присягу, совершеннолетние рекруты-евреи произносили вслед за раввином над свитком Торы слово в слово по-еврейски: «Именем всемогущего и вечного Б-га Израиля клянусь, что желаю и буду служить российскому императору и российскому государству, куда и как назначено мне будет во все время службы, с полным повиновением начальству...»

Один из царских министров утверждал: «Рекрутский набор есть благодеяние для еврейского народа. Сколько праздных и бедных жидов, поступивших на службу, теперь сыты, одеты и укрыты от холода и сырости».

Однажды А. Герцен наблюдал на этапе такую картину: «Привели малолеток и построили в правильный фронт; это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видал — бедные, бедные дети! Бледные, изнуренные, с испуганным видом, стояли они в неловких, толстых солдатских шинелях со стоячим воротником, обращая какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных солдат, грубо ровнявших их... «Жиденышей в кантонисты повезли. Только мало кто из них доедет», — пояснил кучер».

Каково было детям — к месту службы их отправляли под конвоем; в батальонах и школах кантонистов им доставалось за приверженность своей вере, обычаям, за незнание русского языка; их пропускали сквозь строй, ставили коленями на горох и битый кирпич, подвергали жестоким наказаниям, отбирали и сжигали молитвенники.

Можно было облегчить свою участь, крестившись. Перешедшие в православие получали в подарок 25 рублей и определенные льготы. В донесениях сообщалось о новых именах крещеных: Мойша Пейсахович — Григорий Павлов, Израиль Петровицкий — Николай Иванов, Йосель Левиков — Василий Федоров... Ежемесячные рапорты о количестве крещеных посылались лично Николаю I, который поощрял особенно усердных начальников.

Крымская война стала для России XIX века, после Отечественной 1812 года, крупнейшей военной кампанией. Особое значение это историческое событие имело для российских евреев: они впервые за долгие столетия воевали в составе регулярной армии. Именно в те годы норму рекрутов с еврейского населения увеличили втрое: по тридцать человек с тысячи, и так дважды в год. Эти данные приводит историк Э. Флисфиш в книге «Кантонисты».

Профессор Стэнфордского университета Стивен Ципперштейн замечает, что война, которая велась в далеком Крыму, вызвала значительный интерес среди евреев, и приводит наблюдения писателя XIX века Л. Леванды: «Еврейских юношей, как и взрослых, новости о войне буквально пьянили... Любопытство евреев было напряжено до невозможной степени...»

Гибель примерно пяти сотен еврейских солдат в Севастополе, заключает американский ученый, «без сомнения, усилила тревожный интерес к той войне». Видимо, и потому, что непосредственно коснулась многих семей, потерявших своих отцов и братьев.

В соответствии с приказом, который поступил в войска в начале Крымской войны, «евреи-солдаты обязаны были носить на себе особые, установленные религиозным обрядом значки, чтобы в случае их смерти на войне, можно было отличить от прочих убитых воинов и хоронить их по еврейскому обряду». («Крымский вестник», №101, 20 апреля 1900 года, «Еврейское военное кладбище»). Специально назначенные старосты из солдат-евреев следили за соблюдением этого приказа.

Сколько евреев приняло участие в войне, точно до сих пор не известно. Памятник на братской могиле, где покоятся только 500 воинов-евреев, погибших при обороне Севастополя в 1854-55 годах, свидетельствует, что их было несколько тысяч (потери были 1:5), и сражались они достойно.

Однако научных исследований на тему участия воинов-евреев в Крымской войне, как и художественных произведений (за исключением «Наследственного подсвечника» О. Рабиновича, где упоминаются отец и сын — участники обороны Севастополя), не оказалось, во всяком случае, мне они не известны. Участие воинов-евреев в Крымской войне не заметили самые известные авторы, писавшие об этой памятной для России военной кампании. Перечитайте «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, «Севастопольскую страду» С. Сергеева-Ценского, «Осажденный Севастополь» М. Филиппова — ни одного еврейского имени.

ИзменитьУбрать
Памятник погибшим солдатам-
евреям в Севастополе
(0)

Сегодня с определенной достоверностью можно утверждать, что это белая страница в истории евреев России и Украины. Точнее, пропущенная...

Тем важнее документальное свидетельство. В фонде редких книг библиотеки «Таврика» в Симферополе хранится четырехтомный «Сборник рукописей, представленных его императорскому высочеству государю наследнику-цесаревичу о севастопольской обороне севастопольцами» (1872). В первом томе опубликованы воспоминания полкового адъютанта Владимирского пехотного полка поручика Наума Александровича Горбунова, воинскую доблесть которого в Севастополе отмечал вице-адмирал В. Корнилов. В них описываются героические действия офицеров и солдат Владимирского полка, который прибыл форсированным маршем из Молдавии в Крым 17 августа 1854 года. Вместе с ними сражались и воины-евреи. Об одном из них упоминает Н. Горбунов:

«Неприятель буквально мел ядрами бастионы. Над нами было истинно чугунное облако — становилось просто темно от массы снарядов, пролетавших над головой. Сначала с нашей стороны отвечали дружно, потом слабее, наконец, к вечеру — изредка, так как на 3-м бастионе почти все орудия были или подбиты, или сворочены, прислуга возле них перебита и ранена.

Всю ночь усиленно производились работы к возобновлению с основания брустверов, на постановку и починку орудий, и наутро 3-й бастион явился пред неприятелем как ни в чем небывалый...

Во 2-й мушкетерской роте был рядовой Белинский (иудейского закона), о котором нельзя не вспомнить. Белинский постоянно находился на бастионе (он был хороший портной и отличный стрелок), ходил в ложементы, храбро дрался на вылазках и во время нападений. Не желая перейти в православие, он уклонялся от всех предлагаемых ему снисхождений, не желал производства поэтому в унтер-офицеры и не получил знака отличия военного ордена, который вполне и неоднократно заслужил.

Личность этого еврея-солдата заслуживает вдвойне похвалы — как храброго защитника, так и твердого в убеждениях человека. Сверх того, замечательно то, что Белинский, как еврей, составлял такое редкое исключение своею храбростью, так как племя, к которому он принадлежал, отличается именно робостью...»

Честь и хвала русскому офицеру Науму Александровичу Горбунову! Он сохранил имя рядового Белинского. Теперь эта славная фамилия должна найти свое место на скрижалях еврейского героизма.

Всех оставшихся в живых воинов правительство наградило знаками отличия «и даже в виде исключения даровало всем евреям — участникам этой кампании особые права».

Рассказывает Исаак Наумович Слуцкий: «Мой дед Исаак Наумович Слуцкий, от которого я унаследовал имя, отчество и фамилию, умер на девятом десятке жизни за несколько лет до моего рождения. Сохранилась его фотография. Здесь ему лет шестьдесят. Что мне известно о нем? Исаак Слуцкий родом из Белоруссии, рано остался сиротой. Его определили в школу кантонистов, откуда он попал в армию, и в годы Крымской войны сражался на бастионах Севастополя все 349 дней обороны. Еще я помню грамоту, дарованную правительственным постановлением, которая гласила, что рядовому Слуцкому (иудейского закона) разрешена оседлая жизнь в Севастополе как защитнику города, дано право на приобретение собственности, детям и внукам — на бесплатное обучение в реальных училищах России.

В те годы право на проживание в Севастополе получали евреи-купцы 1-й и 2-й гильдии. И такую же привилегию даровали евреям — участникам Крымской кампании.

В семье деда народились три дочери, четверо сыновей.

По фамильным воспоминаниям, дед сражался в районе Малахова кургана, об этом он иногда рассказывал, когда семейный круг собирался на Шабат».

Исаак Слуцкий, как и рядовой мушкетерской роты Белинский, не последовал за своими соплеменниками, которые в годы Крымской войны принимали крещение. Именно такие солдаты, как Белинский и Слуцкий, по свидетельству православных однополчан, шли на вылазки со словами «Шма, Исраэль». Не за награды, не за звания. По вере отцов, по велению сердца.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №29 > «Шма, Исраэль» на бастионах
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 07:12:09
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl